Хранители «святых мест» в Средней Азии и Российское государство (1865-1917 гг.)

Обложка
  • Авторы: Литвинов В.П.1
  • Учреждения:
    1. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
  • Выпуск: Том 19, № 4 (2020): Этническое и конфессиональное многообразие России и СССР: восприятие властью и обществом
  • Страницы: 781-792
  • Раздел: ЭТНИЧЕСКОЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ МНОГООБРАЗИЕ РОССИИ И СССР: ВОСПРИЯТИЕ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8674/article/view/321901
  • DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2020-19-4-781-792
  • ID: 321901

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается институт хранительства «святых мест» в Средней Азии в дореволюционный период (1865-1917 гг.). Указывается, что несмотря на то, что данный институт не получил правого оформления в мусульманском праве (шариате), тем не менее, хранительство было достаточно широко распространено в регионе. Утверждается, что шейхи-хранители были окружены мистическим поклонением верующих, которые приписывали им сверхъестественные способности в исполнении самых разных желаний и исцелении от многообразных заболеваний. Хранительство «святых мест» всегда и везде было связано с получением доходов от паломничества. В Средней Азии вокруг «святого места», как правило, также формировался вакуфный комплекс, что давало дополнительные значительные средства шейхам - хранителям «святых мест». Наследственный порядок преемственности хранительства, при значительной собственности «святых мест», нередко становился причиной конфликтов между родственниками - владельцами прав на сакральные объекты. После прихода России в Среднюю Азию эта проблема стала одной из основных «головных болей» администрации Туркестанского края. Российскому государству необходимо было решать имущественную проблему «святых мест». В своих попытках решить ее власти Русского Туркестана так и не смогли выстроить четкую и понятную систему взаимоотношений с хранителями «святых мест». Даже через полвека присутствия в регионе власти слабо представляли себе количество «святых мест» и реальные доходы их шейхов-хранителей. Автор приходит к выводу, что причиной столь неэффективной деятельности русских властей в регионе в решении проблем «святых мест» были опасения разрушить сложившийся веками порядок, что могло, по их мнению, привести к нарастанию антирусских настроений в регионе.

Об авторах

Владимир Петрович Литвинов

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Автор, ответственный за переписку.
Email: vladlenli@yandex.ru

