Перипетии судьбы калмыцкого владельца Петра Тайшина: от принятия христианства до создания поселения крещеных калмыков в Среднем Поволжье (1724-1737 гг.)
- Авторы: Джунджузов С.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 19, № 3 (2020): ИСТОРИЯ ЮГО‐ВОСТОЧНОГО ФРОНТИРА РОССИИ
- Страницы: 525-543
- Раздел: ИСТОРИЯ ЮГО‐ВОСТОЧНОГО ФРОНТИРА РОССИИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-8674/article/view/321882
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8674-2020-19-3-525-543
- ID: 321882
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В контексте целенаправленной христианизации калмыков и междоусобной борьбы за верховную власть в Калмыцком ханстве в 1724-1735 гг. рассматривается судьба и политическая деятельность первого крещеного калмыцкого владельца Петра Тайшина. В историографии, сложившейся под влиянием историков Церкви, он характеризуется как склонный к измене интриган, принявший христианство лишь для того, чтобы заручиться поддержкой России в борьбе за ханский престол. Данная публикация призвана персонифицировать Тайшина как исторического деятеля. Для преодоления ангажированности, бытующих в историографии характеристик и расширения источниковой базы привлечены документы из фондов Архива внешней политики Российской империи. В них содержится переписка калмыцкого владельца с правительственными учреждениями и их должностными лицами. По мнению автора, имперские власти переоценивали политические перспективы перехода в христианство П. Тайшина. Должным образом не было учтено влияние буддийского духовенства на калмыцкий народ и его властную элиту. К неудовольствию правительства, П. Тайшин примкнул к оппозиционной калмыцкому хану партии калмыцких владельцев и после смерти старшего брата стал открыто оспаривать право на ханский престол. Военное вмешательство России в междоусобный конфликт, пленение П. Тайшина и последовавшая вскоре вынужденная замена верховного правителя Калмыцкого государства стали поводом для корректировки правительственного курса в отношении крещеных калмыков. Было принято решение об их передаче под управление П. Тайшина и переселении на территорию России. В результате реализации этого решения в Калмыцком ханстве исчез очаг социальной напряженности, а Россия приобрела людские ресурсы для заселения пустующего пространства в Среднем Поволжье, а позднее и в Оренбургской губернии. Поселение крещеных калмыков на Средней Волге более чем на сто лет пережило инициатора своего основания Петра Петровича Тайшина и внесло существенный вклад в хозяйственное освоение и обеспечение обороны обширного Оренбургского края.
Ключевые слова
Об авторах
Степан Викторович Джунджузов
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kaf_rushistory@ospu.su
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России
460844, Россия, Оренбург, ул. Советская, 19Список литературы
- Bakunin, V.M. Opisaniye kalmytskikh narodov, a osoblivo iz nikh torgoutskogo, i postupkov ikh khanov i vladel'tsev. Sochineniye 1761 goda. Elista: Kalmykskoye knizhnoye izdatel'stvo Publ., 1995 (in Russian).
- Guriy. “Pervaya pravoslavnaya missiya kalmykov i yeye istoricheskaya zhizn'.” Pravoslavnyy sobesednik, no. 2–3 (1914): 271–327 (in Russian).
- Dzhundzhuzov, S.V. Kalmyki v Srednem Povolzh'ye i na Yuzhnom Urale: imperskiye mekhanizmy akkul'turatsii i problema sokhraneniya etnicheskoy identichnosti (seredina 30-kh godov XVIII – pervaya chetvert' XX veka). Orenburg: OGAU Publ., 2014 (in Russian).
- Dzhundzhuzov, S.V., and Lyubichankovskiy, S.V. “Missionary activities of Nikodim Lenkeevich in the Kalmyk Khanate (1723–1734).” The New Historical Bulletin, no. 3 (2017): 172–191 (in Russian).
- Dzhundzhuzov, S.V., and Lyubichankovskiy, S.V. “Impact of the Russo-Turkish War of 1735–1739 on the construction of relations between the Russian Empireand nomadic peoples of the Southern Urals and Central Asia (based on materials from Orenburg Expedition).” RUDN Journal of Russian History 18, no. 3 (2019): 494–524 (in Russian).
- Zudina, V.N., and Perla, N.Yu. “Stavropol Kalmyks and buddism on the territory of South-Eastern frontier of European Russia in the XVIII–XIX centuries (to the question of preservation of traditional faith).” Bulletin of Samara State University, no. 8/2 (2012): 87–100 (in Russian).
- Karpov, A.B. Ural'tsy. Istoricheskiy ocherk. Chast' I. Yaitskoye voysko, ot obrazovaniya voyska do perepisi polkovnika Zakharova (1550–1725 gg.). Ural'sk: Voyskovaya tipografiya Publ., 1911. (in Russian).
- Orlova, K.V. Istoriya khristianizatsii kalmykov: seredina XVII – nachalo XX v. Moscow: Vostochnaya literature Publ., 2006 (in Russian).
- Ryazhev, A.S. Volzhskiye Stavropol'skiye kalmyki: seredina 30-kh gg. XVIII v. – pervaya polovina XIX v. Dokumenty i materialy. Stavropol'skoye kalmytskoye voysko v seredine 30-kh – 60-ye gg. XVIII vv. Rostov on Don: Yuzhnyy nauchnyy tsentr Publ., 2011 (in Russian).
- Tsyuryumov, A.V. Kalmytskoye khanstvo v 1724–1741 gg.: khroniki dinastiynykh mezhdousobits. Elista: Dzhangar Publ., 2005 (in Russian).
- Tsyuryumov, A.V. “The initial stage of the dynasty war in the Kalmyk Khanate in the 20–30s. XVIIII century.” Vestnik of Kalmyk University, no. 40 (2018): 54–60 (in Russian).
- Shovunov, K.P. Stavropol'skoye kalmytskoye voysko // Aktual'nyye voprosy leninskoy natsional'noy politiki partii. Sbornik nauchnykh trudov. Elista: KION RAN Publ., 1974 (in Russian).
Дополнительные файлы
