Формирование содержания курса информатики в контексте обеспечения информационной безопасности личности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье рассматриваются возможные пути развития общеобразовательного курса информатики: с технологической или социокультурной доминантой. Целью исследования является выделение основных факторов (существенных обстоятельств), которые дают возможность развить содержание обучения этому курсу в социокультурном ключе. В свою очередь, это позволит адекватно сформулировать информационные угрозы человеческой личности, свойственные цифровому социуму, и выработать стратегию защиты от них. Методология. Исследование опирается на анализ основных вызовов цифрового социума и внутренней логики развития общеобразовательного курса информатики: от обеспечения компьютерной грамотности к предмету общеобразовательного цикла, а от него - к метапредмету. Результаты. В исследовании выделены основные факторы, способствующие развитию содержания обучения общеобразовательному курсу информатики в социокультурном ключе, что позволяет сформулировать основные стратегические направления защиты человеческой личности от информационных угроз цифрового социума. Это факторы, охарактеризованные нами как системность, социализация, технологизация, приведут к действительному развитию общеобразовательного курса информатики, если внутри самой информатики будут предпосылки к их реализации. Развитие предметной области информатики создает такие предпосылки, поскольку важнейшим понятием современного курса информатики является понятие информационной, знаково-символической модели, имеющей значимый социальный контекст. При этом знаково-символическое моделирование является одним из основных видов универсальных учебных действий. Заключение. Показано, что для обеспечения информационной безопасности личности необходимо, прежде всего, развивать систему представлений и информационно-когнитивный инструментарий, позволяющий учащемуся адекватно взаимодействовать с окружающим миром. Развитие этого инструментария и может взять на себя информатика.

Об авторах

Сергей Александрович Бешенков

Институт управления образованием Российской академии образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: srg57@mail.ru

доктор педагогических наук, заведующий лабораторией информатизации Института управления образованием РАО

Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Макаренко, 5/16с1Б

Маргарита Ивановна Шутикова

Академия социального управления

Email: raisins_7@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания технологии, информатики и информационно-коммуникационных технологий Академии социального управления

Российская Федерация, 129344, Москва, ул. Енисейская, д. 3, корп. 3

Наталья Ивановна Рыжова

Институт управления образованием Российской академии образования

Email: nata-rizhova@mail.ru

доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института управления образованием РАО

Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Макаренко, 5/16с1Б

Список литературы

  1. Beshenkov S.A., Rakitina Е.A. Modelirovanie i formalizaciya: metodicheskoe posobie [Modeling and formalization: methodical manual]. Moscow: Lab. baz. znanij Publ., 2002. 333 p.
  2. Beshenkov S.A., Shutikova M.I., Labutin V.B., Filippov V.I., Mindzaeva E.V. Konvergenciya informatiki i tekhnologii kak platforma sovremennoj intellektual’noj tekhnosfery [Convergence of information science and technology as a platform of modern smart technosphere]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2018. No. 5(294). Pp. 3—6.
  3. Beshenkov S.A., Mindzaeva E.V., Shutikova M.I. Informacionnaya bezopasnost’ v kontekste vyzovov cifrovogo sociuma [Information security in the context of the challenges of the digital society]. Chelovek i obrazovanie [Man and education]. 2018. No. 2(55). Pp. 55—61.
  4. Gendina N.I. Formirovanie informacionnoj kul’tury lichnosti: ot teorii — k modeli informacionnogo obrazovaniya [Formation of information culture of personality: from theory to model of information education]. Otkrytoe obrazovanie [Open education]. 2007. No. 1(60). Pp. 4—10.
  5. Kara-Murza S.G. Manipulyaciya soznaniem [Manipulation of consciousness]. Moscow: Algoritm Publ., 2000. 688 p.
  6. Kinelev V.G. Obrazovanie dlya informacionnogo obshchestva [Education for the Information Society]. Otkrytoe obrazovanie [Open education]. 2007. No. 5(64). Pp. 46—57.
  7. Kolin K.K. Budushchee informatiki v 21 veke: rossijskij otvet na amerikanskij vyzov [The future of informatics in the 21st century: the Russian response to the American challenge]. Otkrytoe obrazovanie [Open education]. 2006. No. 2(55). Pp. 73—77.
  8. Kutyr’ev V.A. Kul’tura i tekhnologiya. Bor’ba mirov [Culture and technology. The struggle of the worlds]. Moscow: Progress-tradiciya Publ., 2001. 240 p.
  9. Rastorguev S.P. Informacionnaya vojna. Problemy i modeli. Ekzistencional’naya matematika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Information war. Problems and models. Existential mathematics: textbook for university students]. Moscow: Gelios ARV Publ., 2006. 240 p.
  10. Semakin I.G. i dr. Informatika. 7—9 klassy. Bazovyj kurs [Computer science. Grades 7—9. Basic course]. Moscow: BINOM. Laboratoriya znanij Publ., 2018. 145 p.
  11. Ugrinovich N.D. Informatika. 8—9 klassy. Bazovyj kurs [Computer science. 8—9 classes. Basic course]. Moscow: BINOM. Laboratoriya znanij Publ., 2018. 168 p.
  12. Fuko M. Slova i veshchi. Arheologiya gumanitarnyh nauk [Words and things. The archeology of the humanities]. Saint Petersburg: A-cad Publ., 1994. 408 p.
  13. Fukuyama F. Konec istorii i poslednij chelovek [The end of history and the last man]. Moscow: Еrmak Publ., 2004. 588 p.
  14. Shutikova M.I. Postroenie soderzhaniya obshcheobrazovatel’nogo kursa informatiki na osnove razvitiya koncepcii kommunikativnoj deyatel’nosti [Construction of the content of the general course of informatics on the basis of the development of the concept of communicative activity]: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2009. 44 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».