Том 22, № 4 (2025)
- Год: 2025
- Статей: 9
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/issue/view/24274
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2025-22-4
Весь выпуск
ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Профессиональная идентичность педагога в эпоху искусственного интеллекта: к построению исследовательской программы
Аннотация
Постановка проблемы . В условиях происходящей трансформации общества и культуры система образования сталкивается со значительными вызовами (демографические сдвиги, широкое распространение цифровых технологий и сервисов, изменение социальной инфраструктуры образования и др.). Педагог оказывается перед необходимостью освоения новых ролей (коуч, дизайнер, наставник, аналитик и др.), что очевидным образом сказывается на его профессиональной и личностной идентичности. Создание специальной исследовательской программы и технологий ее поддержки оказывается критически важным для качества образования и профилактики негативных сценариев личностной трансформации, в том числе профессионального выгорания, невротизации и др. Методология . Основываясь на феноменологическом подходе и методологии междисциплинарных исследований, включающих представления из области философии, социологии, психологии и педагогики, осуществлена критическая реконструкция понимания технологий искусственного интеллекта (ИИ) как системного интегратора и интерпретатора глубинной трансформации профессиональных культур. В этом контексте профессиональная идентичность педагога рассматривается как динамический результат процесса самопознания и самоопределения во взаимодействии с информационной средой. Результаты . Интеграция ИИ в образовательную среду порождает два ряда последствий, один из которых достаточно очевиден (необходимость овладения новыми средствами деятельности, следовательно, компетенциями), а второй менее заметен, но является определяющим для успешности процесса цифровой трансформации: переосмысление ценностно-смысловых оснований профессиональной идентичности и деятельности. Педагог вынужден переосмысливать свою роль, акцентируя внимание на таких аспектах, как эмпатия, креативность, этическое суждение. Разработка соответствующих представлений и технологий поддержки процесса идентификации и самоидентификации требует создания соответствующей исследовательской программы. Заключение . Исследовательская программа в сфере профессиональной идентичности педагога предполагает опору на многие актуальные направления развития социально-гуманитарного и психолого-педагогического знания в конце XX - начале XXI в., она способна дать значимый импульс к развитию науки и технологий в социально-гуманитарной сфере.
389-399
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ
Культура использования искусственного интеллекта молодежью как фактор противостояния рискам применения нейросетей в образовании
Аннотация
Постановка проблемы. Влияние искусственного интеллекта (ИИ) на молодежь в образовательном процессе как положительное, так и отрицательное. Основная проблема - определение феномена «культура использования искусственного интеллекта молодежью» как системного личностного образования, выявление его функций, обеспечивающих противостояние рискам использования нейросетей в образовании. Методология. Ведущие методы исследования - критический анализ научно-педагогических источников, систематизация, классификация, опрос. Анализ подходов исследователей к проблемам связи культуры применения цифровых технологий и культуры человека позволил рассматривать культуру использования ИИ молодежью через коммуникативную деятельность, творческую активность и творческое саморазвитие личности. Результаты. Впервые определен феномен «культура использования искусственного интеллекта молодежью»; осуществлено выделение структуры и описание содержания компонентов изучаемого феномена, его социокультурных функций в цифровом обществе, обеспечивающих противостояние рискам использования ИИ в образовании; выявлены критерии и показатели культуры использования ИИ молодежью для ее оценки. Заключение. Введение нового понятия обеспечивает расширение научных представлений об образовательной сущности обучения с помощью ИИ. Критерии и показатели культуры использования ИИ открывают возможности для ее диагностики, разработки новых педагогических технологий и оценки рисков.
