Целесообразность и способы развития компетентности учителей иностранного языка в области использования цифровых технологий в профессиональной деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . С каждым годом появляется все больше исследований, направленных на повышение качества цифровых ресурсов, создаваемых и используемых в сфере образования, а также на развитие соответствующих профессиональных качеств у педагогов. В рамках иноязычного образования при использовании различного цифрового инструментария эффективнее формируется словарный запас, моделируются диалоги, в большей степени задействуется устная речь, расширяются возможности для освоения грамматики. При этом существующие исследования практически не затрагивают проблему поиска комплексных подходов к подготовке учителей к практическому применению цифровых ресурсов в рамках развития иноязычного образования. Актуальной является проблема обоснования целесообразности совершенствования необходимых для этого систем подготовки учителей иностранного языка, поиска методов и средств для повышения эффективности работы со студентами педагогических специальностей вузов. Методология. Осуществляется многолетнее исследование, в ходе которого разрабатываются и совершенствуются образовательные программы для бакалавров и магистров педагогических направлений столичных вузов. Для определения эффективности предлагаемых разработок проводятся серии экспериментальных исследований. Результаты. Разработаны и описаны модель, условия, принципы и содержание подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональному использованию цифровых технологий. Выявлено повышение нескольких ключевых параметров, свидетельствующих об оправданности и эффективности предлагаемых подходов к развитию исследуемой компетентности учителей иностранных языков. Заключение . Реализация подходов к развитию компетентности учителей иностранных языков в области использования цифровых технологий целесообразна. Следует предусмотреть дальнейшее развитие методических систем обучения студентов педагогических вузов для комплексного использования таких технологий не только в рамках обучения школьников, но и в других видах их профессиональной деятельности.

Об авторах

Вадим Валерьевич Гриншкун

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vadim@grinshkun.ru
ORCID iD: 0000-0002-8204-9179

академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных технологий в непрерывном образовании

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Виктория Викторовна Копылова

Издательство «Просвещение»

Email: vkopylova@list.ru
ORCID iD: 0009-0009-7562-2289

кандидат педагогических наук, доцент, вице-президент

Российская Федерация, 127473, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16, стр. 3

Список литературы

  1. Filippov VM, Krasnova GA, Grinshkun VV. Cross-border education. Paid Education. 2008;6:36–38. (In Russ.)
  2. Grigoriev SG, Grinshkun VV. On the development of the textbook “Informatization of Education”. Vestnik of Moscow City University. Series: Informatics and Informatization of Education. 2005;4:24–28. (In Russ.)
  3. Dronov VP, Kopylova VV. Educational and methodological support today – the transition to new forms. In: Theory and practice of teaching foreign languages: traditions and innovations: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference in Memory of Academician of the Russian Academy of Education Inessa Lvovna Bim, 2–3 April 2013, Moscow. Moscow: Tezaurus Publ.; 2013. p. 211–213. (In Russ.)
  4. Grigoriev SG, Grinshkun VV, Zaslavskaya OYu, Kopylova VV. Teaching humanitarian disciplines in the context of informatization of basic and high school: a teaching aid for students of the professional retraining system. Moscow: Education and Informatics; 2018. (In Russ.)
  5. Marchenko VN, Kretova LN. Using the resources of an electronic English textbook in the general education space. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2021;8:51–58. (In Russ.)
  6. Pak AE. The use of computer technology in teaching English. Linguistica Juvenis. 2018;20:169–180. (In Russ.)
  7. Savina AA, Kolarkova OG. Experience of using electronic educational resources in teaching foreign languages. Problems of Modern Pedagogical Education. 2020;66-3: 254–257. (In Russ.)
  8. Semenova YuI. Basics of developing electronic educational resources in teaching foreign languages. Scientific Notes. Electronic Scientific Journal of Kursk State University. 2020;1(53):157–166. (In Russ.)
  9. Silkova YuS. Teaching a foreign language based on electronic educational resources. In: Innovative activities in modernization of the agro-industrial complex: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference of Students, Graduate Students and Young Scientists, 7–9 December 2016, Kursk. Part 3. Kursk: Kursk State Agricultural Academy; 2017. p. 337–340. (In Russ.)
  10. Taran DA. Using electronic educational resources in teaching English. Trends, factors and mechanisms for increasing effectiveness of domestic science: Proceedings of the AllRussian Scientific and Practical Conference with International Participation, 13 June 2023, Omsk. Ufa: Aeterna; 2023. p. 106–108. (In Russ.)
  11. Khlybova MA. Use of electronic educational resources in the process of teaching foreign languages. Open and Distance Education. 2021;2(80):52–56. (In Russ.)
  12. Fidarova KK, Pavlova GSh, Varlamova EV, Beginina AO. Electronic technologies in teaching a foreign language. Modern Problems of Science and Education. 2020;6. (In Russ.) https://doi.org/10.17513/spno.30439
  13. Ganchimeg T, Sunjidmaa Kh. Technical development and internet sources in foreign language teaching. In: Russian language in modern China: Proceedings of the X International Scientific and Practical Conference, 21 April 2023, Chita. Chita: Transbaikal State University; 2023. p. 104–107.
  14. Israilova MN, Yuldasheva DYu. Use of modern methods in teaching foreign languages. Theoretical & Applied Science. 2021;11(103):901–903.
  15. Vikulova L, Yazykova N, Makarova I, Gerasimova S. New technologies in teaching foreign languages: expertise in network interactions. In: Education and educational psychology: Proceedings of the 5th International Forum on Teacher Education, 29–31 May 2019, Kazan. Kazan: European Publisher; 2020. p. 260–268.
  16. Martyushev N, Shutaleva A, Malushko E, Nikonova Zh, Savchenko I. Online communication tools in teaching foreign languages for education sustainability. Sustainability. 2021;13(19). https://doi.org/10.3390/su131911127
  17. Kopylova VV. Media text in foreign-language lingvodidactic communication. Media Linguistics Journal. 2017;6: 227–228. (Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference “Language in the coordinates of mass media”). (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».