доктор исторических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории

399770, Россия, Елец, ул. Коммунаров, д. 28/1

Список литературы

  1. Abashin, S.N. “Islam v byurokraticheskoy praktike tsarskoy administratsii Turkestana (vakufnoye delo dakhbidskogo medrese).” In Sbornik Russkogo Istoricheskogo obshchestva, 163–191. Moscow: Nauka Publ., 2003 (in Russian).
  2. Abdusamedov, A.I. Islam v SSSR. Osobennosti protsessa sekulyarizatsii v respublikakh sovetskogo Vostoka. Moscow: Mysl' Publ., 1983 (in Russian).
  3. Abidulin, A. “Symbolism and power during the reign of Sultan Abdul-Hamid II (1876-1909).” Power, no. 10 (2008): 125–128 (in Russian).
  4. Bartol'd, V.V. Turkestan v epokhu mongol'skogo nashestviya. Moscow: Vostochnaya literature Publ., 1963 (in Russian).
  5. Bartol'd, V.V. Istoriya Turkestana (konspekt lektsiy). Moscow: Vostochnaya literature Publ., 1964 (in Russian).
  6. Basilov, V.N. “O perezhitkakh totemizma u Turkmen.” In Trudy Instituta istorii AN, Turkmenskoy SSR, 135–150. Ashkhabad: Akademiya nauk Turkmenskoy SSR Publ., 1963 (in Russian).
  7. Basilov, V.V. Kul't svyatykh v islame. Moscow: Mysl' Publ., 1970 (in Russian).
  8. Blinov, A.A. “Religious Formulas and Titles in the Gulf Countries.” Sciences of Europe, no. 20 (2017): 26–38 (in Russian).
  9. Bol'shakov, O.G. Istoriya Khalifata. Islam v Aravii (570–633). Moscow: «Vostochnaya literatura» Publ., 2000 (in Russian).
  10. Demidov, S.M. “Magtymy (istoriko-etnograficheskiy etyud).” In Domusul'manskiye verovaniya i obryady v Sredney Azii, 171–173. Moscow: Nauka Publ., 1975 (in Russian).
  11. Grodekov, N.I. Kirgizy i kara-kirgizy. Syrdar'inskoy oblasti. Yuridicheskiy byt. Tashkent: Tiplitografiya S.I. Lakhtina Publ., 1889 (in Russian).
  12. Landa, R.G. Islam v istorii Rossii. Moscow: Vostochnaya literature Publ., 1995 (in Russian).
  13. Litvinov, V.P. Religioznoye palomnichestvo: regional'nyy aspekt (na primere Turkestana epokhi srednevekov'ya i Novogo vremeni). Yelets: YEGU im. I.A. Bunina Publ., 2006 (in Russian).
  14. Litvinov, V.P. Gosudarstvo i palomnichestvo musul'man v tsarskoy Rossii: turkestanskiy variant (po arkhivnym, pravovym i inym materialam). Yelets: YEGU im. I.A. Bunina Publ., 2016 (in Russian).
  15. Litvinov, V.P. “Turkestan muslims’ “holy places” as centres of antirussian activities of turkish secret service (second half of 19th – early 20th centuries).” RUDN Journal of Russian History, no. 2 (2016): 45–54 (in Russian).
  16. Litvinov, V.P. “State and pilgrimage in Turkestan.” Russian History, no. 1 (2017): 139–147 (in Russian).
  17. Litvinov, V.P. “Regional pilgrimage of Muslims of Russian Turkestan: little-known pages.” Dialogue with Time, no. 58 (2017): 297–306 (in Russian).
  18. Korostovtsev, M.A. Religiya drevnego Yegipta. Moscow: Nauka Publ., 1976 (in Russian).
  19. Khoroshkhin, A.P. Sbornik statey, kasayushchikhsya do Turkestanskogo kraya. St. Petersburg: Tipografiya i khromolitografiya A. Transhelya Publ., 1876 (in Russian).
  20. Mayev, N.A. “Ocherki Bukharskogo khanstva.” In Materialy po statistike Turkestanskogo kraya, 21–23. St. Petersburg: Turkestanskiy statisticheskaya komissiya Publ., 1879 (in Russian).
  21. Mallitskiy, N. “Ishany i sufizm.” In Sbornik po musul'manstvu, 102–105. Tashkent: Tipo-litografiya brat'yev Portsevykh Publ., 1900 (in Russian).
  22. Marks, K. “P.V. Annenkovu, 28 dekabrya 1846 g.” In Sochineniya, 508–514. Moscow: Politicheskaya literature Publ., 1962 (in Russian).
  23. Martynkin, A.V. “Islamskiy faktor v Osmanskoy imperii XVIII–XIX vv.” In Prichernomor'ye. Istoriya, politika, kul'tura, 36–42. Sevastopol': Filial MGU v g. Sevastopole Publ., 2009 (in Russian).
  24. Nalivkin, V.P. Kratkaya istoriya Kokandskogo khanstva. Kazan: Tipografiya Universiteta Publ., 1886 (in Russian).
  25. Nalivkin, N.V. Tuzemtsy ran'she i teper'. Tashkent: Tip. «Turkestanskogo Tovarishchestva Pechatnogo Dela» Publ., 1913 (in Russian).
  26. Ostroumov, N.V. “Kharakteristika religiozno-nravstvennoy zhizni musul'man, preimushchestvenno Sredney Azii.” Pravoslavnoye obozreniye (1881): 67–71.
  27. Polyakov, S.P. Istoricheskaya etnografiya Sredney Azii i Kazakhstana. Moscow: MGU Publ., 1980 (in Russian).
  28. Porshneva, O.S. “Concepts and Methods of Sociology in Historical Research.” RUDN Journal of Russian History, no. 2 (2006): 31–39 (in Russian).
  29. Veselovskiy, N. “Pamyatnik Khodzha Akhrara v Samarkande.” In Vostochnyye zametki, 321–355. St. Petersburg: Tipografiya Imperatorskoy akademii nauk Publ., 1894 (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».