Оценка эффективности применения кейс-технологии при обучении компьютерному моделированию будущих учителей информатики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В статье описывается проблема использования кейс-технологии при обучении компьютерному моделированию будущих учителей информатики. Актуальность решения данной проблемы определяется необходимостью поиска новых подходов сочетания фундаментальной и прикладной подготовки будущих педагогов с целью формирования целостной компетентности, обеспечивающей решение профессиональных педагогических задач. Целью описываемого исследования стало конструирование модели подготовки будущих учителей информатики в области компьютерного моделирования с применением кейс-технологии, а также проверка этой модели в ходе педагогического эксперимента. Методология. Основой разрабатываемого методического подхода стало применение предметно-ориентированных кейсов при обучении компьютерному моделированию будущих учителей информатики. Данный вид кейсов рассматривается как комплект, в который входят: 1) ситуационная задача; 2) задания, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи; 3) материалы, необходимые для выполнения заданий; 4) программные средства для решения задачи. Модель подготовки будущих учителей информатики с использованием кейс-технологии рассматривается как совокупность целевого (формирование компетентности учителя информатики в области компьютерного моделирования), содержательного (содержание курса «Компьютерное моделирование») и процессуального компонентов (три этапа проектирования, разработки и непосредственного применения предметно-ориентированного кейса по компьютерному моделированию на учебных занятиях). Для оценки эффективности применения кейс-технологии был проведен педагогический эксперимент, предполагающий реализацию обучения в экспериментальной и контрольной группах. Результаты. В статье представлены результаты эксперимента, проведенного в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете. В ходе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах был реализован курс компьютерного моделирования с сохранением содержания, но с использованием кейс-технологии в экспериментальной группе. Критериальная оценка эффективности формирования компетентности учителя информатики в области компьютерного моделирования проводилась в предметном и исследовательском аспектах. Результаты эксперимента показали, что в экспериментальных группах увеличилось количество обучающихся, представленных на высоком, а также среднем и высоком уровнях сформированности как предметного, так и исследовательского компонента рассматриваемой компетенции. Заключение. Исследование установило, что предлагаемый подход применения кейстехнологии обеспечивает высокие результаты. Полученные и статистически подтвержденные данные эксперимента позволяют говорить об эффективности применения кейстехнологии как средства обучения компьютерному моделированию будущих учителей информатики.

Об авторах

Ольга Сергеевна Маркович

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: omarkovich@yandex.ru

старший преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики

Российская Федерация, 400066, Волгоград, пр-т имени В.И. Ленина, 27

Алексей Николаевич Сергеев

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Email: alexey-sergeev@yandex.ru

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информатики и методики преподавания информатики

