Приоритеты государственной политики СССР в сфере признания иностранных документов об образовании в 1950-90-х гг

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию исторического опыта признания иностранных документов об образовании в Советском Союзе. Авторы приходят к выводу, что опыт СССР в указанной области является уникальным. Отдельное внимание в исследовании уделяется особым обстоятельствам вовлечения Советского Союза в международное образовательное пространство в рамках признания иностранного образования. Ввиду различных подходов к вопросам признания и несогласованных с западными партнерами позиций относительно основных определений терминов, относящихся к высшему образованию, сотрудничество с СССР с зарубежными государствами в основном ограничивалось нормативно-правовыми документами ЮНЕСКО, а также двусторонними соглашениями о признании квалификаций со странами «дружеского» лагеря. Кроме анализа эволюции правовых аспектов становления системы признания иностранного образования в СССР в работе исследовано изменение структуры административного советского аппарата, занимающегося вопросами признания. Большой вклад в эту деятельность внесли начиная с 70-х годов специально созданные подразделения Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы и Научно-исследовательский институт проблем высшей школы. Отдельное внимание в работе уделяется сотрудничеству СССР с ведущими международными организациями, такими как ЮНЕСКО и Совет Европы. В статье также проанализированы начальные шаги российского государства по решению проблем признания иностранного образования, которые ввиду произошедших геополитических изменений неизбежно вышли на передний план. В работе представлены основные направления деятельности Советского Союза по решению проблем признания иностранных квалификаций, указаны основные организации и подразделения, принявшие непосредственное участие в решении данных вопросов.

Об авторах

Наталия Анатольевна Григорьева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: grigoryeva-na@rudn.ru

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России

117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Сергей Александрович Коваленко

Российский университет дружбы народов

Email: kovalenko-sa@rudn.ru

кандидат исторических наук, директор Центра сравнительного и международного образования РУДН, доцент кафедры сравнительной образовательной политики УНИСОП РУДН