400-416
Перспективы использования модели искусственного интеллекта в качестве образовательной платформы для обучения микробиологов
Аннотация
Постановка проблемы. Технология искусственного интеллекта (ИИ) обладает широким потенциалом в различных областях медицины, в том числе и в микробиологии. Однако в настоящее время ИИ и образовательные платформы с его использованием применяются недостаточно. Актуальным является решение проблемы оптимизации существующих методов подготовки микробиологов в вузе при помощи ИИ, чтобы сделать процесс обучения студентов более эффективным, персонализированным и глубоким. Методология. Проанализированы российские и зарубежные исследования, посвященные применению ИИ в медицине и в медицинском образовании, проведено моделирование подходов к подготовке микробиологов - качественного проведения лабораторных исследований, основанных на использовании ИИ. Авторы применяли передовые методы машинного обучения, включая алгоритмы сегментации и кластеризации для обработки изображений микробиологических образцов. Результаты . Разработан и внедрен учебный курс «Применение искусственного интеллекта в микробиологической практике» для слушателей программ ДПО и студентов - будущих микробиологов с целью вооружить их знаниями и практическими умениями по интеграции описываемой технологии в процесс анализа микробиологических образцов. Предложены теоретические и практические подходы к проведению занятия в лаборатории, приемы подготовки образцов и создания масок с помощью ИИ. Внедрение учебного курса показало высокую готовность обучающихся к работе с ИИ, актуальность предложенных образовательных материалов и возможность их применения на практике в широком спектре лабораторных исследований. Заключение . Разработанный и описанный учебный курс для подготовки слушателей системы ДПО и студентов - будущих микробиологов - перспективная основа для обучения в рамках качественного изменения практических исследований в микробиологических лабораториях, проводимых с использованием ИИ.
417-434
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Особенности подготовки студентов педагогических специальностей вузов к использованию блокчейн-технологий в профессиональных коммуникациях
Аннотация
Постановка проблемы . Блокчейн-технологии имеют существенный потенциал применения и позволяют повысить эффективность профессиональных коммуникаций педагогов. Однако большинство современных преподавателей не используют такие технологии во всех формах профессионального взаимодействия. Необходимы исследования, направленные на решение проблемы поиска подходов к развитию существующих систем подготовки студентов педагогических специальностей вузов как в направлении использования блокчейн-технологий в качестве объекта изучения, так и в овладении дополнительными приемами профессиональных коммуникаций, предусматривающими обеспечение прозрачности, надежности, децентрализации и доверительности педагогического взаимодействия. Методология. Осуществляется непрерывное наблюдение как, в каких случаях и с какой целью педагоги используют блокчейн-системы, изучается степень практической эффективности предлагаемых подходов и средств для формирования у студентов потребности к использованию подобных технологий в рамках профессиональных коммуникаций, включая содержание обучения и систему практических заданий. Результаты . Разработано и на примерах показано расширение целей, содержания, методов и средств подготовки будущих педагогов, направленное на их знакомство с возможностями и преимуществами использования блокчейн-технологий в профессиональных коммуникациях. Выявлены и систематизированы особенности использования блокчейн-технологий для таких коммуникаций в рамках разных форм и уровней получения образования. Заключение . Предлагаемая подготовка будущих педагогов к работе с блокчейн-технологиями способствует повышению эффективности их последующих профессиональных коммуникаций, особенно осуществляемых в телекоммуникационном формате. Это может быть достигнуто за счет повышения прозрачности, стабильности и надежности обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса.
435-447
РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
Образовательные инструментальные сайты двойного назначения как средство развития исследовательских умений студентов
Аннотация
Постановка проблемы. Формирование и развитие исследовательских умений студентов в предметной подготовке в условиях цифровой трансформации образования - одна из важнейших задач. Цель - обоснование методического приема развития исследовательских умений при обучении студентов педагогических специальностей созданию образовательных инструментальных сайтов двойного назначения. Методология. Многие исследовательские умения развиваются в деятельности человека при творческой разработке цифровых ресурсов. Если при обучении будущих учителей сайтостроению обозначить задачу создания сайта для обучения и проведения исследований, связанных с его дизайном, то подобная деятельность будет иметь три аспекта: мотивированное обучение по проектной стратегии; создание инструментария и проведение исследований в рамках выполняемого учебного проекта; создание практически полезного учебного ресурса. Спектр проблем по дизайну экранного интерфейса, сопутствующих содержательных и несодержательных факторов цифровой среды достаточно широк и предоставляет возможность для многообразия постановок исследовательских задач. При этом задачи вполне доступны для студентов разных педагогических специальностей. Результаты. Приведены примеры выполненных работ студентов по созданию учебных инструментальных сайтов по темам математики и информатики. Наблюдения за учебной деятельностью показали высокую творческую и познавательную активность, увлеченность, умение находить нужную информацию, желание самостоятельно проводить собственные исследования, гордиться полученным полезным продуктом двойного назначения. Заключение. Предложенный методический прием по выполнению заданий, связанных с обучением создания учебных сайтов (веб-ресурсов) двойного назначения, позволяет формировать и развивать у студентов исследовательские способности.
