Социализация школьной молодежи Южного Урала в 1950-е - начале 1960-х гг.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается влияние основных социальных институтов государства и общества на социализацию школьной молодежи южноуральского региона - Башкирской АССР, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей. Привлекаемые архивные материалы, источники личного происхождения позволяют осветить особенности поведения и досуга подростков в возрасте 14-18 лет, противоречивый характер воздействия социальной реальности на декларируемые советским государством морально-этические нормы поведения советских школьников. Показано, что кроме высокой моральной устойчивости подрастающего поколения, которая требовалась в условиях идеологического противостояниях двух систем, советские школьники рассматривались как мощный трудовой ресурс для модернизации экономики и строительства коммунистического будущего. Автором выявляются многочисленные трудности, которые препятствовали формированию «нового человека» коммунистического общества. Раскрываются основные мероприятия школы и внешкольных учреждений по воспитанию советской молодежи. Специальное внимание уделяется изучению социальных проблем и правонарушений в молодежной среде. Определяются основные причины смещения морально-этических норм поведения подростков. Делается вывод о том, что в условиях противоречий, переживаемых государством, обществом и школой, существенную роль в социализации молодежи играло воспитание в коллективе. Основные институты государства и общества формировали у школьников такие морально-нравственные качества, как честь, достоинство, дружба, взаимопомощь.

Об авторах

Рустам Закирович Алмаев

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы

Автор, ответственный за переписку.
Email: almaev_history@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1309-0266

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой отечественной и всеобщей истории

450000, Россия, Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а

Список литературы

  1. Astafyev, D.A., and Godovova, E.F. “Historiography history of Soviet school everyday life.” Bulletin of the Samara State University. History. Philology. Pedagogy 28, no. 1 (2022): 8-23 (in Russian).
  2. Gumenyuk, A.A. “Youth policy in the USSR in 1953-1985 (based on the materials of the Lower Volga region).” Proceedings of the Saratov University. Ser. History. International relations 17, no. 2 (2017): 69-277 (in Russian).
  3. Dyche, Z.G. Shkol'naia politika v SSSR uroki partiino-gosudarstvennogo rukovodstva, perspektivy razvitiia [School policy in the USSR. Lessons of party and state leadership, development prospects]. Moscow: MPSU Publ., 1991 (in Russian).
  4. Elishev, S.O. “Features of manipulative influence on youth in the USSR.” Labor and social relations, no. 6 (2017): 101-121(in Russian).
  5. Elishev, S.O. “Youth problematic and approaches to the definition of ‘youth’ in sociology.” Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, no. 3 (2018): 200-203 (in Russian).
  6. Ermilov, B.E. “Zhili my bedno, no veselo i druzhno… [We lived poorly, but cheerfully and amicably…].” In Na izlome XX veka: sbornik vospominanii. Ufa: Gilem Publ., 2008: 154-169 (in Russian).
  7. Zhiromskaya, V.B., and Aralovets, N.A. Rossiiskie deti v kontse XIX - nachale XX v.: istoriko-demograficheskie ocherki [Russian children in the late XIX - early XX centuries: historical and demographic essays]. Moscow: Institut rossiiskoi istorii RAN Publ.; Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., 2018 (in Russian).
  8. Zhiromskaya, V.B. “Pokolenie, perezhivshee voinu: demograficheskii aspekt [The generation that survived the war: demographic aspect].” Prepodavanie istorii i obshchestvovedeniia v shkole, no. 9 (2005): 3-10 (in Russian).
  9. Ivanova, G.M. “Youth employment crisis in the 1950s: the experience of solving the problem.” Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Historical sciences 1, no. 2 (2019): 71-82 (in Russian).
  10. Ivanova, G.M. “Educational strategies of youth in the USSR in the 1950s and 1960s.” Historical and socio-educational thought 13, no. 4 (2021): 37-52 (in Russian).
  11. Ul’ Katarina, “Pokolenie mezhdu «geroicheskim proshlym» i «svetlym budushchim»: rol' molodezhi vo vremia ‘ottepeli’ [The generation between the ‘heroic past’ and the ‘bright future’: the role of youth during the ‘thaw’].” Anthropological Forum, no. 15 (2011): 279-326 (in Russian).
  12. Kiselev, A.G. “Socio-cultural portrait of a student on the pages of documents of the Khanty-Mansiysk National Pedagogical College (the second half of the 40s of XX century).” Vestnik ugrovedenia - Bulletin of Ugric Studies 8, no. 4 (2018): 768-779 (in Russian).
  13. Korenyuk, V.M. “Shkol'naia povsednevnost' v Moskovskoi oblasti v 1945-1953 gg. [School everyday life in the Moscow region in 1945-1953].” Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i povsednevnost'. Voprosy teorii i praktiki, no. 9 (2017): 12-115 (in Russian).
  14. Kuritsyn, E.V. “Prestupnost' v sovetskom obshchestve v 1953-1964 gg. (sotsial'no-kriminologicheskii aspekt) [Crime in Soviet society in 1953-1964. (socio-criminological aspect)].” Izvestiia Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G.Belinskogo, no. 7 (2007): 116-119 (in Russian).
  15. Mustafina, F.H. “Shkola, sem'ia, obshchestvennost' [Shkola, semya, obshchestvo].” Narodnoe obrazovanie, no. 10 (1964): 8-10 (in Russian).
  16. Sidorov, V.V. “Seredina i konets dvadtsatogo [Mid and late twentieth].” Na izlome XX veka: sbornik vospominanii. Ufa: Gilem Publ., 2008: 51-83 (in Russian).
  17. Smirnova T.M. “ ‘Deti - nashe budushchee’: vlast' i obshchestvo v reshenii problem detstva. 1917 - nachalo 2000-kh godov. [Deti strany Sovetov: Ot gosudarstvennoi politiki k realiiam povsednevnoi zhizni. 1917-1940 gg.].” ‘Sovetskoe nasledstvo.’ Otrazhenie proshlogo v sotsial'nykh i ekonomicheskikh praktikakh sovremennoi Rossii, 115-158. Moscow: ROSSPEN Publ., 2010 (in Russian).
  18. Smirnova, T.M. Deti strany Sovetov: Ot gosudarstvennoi politiki k realiiam povsednevnoi zhizni. 1917-1940 gg. [Children of the Soviet Country: From public policy to the realities of everyday life. 1917-1940]. Moscow: Institut rossiiskoi istorii RAN; St. Peterburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2015 (in Russian).
  19. Sokolova, E.S., and Taborko, V.A. Vsesoiuznaia pionerskaia organizatsiia imeni V.I. Lenina [All-Union Pioneer Organization named after V.I. Lenin]. Moscow: Izd-vo Akadem. ped. nauk RSFSR Publ., 1963 (in Russian).
  20. Trofimov, V.A. “Reformirovanie sovetskoi sistemy shkol'nogo obrazovaniia v 1958-1964 gg. (na materialakh Kemerovskoi oblasti) [The reform of the Soviet school system in 1958-1964 (based on the materials of the Kemerovo region)].” PhD diss., Kemerovo State University, 2006 (in Russian).
  21. Jose, S. E. Pedagogicheskii kollektiv i komsomol'skaia organizatsiia shkoly [Teaching staff and Komsomol organization of the school]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1972 (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».