Художественные искания поэтов дальневосточного зарубежья: версификационная поэтика Лариссы Андерсен
- Авторы: Цмыкал О.Е.1
-
Учреждения:
- Амурский государственный университет
- Выпуск: Том 25, № 3 (2020)
- Страницы: 447-457
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318791
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-3-447-457
- ID: 318791
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу версификационных особенностей лирики поэтессы дальневосточного зарубежья Лариссы Андерсен в контексте литературного процесса дальневосточной ветви русской эмиграции. Новизна исследования определяется тем, что версификационная поэтика ее творчества впервые становится предметом самостоятельного и системного изучения. Объектом изучения выступает лирика Л. Андерсен дальневосточного периода (1920-1940-е гг.). Целью является целостное исследование версификационной поэтики Л. Андерсен 1920-1940-х гг. на материале харбинских публикаций, авторского сборника «По земным лугам» (1942) и коллективного сборника «Остров» (1946). Показано, что техническая, формальная сторона стиха не является для Лариссы Андерсен самоцелью или доминантой, что отражает общую непосредственность лирики поэтессы. Однако если того требует концепция произведения, Андерсен прибегает к необычным для себя версификационным средствам (поиски в области метра, рифмы и ритма). Не чужды Лариссе Андерсен и смелые эксперименты, вследствие которых рождаются стихи, перекликающиеся с детской поэзией, народным стихом, китайской классической поэзией, лирикой футуристов и т. д.
Об авторах
Ольга Евгеньевна Цмыкал
Амурский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sciencia@yandex.ru
магистр филологии, ассистент кафедры литературы и мировой художественной культуры
Российская Федерация, 675000, Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21Список литературы
- Zabijako, A.A. (2005). Tropa sud'by Alekseja Achaira [The trail of fate of Alexei Achair]. Blagoveshchensk.
- Zabijako, A.A., & Efendieva, G.V. (2008). “Chetvert' veka bezhenskoj sud'by…” (hudozhestvennyj mir liriki russkogo Harbina) [“A quarter of a century of refugee fate..” (the art world of Russian lyrics of Harbin)]. Blagoveshchensk, AmGU Publ.
- Zabijako, A.A. (2007). Lirika “harbinskoj noty”: Kul'turnoe prostranstvo, hudozhestvennye koncepty, versifikacionnaja pojetika [Lyrics of “Harbin note”: Cultural space, artistic concepts, versification poetics]. Moscow, MPGU Publ.
- Kuznetsova, O.F. (2011). “Luchshie pesni moi so mnoj…”. Iz pisem Larissy Andersen Valeriju Pereleshinu [“The best songs of mine are with me..”. From letters of Larissa Andersen to Valery Pereleshin]. Zvezda [Star], (11). Retrieved December 15, 2019, from https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=1732
- Efendieva, G.V., & Polivan, R.V. (2010). Stihovye dominanty v lirike Larissy Andersen [Verse dominants in the lyrics of Larissa Andersen]. Russkij Harbin, zapechatlennyj v slove [Russian Harbin captured in the word], (4), 126–142.
- Andersen, L. (1940). Po zemnym lugam [Through the Earth's meadows]: Verses. Shanghai, Publishing House of Modern Woman Journal.
- Ostrov [Island]: A collection of poems. (1946). Shanghai.
- Semero [The Seven]: Collection of poems. (1931). Harbin: YMCA Publ.
- Rubezh [Frontier]. (1939). No. 20. P. 8.
- Solodkaja, M.B. (2012). L.N. Andersen. “V pogasnuvshem proshedshee voskreslo”: Pis'ma k L. Haindrovoj [L.N. Andersen. “In that what flickered out, the past has risen”: Letters to L. Khaindrova]. Kul'turnaja zhizn' Juga Rossii [Cultural life in The South of Russia], (1), 54–59.
- Rubezh [Frontier]. (1933). No. 22. P. 10.
- Gasparov, M.L. (2000). Ocherk istorii russkogo stiha [Essay on the history of Russian verse]. Moscow.
- Gasparov, M.L. (1990). Semanticheskij oreol pushkinskogo chetyrjohstopnogo horeja [The semantic halo of the Pushkin four-foot chorea]. Pushkinskie chteniya [Pushkin's readings]: Collection of articles (pp. 5–14). Tallinn.
- Lojter, S.M. (2005). Pojetika detskogo stiha v ejo otnoshenii k detskomu fol'kloru [Poetics of children's poetry in its relation to children's folklore]. Petrozavodsk, PetrGU Publ.
- Andersen, L.N. (2006). Odna na mostu: Stihotvorenija, vospominanija, pis'ma [Alone on the bridge: Poems, memories, letters]. Moscow, Russkij put' Publ.; Biblioteka-fond “Russkoe zarubezh'e” Publ.
Дополнительные файлы