448-460
ГЛОБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Особенности использования информационных технологий в обучении французскому языку как родному и иностранному в школах Франции, Канады, Марокко и России
Аннотация
Постановка проблемы. Франция, Канада, Марокко и Россия обладают различным уникальным опытом использования информационных технологий (ИТ) в обучении школьников французскому языку. При этом образовательные электронные ресурсы, применяемые в этих странах, учитывают различные направления и способы обучения. Однако практически полностью отсутствует сравнительный анализ особенностей использования современных ИТ в обучении французскому языку в разных странах. Целесообразно выявить лучшие практики и на их основе разработать рекомендации по оптимизации соответствующих подходов для российских школ. Методология . Применяется сравнительный анализ имеющихся способов обучения французскому языку и использования ИТ в разных странах, разрабатываются соответствующие рекомендации для российских школ, а также эксериментально проверяется эффективность предлагаемых подходов и цифровых ресурсов. Результаты. Образовательные электронные ресурсы оценены в соответствии с выделенными критериями. В результате даны рекомендации по использованию ИТ в российских школах с учетом международного опыта, а проведенный педагогический эксперимент подтвердил гипотезу, что изучение опыта и сравнительный анализ специфики использования ИТ в обучении французскому языку как родному и иностранному во Франции, Канаде и Марокко как франкоговорящих странах, учет результатов такого анализа при совершенствовании методической системы обучения французскому языку в России способствуют повышению эффективности соответствующей подготовки обучающихся. Заключение. В ходе исследования сформулированы критерии для сравнительного анализа использования ИТ при обучении французскому языку в разных странах, что позволило выявить особенности их применения во Франции, Канаде, Марокко и России. На основе этих результатов разработаны рекомендации по совершенствованию методической системы обучения французскому языку в российских школах. Экспериментально подтверждено, что использование ИТ на основе учета международного опыта повышает эффективность подготовки учащихся.
461-475
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Опыт использования ресурса Twee при работе с новостными статьями на занятиях по профессионально ориентированному английскому языку
Аннотация
Постановка проблемы. На занятиях по профессионально ориентированному английскому языку традиционно и оправданно уделяется большое внимание работе с новостными статьями. Платформы, созданные на основе искусственного интеллекта (ИИ), в частности Twee, могут облегчить труд преподавателя в подготовке к этим занятиям, однако вопрос успешности использования данного ресурса все еще недостаточно хорошо изучен, особенно в контексте обучения морскому английскому. Цель данного исследования - проанализировать работу ресурса Twee c новостными текстами, оценить его пользу для преподавателей, определить, какие его возможности наиболее значимы при планировании занятий. Методология. Рассматриваются и анализируются примеры конкретных заданий, созданных с помощью ресурса Twee на базе морских новостных текстов, наиболее удачные из которых применены на занятиях со студентами старших курсов Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, обучающихся по направлению «Технологии транспортных процессов». Также дается обзор новостных журналов морской направленности, подходящих для использования в учебном процессе. Результаты. Опыт использования ресурса Twee при подготовке занятий по профессионально ориентированному английскому языку показал, что данная платформа быстро и отчасти успешно справляется с генерацией заданий на основе новостных статей, однако не все задания оказываются корректными. Множество вопросов вызывают задания на понимание прочитанного, а также лексические упражнения, включающие полисемантические лексические единицы. В свою очередь, наиболее успешными оказываются подготовительные вопросы, а также дополнительные задания, предлагаемые студентам в конце занятия. Заключение. Ресурс Twee наряду с другими платформами, созданными на основе ИИ, способен значительно облегчить труд преподавателя при подготовке к занятиям и оправданно пользуется популярностью среди преподавателей английского языка, что не отменяет важности проверки результатов его работы, а также того факта, что именно от преподавателя зависит успешность применения заданий, созданных с помощью ИИ.
