Образовательные инструментальные сайты двойного назначения как средство развития исследовательских умений студентов
- Авторы: Пак Н.И.1, Хегай Л.Б.1
-
Учреждения:
- Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
- Выпуск: Том 22, № 4 (2025)
- Страницы: 448-460
- Раздел: РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/356910
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-4-448-460
- EDN: https://elibrary.ru/FJAOUA
- ID: 356910
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы. Формирование и развитие исследовательских умений студентов в предметной подготовке в условиях цифровой трансформации образования - одна из важнейших задач. Цель - обоснование методического приема развития исследовательских умений при обучении студентов педагогических специальностей созданию образовательных инструментальных сайтов двойного назначения. Методология. Многие исследовательские умения развиваются в деятельности человека при творческой разработке цифровых ресурсов. Если при обучении будущих учителей сайтостроению обозначить задачу создания сайта для обучения и проведения исследований, связанных с его дизайном, то подобная деятельность будет иметь три аспекта: мотивированное обучение по проектной стратегии; создание инструментария и проведение исследований в рамках выполняемого учебного проекта; создание практически полезного учебного ресурса. Спектр проблем по дизайну экранного интерфейса, сопутствующих содержательных и несодержательных факторов цифровой среды достаточно широк и предоставляет возможность для многообразия постановок исследовательских задач. При этом задачи вполне доступны для студентов разных педагогических специальностей. Результаты. Приведены примеры выполненных работ студентов по созданию учебных инструментальных сайтов по темам математики и информатики. Наблюдения за учебной деятельностью показали высокую творческую и познавательную активность, увлеченность, умение находить нужную информацию, желание самостоятельно проводить собственные исследования, гордиться полученным полезным продуктом двойного назначения. Заключение. Предложенный методический прием по выполнению заданий, связанных с обучением создания учебных сайтов (веб-ресурсов) двойного назначения, позволяет формировать и развивать у студентов исследовательские способности.
Об авторах
Николай Инсебович Пак
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Автор, ответственный за переписку.
Email: koliapak@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2105-8861
SPIN-код: 9943-2111
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и информационных технологий в образовании
Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89Людмила Борисовна Хегай
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Email: hegail@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4163-9436
SPIN-код: 6210-4490
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании
Российская Федерация, 660049, Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89Список литературы
- Pak NI. Mental Approach in Education. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev Publ.; 2025. 148 p. (In Russ.) EDN: RPOLVX
- Luk AN. Thinking and Creativity. Moscow: Politizdat Publ.; 1976. 144 p. (In Russ.)
- Soldatova GU, Nikonova EYu, Koshevaya AG, Trifonova AV. Media multitasking: from cognitive functions to digital. Journal of Modern Foreign Psychology. 2020;9(4):8–21. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090401
- Anderson J, Rainie L, Luchsinger A. Artificial Intelligence and the Future of Humans. Pew Research Center; 2018. p. 1–123.
- Barxatova DA, Pak EN. “Cross-ending” learning resources in the system of continuous professional teacher training. In: XXIV International Conference on Science and Technology Russia – Korea – CIS, 28–29 August 2024, Moscow. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University Publ.; 2024. p. 221–223. (In Russ.)
- Sweller J. Cognitive load during problem solving: effects on learning. Cognitive Science. 1988;12(2):257–285. https://doi.org/10.1207/s15516709cog1202_4
- Porozova DY. Geshtal’t as the basis of visual perception. Chelovek v Mire Kul’tury. 2012;(3):23–27. (In Russ.)
- Lachter J, Forster KI, Ruthruff E. Forty-five years after Broadbent (1958): still no identification without attention. Psychological Review. 2004;111(4):880–913. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0033-295X.111.4.880
- Ortlieb SA, Kügel WA, Carbon Cl-Ch. Fechner (1866): the aesthetic association principle – a commented translation. i-Perception. 2020;11(3):1–20. https://doi.org/10.1177/2041669520920309
- Spiro RJ, Coulson RL, Feltovich PJ, Anderson DK. Cognitive Flexibility Theory: Advanced Knowledge Acquisition in Ill-Structured Domain. University of Illinois at Urbana-Champaign; 1988. No. 441.
- Asefnezhad A. The influence of word order on the perception of the content of an utterance (dissertation for the degree of Candidate of Philological Sciences). Voronezh; 2013. 166 p. (In Russ.)
- Sakurai N, Nagasaka K, Takahashi Sh, et al. Brain function effects of autonomous sensory meridian response (ASMR) video viewing. Frontiers in Neuroscience. 2023;17:1025745. https://doi.org/10.3389/fnins.2023.1025745
- Myrick JG. Emotion regulation, procrastination, and watching cat videos online: who watches Internet cats, why, and to what effect? Computers in Human Behavior. 2015;52:168–176. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.06.001
Дополнительные файлы

