Гоголевские традиции в романе В. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»
- Авторы: Кольцова Н.З.1, Лю М.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 25, № 3 (2020)
- Страницы: 434-446
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318790
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-3-434-446
- ID: 318790
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Роман «Скандалист или Вечера на Васильевском острове» В. Каверина является одним из наиболее репрезентативных воплощений «русской гофманианы» 20-х гг. ХХ в., о чем свидетельствует гротескная образность произведения. Само понимание гротеска не ограничивается бахтинской теорией, но подразумевает обращение и к работам В. Кайзера и В. Шкловского. Кроме того, высказывается предположение, что актуальная для писателя петербургская тема разрабатывается под знаком формалистской идеи литературного быта, а также других концепций и теорий русского формализма (в том числе теории остранения). Каверину удается вписать в контекст петербургского мифа не только собственно литературу, но и литературоведение, что позволяет рассуждать о произведении как об одном из ярчайших проявлений «филологического романа», важнейшей характеристикой которого является акцентированное интертекстуальное начало. В работе утверждается, что мотивы и темы, образы и детали, синтаксические конструкции и даже композиция (в том числе хронотоп) первого романа В. Каверина вписываются в гоголевскую систему координат. Каверинский текст - это конструкция, собранная из фрагментов и деталей гоголевского текста по гоголевским же правилам.
Ключевые слова
Об авторах
Наталья Зиновьевна Кольцова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: kotsovaru@rambler.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51Мяовэнь Лю
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: miaowenliu@mail.ru
аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51Список литературы
- Clark, K. (1981). The Soviet Novel: History as Ritual. Chicago, London, The University of Chicago Press.
- Skandura, C. (n.d.). Zdes' chital ad"yunkt-professor Nikolai Vasil'evich Gogol'-Yanovskii (Zametki na polyakh romana V. Kaverina “Skandalist, ili Vechera na Vasil'evskom ostrove”) [Adjunct Professor Nikolai Vasilievich Gogol-Yanovsky read here (Notes on the Fields of the novel by V. Kaverina “The Scandalist, or Evenings on Vasilyevsky Island”)]. Retrieved May 2, 2020, from http://sites.utoronto.ca/tsq/30/skandura30.shtml
- Kaverin, V.A. (1922). Serapionovy brat'ya o sebe: V. Kaverin [Serapionov brothers about themselves: V. Kaverin]. Literaturnye zapisi [Literary records], (3), 25–31.
- Kaverin, V.A. (1983). Sobranie sochinenii [Collection of works] (vol. 8). Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ.
- Mann, Yu.V. (1976). Poetika Gogolya [Poetics of Gogol]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura.
- Mann, Yu.V. (1989). Gogol. Istoriya vsemirnoi literatury [Gogol. History of World Literature] (vol. 6, pp. 360–384). Moscow, IMLI AN SSSR Publ.
- Derjurov, A.S. (1996). Grotesk v nemetskoi literature XVIII veka [Grotesque in 18th century German literature] (Dissertation of the Candidate of Philological Sciences). Moscow, MPGU Publ.
- Kaverin, V.A. (1980). Sobranie sochinenii [Collection of works] (vol. 1). Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ.
- Gogol, N.V. (1959). Sobranie sochinenii. T. 3. Povesti [Collection of works. Vol. 3. Stories]. Moscow, Goslytizat Publ.
- Gogol, N.V. (1959). Sobranie khudozhestvennykh proizvedenii. T. 5. Mertvye dushi [Collection of artistic works. Vol. 5. Dead Souls]. Moscow, Izd-vo Akademii nauk SSSR Publ.
- Uspensky, B.A. (1970). Poetika kompozitsii (struktura khudozhestvennogo teksta i tipologiya kompozitsionnoi formy) [Poetics of composition (structure of artistic text and typology of compositional form]. Moscow, Iskusstvo Publ.
- Neklyudova, O.A. (2017). K voprosu o kinematograficheskoi tekhnike v proze V. Kaverina 1920-kh gg. [On the question of cinematographic technique in V. Kaverin's prose of the 1920s]. Siberian Philological Journal, (1), 71–82.
- Skorospelova, E.B. (2003). Russkaya proza XX veka. Ot A. Belogo (“Peterburg”) do B. Pasternaka (“Doktor Zhivago”) [Russian Prose of the 20th Century. From A. Belyy (“Petersburg”) to B. Pasternak (“Doctor Zhivago”)]. Moscow, TEIS Publ.
- Khanzen-Leve Oge, A. (2001). Russkii formalism. Metodologicheskaya rekonstruktsiya razvitiya na osnove printsipa ostraneniya [Russian formalism. Methodological reconstruction of development based on the principle of exclusion]. Moscow, Yazyki russkoi kul'tury Publ.
- Tynyanov, Y.N. (1924). Problema stikhotvornogo yazyka [Problem of Poetic Language]. Leningrad, Academia Publ.
- Vaginov, K.K. (1989). Kozlinaya pesnya. Zabytaya kniga [Goat song. Forgotten Book]. Leningrad, Izd-vo pisatelei v Leningrade Publ.
- Mandelstam, O.E. (2009). Polnoe sobranie sochinenii i pisem. T. 1. Stikhotvoreniya [Complete collection of essays and letters. Vol. 1. Poems]. Moscow, Progress-Pleyada Publ.
- Kataev, V.P. (1978). Almaznyi moi venets [My diamond crown]. Moscow, Prospekt Publ.
Дополнительные файлы