476-486
Ролевое информационное моделирование как педагогическая стратегия развития предпринимательских компетенций студентов вузов
Аннотация
Постановка проблемы . Актуальность формирования и развития предпринимательских компетенций у студентов высшей школы обусловлена тем, что бизнес играет ключевую роль в экономическом и социальном развитии общества. Благодаря предпринимательству создается конкурентная среда, которая в конечном счете повышает уровень жизни людей. При этом особое значение имеет технологическое предпринимательство, опирающееся на знания и умения пользоваться новейшими научными достижениями и новыми информационными технологиями. В многочисленных научных исследованиях рассматриваются как определения предпринимательских компетенций, так и подходы к их формированию у студентов различных вузов и направлений подготовки. Методология . Предлагается методика формирования предпринимательских компетенций у студентов ИТ-направлений подготовки, при этом делается акцент на формировании тех качеств, которые, на взгляд авторов, наиболее важны для технологического предпринимательства. Педагогическая стратегия ролевого информационного моделирования, которая в течение многих лет применялась одним из авторов для эффективного формирования ИКТ-компетенций, рассматривается в контексте формирования предпринимательских компетенций студентов высшей школы. Результаты . Приводятся результаты анализа опроса студентов и профессорско-преподавательского состава факультета компьютерных технологий и прикладной математики Кубанского государственного университета об отношении к проблеме формирования предпринимательских компетенций, примеры разработанных ролевых информационных моделей и конкретных ролей, выступая в которых студенты формируют и/или развивают качества, важные предпринимателям. Заключение . Педагогическая стратегия ролевого информационного моделирования позволяет эффективно формировать ряд качеств, необходимых для будущих предпринимателей, поэтому целесообразна работа по расширению спектра ролевых информационных моделей и совершенствованию их дидактического сопровождения.
487-497
ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ
Обучение программированию в российских школах на уровне основного общего образования: подходы и направления развития
Аннотация
Постановка проблемы. В условиях стремительного развития цифровых технологий обучение программированию в школе становится не только средством формирования базовой цифровой грамотности, но и инструментом развития аналитического мышления, способности к решению сложных задач. Однако существующие подходы к обучению программированию в основной школе имеют ряд ограничений, связанных с неудовлетворительной практической направленностью, недостатком индивидуализации и низким уровнем вовлеченности учащихся. Актуальная задача - анализ существующих подходов, выявление наиболее эффективных методов, соответствующих требованиям современной образовательной среды. Методология. Проведены анализ нормативных документов (ФГОС, ПООП), сравнение базового и углубленного уровней обучения программированию, рассмотрены основные подходы к обучению программированию: традиционный, деятельностный, проблемный и личностно ориентированный. Результаты . Каждый из рассмотренных подходов имеет как преимущества, так и ограничения. Традиционный подход обеспечивает системность, но снижает мотивацию учащихся. Деятельностный и проблемный подходы развивают практические навыки, но требуют высокой квалификации преподавателя и дополнительных ресурсов. Личностно ориентированный и интерактивный подходы способствуют вовлеченности, однако их широкая реализация в школьной программе затруднена. Заключение. Оптимальная стратегия - интеграция различных подходов для формирования гибридного подхода, сочетающего системность традиционного обучения, практическую направленность деятельностного подхода и адаптацию к индивидуальным особенностям учащихся. Такой подход позволит повысить эффективность обучения программированию в условиях современных технологических вызовов.
498-510