Российская Федерация, 400066, Волгоград, пр-т имени В.И. Ленина, 27

Список литературы

  1. Baranova E.V., Laptev V.V., Simonova I.V. Podgotovka bakalavrov po napravleniju pedagogicheskogo obrazovanija v oblasti informatiki i IKT na baze jelektronnyh obrazovatel’nyh resursov [Training of bachelors in the direction of pedagogical education in the field of Informatics and ICT on the basis of electronic educational resources]. Regional’naja informatika “RI-2018” [Regional Informatics “RI-2018”]: proceedings of XVI Saint Petersburg international conference. Saint Petersburg, 2018. Pp. 356–358.
  2. Baranova E.V., Simonova I.V. Razvitie professional’nyh kompetencij bakalavrov po napravleniju pedagogicheskogo obrazovanija v oblasti informatiki v uslovijah cifrovogo obrazovanija [Development of professional competences of bachelors in the direction of pedagogical education in the field of informatics in the conditions of digital education]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena [Bulletin of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen]. 2018. No. 190. Pp. 116–124.
  3. Bugajko E.V. Metodicheskaja sistema kursa po formirovaniju znanij, umenij i navykov v oblasti komp’juternogo modelirovanija v podgotovke budushhih uchitelej informatiki [Methodical system of a course on formation of knowledge, abilities and skills in the field of computer modeling in preparation of future teachers of informatics]. Primenenie novyh tehnologij v obrazovanii [Application of new technologies in education]: proceedings of XVII International conference. Troick: FNTO “BAJTIK” Publ., 2006. Pp. 400–402.
  4. Gadzhikurbanova G.M. Didakticheskij potencial kejs-tehnologij v obuchenii informatike [Didactic potential of case-technologies in teaching informatics]. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravlenija i prava [Bulletin of the Moscow Institute of Public Administration and Law]. 2016. No. 15. Pp. 39–42.
  5. Doroshenko E.G., Pak N.I., Pushkareva T.P., Hegaj L.B., Jakovleva T.A. Metodicheskaja sistema obuchenija informatike studentov pedagogicheskih vuzov v uslovijah FGOS VO [Methodical system of teaching informatics to students of pedagogical universities in the conditions of Federal State Educational Standards of Higher Education]. Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.P. Astaf’eva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev]. 2015. No. 1(31). Pp. 36–44.
  6. Korolev A.L. Komp’juternoe modelirovanie v obrazovanii [Computer modeling in education]. http://gisap.eu/ru/node/18917
  7. Lobanova N.V., Man’shin M.E., Smykovskaja T.K. Ispol’zovanie kejs-tehnologii pri podgotovke budushhih uchitelej informatiki [Use of case-technology in the preparation of future teachers of informatics]. Izvestija Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo fl psihologo-pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Baltic State Academy of Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences]. 2011. No. 3. Pp. 28–33.
  8. Markovich O.S. Predmetno-orientirovannye kejsy po informatike [Subject-oriented cases on computer]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University]. 2017. No. 5(118). Pp. 70–75.
  9. Markovich O.S. Ispol’zovanie kejs-tehnologii pri obuchenii informatike [Use of casetechnology in teaching informatics]. Informacionnye tehnologii v obrazovanii “ITOSaratov-2017” [Information technologies in education “ITO-Saratov-2017”]: Proceedings of IX All-Russian Scientific-Practical Conference. Saratov: Nauka Publ., 2017. Pp. 47–49.
  10. Nikitina M.A. Kejs-metod kak sredstvo realizacii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego professional’nogo obrazovanija tret’ego pokolenija na zanjatijah po informatike [Case-method as a means of implementing the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education of the Third Generation in the classroom in informatics]. Mir nauki, kul’tury, obrazovanija [World of science, culture, education]. 2013. No. 3(40). Pp. 126–128.
  11. Selivanova Je.T. Metodika obuchenija osnovam komp’juternogo modelirovanija v pedagogicheskom vuze i shkole [Methods of teaching the basics of computer modeling in pedagogical university and school]: dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Novosibirsk, 2000. 144 p.
  12. Semakin I. G. Nauchno-metodicheskie osnovy postroenija bazovogo kursa informatiki [Scientific and methodical bases of construction of a basic course of informatics]: dissertation of the doctor of pedagogical sciences. Perm, 2002. 409 p.
  13. Simonova I.V. Kejs-tehnologii v programme povyshenija kvalifikacii prepodavatelej dlja obuchenija studentov razvitiju informacionnoj obrazovatel’noj sredy shkoly [Casetechnologies in the program of advanced training of teachers for teaching students to develop the information educational environment of the school]. Novye obrazovatel’nye strategii v sovremennom informacionnom prostranstve [New educational strategies in the modern information space]: collection of scientific articles based on the materials of the international scientific conference. Saint Petersburg: RGPU imeni A.I. Gercena, 2017. Pp. 152–155.
  14. Smoljaninova O.G. Didakticheskie vozmozhnosti metoda “case study” v obuchenii studentov [Didactic possibilities of the case study method in teaching students]. Gumanitarnyj vestnik [Humanitarian Bulletin]. 2000. No. 3. Pp. 32–35.
  15. Sofronova N.V. Sovremennye tendencii razvitija metodiki obuchenija informatike v shkole [Modern trends in the development of methods of teaching informatics in school]. Aktual’nye problemy matematicheskih i tehnicheskih nauk [Actual problems of mathematical and technical sciences]: collection of scientific articles. Cheboksary: ChGPU imeni I.Ja. Jakovleava Publ., 2016. Pp. 44–50.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».