117198, Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Bogomolov, A.I. Comparability of engineering courses and degrees. A methodological study. Paris: The Unesco Press, 1974.
  2. Belov, V.A. Izbrannyye trudy. Moscow: RUDN Publ., 2014 (in Russian).
  3. Bergan, S. Recognition issues in the Bologna Process. Brussels: Consul of Europe, 2003.
  4. Bergan, S., and Rauhvargers, A. Recognition in the Bologna Process: policy development and the road to good practice. Brussels: Consul of Europe, 2006.
  5. Bergan, S. Not by bread alone. Brussels: Consul of Europe, 2011.
  6. Bergan, S., and Blomqvist, C. The Lisbon Recognition Convention at 15: making fair recognition a reality. Brussels: Consul of Europe, 2014.
  7. Bilibin, D. “Obrazovanie v edinom i vzaimosviazannom mire.” Inkorvuz, no. 2 (1992): 17–29 (in Russian).
  8. Chistokhvalov, V.N. Osobennosti modernizatsii rossiikogo i evropeiskogo vysshego obrazovaniia v 1991–2005 godakh: Istoriko-sravnitel’no analiz. Moscow: RUDN Publ., 2010 (in Russian).
  9. Chistokhvalov, V.N. Formirovania i realizatsiia intgegratsionnykh obrazovatel’nykh protsessov v Rossiiskoi Federatsii i v Evropeiskom Soiuze v 1991–2005 godakh: Sravnitel’nyi analiz, opyt, problem i perspektivy. Moscow: RUDN Publ., 2010 (in Russian).
  10. Filippov, V.M. Reformy obrazovaniya: Analiticheskiy obzor (Moscow: Tsentr sravnitel'noy obrazovatel'noy politiki Publ., 2003 (in Russian).
  11. Filippov, V.M. Modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 2003 (in Russian).
  12. Filippov, V.M. “Internationalization of higher education: major trends, challenges and prospects.” Vestnik RUDN. International Relations 15, no. 3 (2015): 203–212 (in Russian).
  13. Harris, J., Wihak, Ch., and Kleef, J. van. Handbook of the Recognition of Prior Learning: Research into Practice. New York: UNESCO, 2015.
  14. Kovalenko, S.A. Mezhdunarodnyy opyt priznaniya obrazovaniya i kvalifikatsiy v stranakh Yevropeyskogo regiona i Rossiyskoy Federatsii v 1960–2015 gg. Moscow: RUDN Publ., 2018 (in Russian).
  15. Kouwernaar, K. “Recognition instruments in Europe.” Higher Education in Europe 19, no. 2 (1994): 7–26.
  16. Lukichev, G.A. “Bologna Process: Movement towards the creation of a new era of education.” RUDN Journal of Informatization in Education, no. 1/2 (2005): 16–23 (in Russian).
  17. Lukichev, G.A. “O priznanii kvalifikatsiy vysshego obrazovaniya v Yevropeyskom regione. Znacheniye Lissabonskoy konventsii o priznanii dlya mezhdunarodnoy integratsii v sfere obrazovaniya.” In Znacheniye Lissabonskoy konventsii o priznanii dlya mezhdunarodnoy integratsii v sfere obrazovaniya, 90–104. Moscow: RUDN Publ., 2005 (in Russian).
  18. Lukichev, G.A., and Skorobogatov, V.I. “Rossiiskaia kvalifikatsiia ‘spetsialist’ v izmereniiakh evropeiskogo prostranstva vysshego obrazovaniia.” In Sbornik tezisov mezhdunarodnoi konferentsii “Praktika priznaniia, sblizhaia kontinenty, 24–30. Moscow: RUDN Publ., 2006 (in Russian).
  19. Nasonkin, V.V., and Tkach, G.F. “General characteristics of educational systems of foreign legislation at the present stage.” Civil Aviation High Technologies, no. 116 (2007): 13–19 (in Russian).
  20. Nasonkin, V.V. Natsional'noye i regional'noye izmereniye gosudarstvennoy obrazovatel'noy politiki v kontekste globalizatsii: na primere YES. St. Petersburg: Rossiyskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut imeni A.I. Gertsena Publ., 2015 (in Russian).
  21. Senashenko, V.S., and Tkach, G.F. “About Higher Academic and Professional Education.” Higher Edu- cation in Russia, no. 4 (2012): 19–24 (in Russian).
  22. Senashenko, V.S., and Tkach, G.F. “On the trends in the formation of Russian higher education.” Higher Education in Russia, no. 10 (2014): 29–42 (in Russian).
  23. Senashenko, V.S., and Tkach, G.F. “On the trends in the formation of Russian higher education.” Economics of Education, no. 2 (2014): 95–98 (in Russian).
  24. Shevchenko, E.G. “Gotovimsia k detsentralizatsii rossiiskogo sistemy priznaniia inostrannykh dokumentov ob obrazovanii.” In Praktika priznaniia, sblizhaia kontinenty: Sbornik tezisov mezhdunarodnoi konferentsii, 74–76. Moscow: RUDN Publ., 2016 (in Russian).
  25. Smirnov, A.G. “Vyssheye obrazovaniye v Yevrope.” Yunesko Sepes 15, no. 2 (1990): 49–54 (in Russian).
  26. Timofeeva, N.M., Tkach, G.F., Pobokova, O.P., Samsonova, A.A., Vershinina, A.M., and Zakharova, O.L. Systemy vysshego obrazovaniia razvivaiushchikh stran: Katalog. Moscow: UDN Publ., 1986 (in Russian).
  27. Tkach, G.F. “O nekotorykh osobennostiakh sovremennogo etapa mezhdunarodnogo obrazovatel’nogo sotrudnichestva.” In Innovatsionnoe razvitie obshchestva: usloviia, protivorechiia, prioritety, 207–212. Moscow: MU im. S.Yu. Vitte Publ., 2004 (in Russian).
  28. Tkach, G.F., and Chistokhvalov, V.N. “The introduction of a single supplement to the diploma in order to recognize the qualifications of Russian universities abroad.” Civil Aviation High Technologies, no. 102 (2006): 164–167 (in Russian).
  29. Tkach, G.F. “Reforma vysshego obrazovaniia Frantsii.” In Partnerstvo Frantsii i Rossiia: Internationalizatsiia obrazovaniia, nauki, ekonomiki, 24–38. Moscow: RANKhGS Publ., 2015 (in Russian).
  30. Tkach, G.F., and Sevashenko, V.S. “Bologna Process: Review of the evolution of priorities and subtotals.” Higher education in Russia, no. 7 (2015): 119–130 (in Russian).
  31. Zakharova, O.L., Muraveva, I.V., Osanov, A.B., Smirnov, A.G., Bakradze, N.G., Timofeev, N.M., and Tkach, G.F. Systemy vysshego obrazovaniia stran Zapada: Spavochnik. Moscow: UDN Publ., 1991 (in Russian).
  32. Zverev, N.I., Zhitnikova, M.N., and Tkach, G.F. “Some practical aspects of the implementation of recognition and establishment of equivalence of foreign qualifications.” Civil Aviation High Technologies, no. 116 (2007): 26–35 (in Russian).
  33. Zverev, N.I., Zhitnikova, M.N., and Tkach, G.F. “On the classification parameters of foreign documents on education, taking into account the specifics of their belonging to national education systems.” Civil Aviation High Technologies, no. 128 (2008): 32–42 (in Russian).
  34. Zhitnikova, M.N., Zverev, M.N., and Tkach, G.F. “Education System of the Republic of Uzbekistan: Educational Programs and Assigned Qualifications.” Civil Aviation High Technologies, no. 128 (2008): 48–58 (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».