Социализация школьной молодежи Южного Урала в 1950-е - начале 1960-х гг.
- Авторы: Алмаев Р.З.1
-
Учреждения:
- Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
- Выпуск: Том 22, № 4 (2023): Волго-вятский и уральский регионы в ретроспективном фокусе истории
- Страницы: 587-598
- Раздел: ВОЛГО-ВЯТСКИЙ И УРАЛЬСКИЙ РЕГИОНЫ В РЕТРОСПЕКТИВНОМ ФОКУСЕ ИСТОРИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8674/article/view/321920
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2023-22-4-587-598
- EDN: https://elibrary.ru/NTXCTC
- ID: 321920
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается влияние основных социальных институтов государства и общества на социализацию школьной молодежи южноуральского региона - Башкирской АССР, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей. Привлекаемые архивные материалы, источники личного происхождения позволяют осветить особенности поведения и досуга подростков в возрасте 14-18 лет, противоречивый характер воздействия социальной реальности на декларируемые советским государством морально-этические нормы поведения советских школьников. Показано, что кроме высокой моральной устойчивости подрастающего поколения, которая требовалась в условиях идеологического противостояниях двух систем, советские школьники рассматривались как мощный трудовой ресурс для модернизации экономики и строительства коммунистического будущего. Автором выявляются многочисленные трудности, которые препятствовали формированию «нового человека» коммунистического общества. Раскрываются основные мероприятия школы и внешкольных учреждений по воспитанию советской молодежи. Специальное внимание уделяется изучению социальных проблем и правонарушений в молодежной среде. Определяются основные причины смещения морально-этических норм поведения подростков. Делается вывод о том, что в условиях противоречий, переживаемых государством, обществом и школой, существенную роль в социализации молодежи играло воспитание в коллективе. Основные институты государства и общества формировали у школьников такие морально-нравственные качества, как честь, достоинство, дружба, взаимопомощь.
Об авторах
Рустам Закирович Алмаев
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
Автор, ответственный за переписку.
Email: almaev_history@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1309-0266
кандидат исторических наук, заведующий кафедрой отечественной и всеобщей истории
450000, Россия, Уфа, ул. Октябрьской революции, 3аСписок литературы
- Astafyev, D.A., and Godovova, E.F. “Historiography history of Soviet school everyday life.” Bulletin of the Samara State University. History. Philology. Pedagogy 28, no. 1 (2022): 8-23 (in Russian).
- Gumenyuk, A.A. “Youth policy in the USSR in 1953-1985 (based on the materials of the Lower Volga region).” Proceedings of the Saratov University. Ser. History. International relations 17, no. 2 (2017): 69-277 (in Russian).
- Dyche, Z.G. Shkol'naia politika v SSSR uroki partiino-gosudarstvennogo rukovodstva, perspektivy razvitiia [School policy in the USSR. Lessons of party and state leadership, development prospects]. Moscow: MPSU Publ., 1991 (in Russian).
- Elishev, S.O. “Features of manipulative influence on youth in the USSR.” Labor and social relations, no. 6 (2017): 101-121(in Russian).
- Elishev, S.O. “Youth problematic and approaches to the definition of ‘youth’ in sociology.” Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, no. 3 (2018): 200-203 (in Russian).
- Ermilov, B.E. “Zhili my bedno, no veselo i druzhno… [We lived poorly, but cheerfully and amicably…].” In Na izlome XX veka: sbornik vospominanii. Ufa: Gilem Publ., 2008: 154-169 (in Russian).
- Zhiromskaya, V.B., and Aralovets, N.A. Rossiiskie deti v kontse XIX - nachale XX v.: istoriko-demograficheskie ocherki [Russian children in the late XIX - early XX centuries: historical and demographic essays]. Moscow: Institut rossiiskoi istorii RAN Publ.; Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., 2018 (in Russian).
