Международный опыт трансформации системы повышения квалификации в условиях цифровизации
- Авторы: Сувирова А.Ю.1, Лесин С.М.1, Шевелева Н.Н.1, Антонов Н.В.2
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Департамент образования и науки г. Москвы
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 343-357
- Раздел: ГЛОБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/321269
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-4-343-357
- EDN: https://elibrary.ru/BQIFTQ
- ID: 321269
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Постановка проблемы . Современные требования к системе повышения квалификации во всем мире демонстрируют необходимость использования информационных и цифровых технологий. Актуальной задачей является обобщение эффективных подходов к решению ключевых проблем, значимых для столичного образования, в условиях цифровизации. Система повышения квалификации в Москве, проходящая путь трансформации в условиях цифровизации, испытывает потребность в формулировке эффективных предложений или модельных решений на основе анализа современного международного опыта трансформации системы повышения квалификации, что позволит ей удержать лидирующие позиции в реализации качественного образования на всех уровнях. Цель исследования - формирование предложений по совершенствованию системы повышения квалификации в Москве на основе полученных результатов анализа международного опыта трансформации системы повышения квалификации в условиях цифровизации. Методология . Использовались методы анализа научных публикаций и материалов, анализа и сопоставления материалов аналитических отчетов зарубежных организаций различных стран мира, описывающих практику реализации программ повышения квалификации. Для формирования предложений по совершенствованию системы повышения квалификации в Москве применялись методы сопоставления полученных результатов и моделирование ситуаций, в которых они могли быть применены. Результаты . Рассмотрен опыт стран Европы и Азии, основным критерием отбора которых стало то, что они занимают лидирующие позиции, зафиксированные такими международными исследованиями качества образования, как PISA и TALIS, а также имеют эффективные международные механизмы реализации системы повышения квалификации. Полученные результаты международного опыта в обобщенном виде сопоставлены с текущим состоянием столичной системы повышения квалификации, определен ряд практик и подходов, а также цифровых технологических решений, представляющих высокий интерес для осуществления эффективного процесса трансформации в условиях цифровизации. Заключение. Трансформация систем повышения квалификаций за рубежом происходит на системном уровне при реализации разных подходов, концепций, стратегий или цифровых инструментов. В рамках исследования выявлены эффективные международные практики, на основе которых возможно сформировать предложения по совершенствованию системы повышения квалификации в Москве.
Об авторах
Анастасия Юрьевна Сувирова
Московский городской педагогический университет
Email: SuvirovaAU@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2086-4960
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, лаборатория исследования образовательной политики и инновационного развития, управление стратегического развития
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4Сергей Михайлович Лесин
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: LesinSM@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0478-4343
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования, институт непрерывного образования
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4Наталия Николаевна Шевелева
Московский городской педагогический университет
Email: SheveljovaNN@mgpu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1269-5930
кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогических технологий непрерывного образования
Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4Николай Викторович Антонов
Департамент образования и науки г. Москвы
Email: antonovnv80@mail.ru
кандидат педагогических наук, начальник управления реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования Российская Федерация, 129090, Москва, ул. Большая Спасская, д. 15, стр. 1
Список литературы
- Tikhonov VA, Shalina DS, Stepanova NR. Transformation of the educational system under conditions of uncertainty and increasing demands on the labor market. Modern Problems of Science and Education. 2022;(2). (In Russ.) http://doi.org/10.17513/spno.31535
- Kazdanian SSh. Main directions of the scientific school of human-centered education. Bulletin of the Institute of Human Education. 2023;(1):11. (In Russ.)
- Barber M, Donnelly K, Rizvi S. Oceans of innovation. The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education. Educational Studies Moscow. 2012;(4):109–185. (In Russ.)
- Voronin VN. The role of additional professional education in the continuing education system. Standards and Quality. 2021;(9):63–69. (In Russ.) http://doi.org/10.35400/0038-9692-2021-9-63-69
- Korshunov IA, Lubnikov SV, Shirkova NN. Adult education and training for the development of problem-solving skills. Education and Science Journal. 2023;25(6): 166–192. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-166-192
- Fedotov AV, Belyakov SA, Klyatchko TL, Polushkina EA. Periodical cycle of training for additional vocational education: facts and demands. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(1):38–50. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.01.004
- Uvarova AIu, Frumina ID. (eds.) Challenges and prospects of digital transformation of education. Moscow: HSE University; 2019. (In Russ.) http://doi.org/10.17323/978-5-7598-1990-5
- Piskunova EV, Zair-Bek ES. Teacher professionalism: an international research methodology. The World of Science, Culture, Education. 2019;(5):191–194. (In Russ.) http://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00079
- Chernysheva EN, Borisenko VI. Digital transformation of Education in Russia. Social and Humanitarian Knowledge. 2022;(3):265–271. (In Russ.) http://doi.org/10.34823/SGZ.2022.3.51833
- Kuteinitsyna TG, Postaliuk NIu, Prudnikova VA. Additional vocational education and training of personnel with applied qualifications: domestic and foreign experience. Vocational Education in Russia and Abroad. 2023;(2):200–212. (In Russ.) http://doi.org/10.54509/22203036_2023_2_200
- Korol AD, Vorotnitsky YuI. Digital transformation of education and challenges of the 21st century. Higher Education in Russia. 2021;31(6):48–61. (In Russ.) http://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61
- Toktarova VI, Rebko OV. Models of digital competencies of employees: structural and content analysis. Higher Education Today. 2022;(5–6):8–14. (In Russ.) http://doi.org/10.18137/RNU.HET.22.05-06.P.008
- Kask M, Feller N. Digital education in Europe and the EU’s role in upgrading it. Policy Brief. Berlin: Hertie School, Jacques Delors Centre; 2021. Available from: https://www.delorscentre.eu/fileadmin/20200204_Digital_education_Kask.pdf (accessed: 07.09.2023).
- Korhoonen T. Developing teachers’ transformative digital agency through transformation pedagogy. Routledge; 2022. Available from: https://helda.helsinki.fi/bitstream/handle/10138/350898/10.4324_9781003287360_18_chapterpdf.pdf?sequence=1 (accessed: 07.09.2023).
- Hwang DJ, Yang H-K, Kim H. E-Learning in the Republic of Korea. UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2010. Available from: https://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214677.pdf (accessed: 07.09.2023).
- Antonov NV, Lesin SM, Shalashova MM, Sheveleva NN. Designing teachers’s professional development strategies in the conditions of digitalization of education (foreign experience analysis). Scientific Research and Development. Socio-Humanitarian Research and Technology. 2022;(1):27–32. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/2306-1731-2022-11-1-27-32
Дополнительные файлы
