Формирование содержания курса информатики в контексте обеспечения информационной безопасности личности
- Авторы: Бешенков С.А.1, Шутикова М.И.2, Рыжова Н.И.1
-
Учреждения:
- Институт управления образованием Российской академии образования
- Академия социального управления
- Выпуск: Том 16, № 2 (2019)
- Страницы: 128-137
- Раздел: ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8631/article/view/333495
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-2-128-137
- ID: 333495
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В статье рассматриваются возможные пути развития общеобразовательного курса информатики: с технологической или социокультурной доминантой. Целью исследования является выделение основных факторов (существенных обстоятельств), которые дают возможность развить содержание обучения этому курсу в социокультурном ключе. В свою очередь, это позволит адекватно сформулировать информационные угрозы человеческой личности, свойственные цифровому социуму, и выработать стратегию защиты от них. Методология. Исследование опирается на анализ основных вызовов цифрового социума и внутренней логики развития общеобразовательного курса информатики: от обеспечения компьютерной грамотности к предмету общеобразовательного цикла, а от него - к метапредмету. Результаты. В исследовании выделены основные факторы, способствующие развитию содержания обучения общеобразовательному курсу информатики в социокультурном ключе, что позволяет сформулировать основные стратегические направления защиты человеческой личности от информационных угроз цифрового социума. Это факторы, охарактеризованные нами как системность, социализация, технологизация, приведут к действительному развитию общеобразовательного курса информатики, если внутри самой информатики будут предпосылки к их реализации. Развитие предметной области информатики создает такие предпосылки, поскольку важнейшим понятием современного курса информатики является понятие информационной, знаково-символической модели, имеющей значимый социальный контекст. При этом знаково-символическое моделирование является одним из основных видов универсальных учебных действий. Заключение. Показано, что для обеспечения информационной безопасности личности необходимо, прежде всего, развивать систему представлений и информационно-когнитивный инструментарий, позволяющий учащемуся адекватно взаимодействовать с окружающим миром. Развитие этого инструментария и может взять на себя информатика.
Об авторах
Сергей Александрович Бешенков
Институт управления образованием Российской академии образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: srg57@mail.ru
доктор педагогических наук, заведующий лабораторией информатизации Института управления образованием РАО
Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Макаренко, 5/16с1БМаргарита Ивановна Шутикова
Академия социального управления
Email: raisins_7@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания технологии, информатики и информационно-коммуникационных технологий Академии социального управления
Российская Федерация, 129344, Москва, ул. Енисейская, д. 3, корп. 3Наталья Ивановна Рыжова
Институт управления образованием Российской академии образования
Email: nata-rizhova@mail.ru
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института управления образованием РАО
Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Макаренко, 5/16с1БСписок литературы
- Beshenkov S.A., Rakitina Е.A. Modelirovanie i formalizaciya: metodicheskoe posobie [Modeling and formalization: methodical manual]. Moscow: Lab. baz. znanij Publ., 2002. 333 p.
- Beshenkov S.A., Shutikova M.I., Labutin V.B., Filippov V.I., Mindzaeva E.V. Konvergenciya informatiki i tekhnologii kak platforma sovremennoj intellektual’noj tekhnosfery [Convergence of information science and technology as a platform of modern smart technosphere]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2018. No. 5(294). Pp. 3—6.
- Beshenkov S.A., Mindzaeva E.V., Shutikova M.I. Informacionnaya bezopasnost’ v kontekste vyzovov cifrovogo sociuma [Information security in the context of the challenges of the digital society]. Chelovek i obrazovanie [Man and education]. 2018. No. 2(55). Pp. 55—61.
- Gendina N.I. Formirovanie informacionnoj kul’tury lichnosti: ot teorii — k modeli informacionnogo obrazovaniya [Formation of information culture of personality: from theory to model of information education]. Otkrytoe obrazovanie [Open education]. 2007. No. 1(60). Pp. 4—10.
- Kara-Murza S.G. Manipulyaciya soznaniem [Manipulation of consciousness]. Moscow: Algoritm Publ., 2000. 688 p.
- Kinelev V.G. Obrazovanie dlya informacionnogo obshchestva [Education for the Information Society]. Otkrytoe obrazovanie [Open education]. 2007. No. 5(64). Pp. 46—57.
- Kolin K.K. Budushchee informatiki v 21 veke: rossijskij otvet na amerikanskij vyzov [The future of informatics in the 21st century: the Russian response to the American challenge]. Otkrytoe obrazovanie [Open education]. 2006. No. 2(55). Pp. 73—77.
- Kutyr’ev V.A. Kul’tura i tekhnologiya. Bor’ba mirov [Culture and technology. The struggle of the worlds]. Moscow: Progress-tradiciya Publ., 2001. 240 p.
- Rastorguev S.P. Informacionnaya vojna. Problemy i modeli. Ekzistencional’naya matematika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Information war. Problems and models. Existential mathematics: textbook for university students]. Moscow: Gelios ARV Publ., 2006. 240 p.
- Semakin I.G. i dr. Informatika. 7—9 klassy. Bazovyj kurs [Computer science. Grades 7—9. Basic course]. Moscow: BINOM. Laboratoriya znanij Publ., 2018. 145 p.
- Ugrinovich N.D. Informatika. 8—9 klassy. Bazovyj kurs [Computer science. 8—9 classes. Basic course]. Moscow: BINOM. Laboratoriya znanij Publ., 2018. 168 p.
- Fuko M. Slova i veshchi. Arheologiya gumanitarnyh nauk [Words and things. The archeology of the humanities]. Saint Petersburg: A-cad Publ., 1994. 408 p.
- Fukuyama F. Konec istorii i poslednij chelovek [The end of history and the last man]. Moscow: Еrmak Publ., 2004. 588 p.
- Shutikova M.I. Postroenie soderzhaniya obshcheobrazovatel’nogo kursa informatiki na osnove razvitiya koncepcii kommunikativnoj deyatel’nosti [Construction of the content of the general course of informatics on the basis of the development of the concept of communicative activity]: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk. Moscow, 2009. 44 p.
Дополнительные файлы