- Zhiromskaya, V.B. “Pokolenie, perezhivshee voinu: demograficheskii aspekt [The generation that survived the war: demographic aspect].” Prepodavanie istorii i obshchestvovedeniia v shkole, no. 9 (2005): 3-10 (in Russian).
- Ivanova, G.M. “Youth employment crisis in the 1950s: the experience of solving the problem.” Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Historical sciences 1, no. 2 (2019): 71-82 (in Russian).
- Ivanova, G.M. “Educational strategies of youth in the USSR in the 1950s and 1960s.” Historical and socio-educational thought 13, no. 4 (2021): 37-52 (in Russian).
- Ul’ Katarina, “Pokolenie mezhdu «geroicheskim proshlym» i «svetlym budushchim»: rol' molodezhi vo vremia ‘ottepeli’ [The generation between the ‘heroic past’ and the ‘bright future’: the role of youth during the ‘thaw’].” Anthropological Forum, no. 15 (2011): 279-326 (in Russian).
- Kiselev, A.G. “Socio-cultural portrait of a student on the pages of documents of the Khanty-Mansiysk National Pedagogical College (the second half of the 40s of XX century).” Vestnik ugrovedenia - Bulletin of Ugric Studies 8, no. 4 (2018): 768-779 (in Russian).
- Korenyuk, V.M. “Shkol'naia povsednevnost' v Moskovskoi oblasti v 1945-1953 gg. [School everyday life in the Moscow region in 1945-1953].” Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i povsednevnost'. Voprosy teorii i praktiki, no. 9 (2017): 12-115 (in Russian).
- Kuritsyn, E.V. “Prestupnost' v sovetskom obshchestve v 1953-1964 gg. (sotsial'no-kriminologicheskii aspekt) [Crime in Soviet society in 1953-1964. (socio-criminological aspect)].” Izvestiia Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G.Belinskogo, no. 7 (2007): 116-119 (in Russian).
- Mustafina, F.H. “Shkola, sem'ia, obshchestvennost' [Shkola, semya, obshchestvo].” Narodnoe obrazovanie, no. 10 (1964): 8-10 (in Russian).
- Sidorov, V.V. “Seredina i konets dvadtsatogo [Mid and late twentieth].” Na izlome XX veka: sbornik vospominanii. Ufa: Gilem Publ., 2008: 51-83 (in Russian).
- Smirnova T.M. “ ‘Deti - nashe budushchee’: vlast' i obshchestvo v reshenii problem detstva. 1917 - nachalo 2000-kh godov. [Deti strany Sovetov: Ot gosudarstvennoi politiki k realiiam povsednevnoi zhizni. 1917-1940 gg.].” ‘Sovetskoe nasledstvo.’ Otrazhenie proshlogo v sotsial'nykh i ekonomicheskikh praktikakh sovremennoi Rossii, 115-158. Moscow: ROSSPEN Publ., 2010 (in Russian).
- Smirnova, T.M. Deti strany Sovetov: Ot gosudarstvennoi politiki k realiiam povsednevnoi zhizni. 1917-1940 gg. [Children of the Soviet Country: From public policy to the realities of everyday life. 1917-1940]. Moscow: Institut rossiiskoi istorii RAN; St. Peterburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2015 (in Russian).
- Sokolova, E.S., and Taborko, V.A. Vsesoiuznaia pionerskaia organizatsiia imeni V.I. Lenina [All-Union Pioneer Organization named after V.I. Lenin]. Moscow: Izd-vo Akadem. ped. nauk RSFSR Publ., 1963 (in Russian).
- Trofimov, V.A. “Reformirovanie sovetskoi sistemy shkol'nogo obrazovaniia v 1958-1964 gg. (na materialakh Kemerovskoi oblasti) [The reform of the Soviet school system in 1958-1964 (based on the materials of the Kemerovo region)].” PhD diss., Kemerovo State University, 2006 (in Russian).
- Jose, S. E. Pedagogicheskii kollektiv i komsomol'skaia organizatsiia shkoly [Teaching staff and Komsomol organization of the school]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1972 (in Russian).
Дополнительные файлы
