Динамические виды образной структуры: взгляд на феноменологический подход Романа Ингардена с позиций теории литературы
- Авторы: Аксенова А.А.1
-
Учреждения:
- Кемеровский государственный университет
- Выпуск: Том 25, № 3 (2020)
- Страницы: 487-496
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318795
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-3-487-496
- ID: 318795
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена осмыслению некоторых данных, полученных польским философом Романом Ингарденом, в области изучения литературного произведения, эстетики, принадлежащим к феноменологическим исследованиям. Развитие идей Ингардена рассматривается с привлечением русских авторов, которые редко трактуются в феноменологической эстетике. Динамические виды образной структуры - это те качества потенциальных состояний, которые выступают и актуализируются в восприятии читателя как проблема воображения и художественного (визуального) образа. Таким образом, динамический характер видов образной структуры - это переход от нетематического фона к его актуальному состоянию и обратно. Реконструкция тезисов Ингардена приводит, в частности, к фрагментам работы, в которых он анализирует проблему зримо представленного пространства. Для изучения визуального в художественной литературе нужно понимать, что встреча читателя с литературным произведением актуализирует потенциальные типы, которые, по словам Р. Ингардена, «сверкают и гаснут». Визуальная природа эстетического объекта напрямую зависит от того, какое из этих потенциальных состояний актуализируется. Изучение визуального в художественной литературе предполагает двунаправленное движение от рецепции к аксиологии и от аксиологии к рецепции.
Об авторах
Анастасия Александровна Аксенова
Кемеровский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: AA9515890227@yandex.ru
магистр философии, преподаватель-исследователь по направлению «Языкознание и литературоведение», младший научный сотрудник научно-инновационного управления
Российская Федерация, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6Список литературы
- Dyubo, Z.-B. (1976). Kriticheskie razmyshleniya o Poezii i Zhivopisi [Critical reflections on poetry and painting]. Moscow, Iskusstvo Publ. (In Russ.)
- Lessing, G.E. (1953). Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow, Hudozhestvennaya literatura Publ. (In Russ.)
- Gadamer, G.G. (1991). Aktual'nost' prekrasnogo [The relevance of beauty]. Moscow, Iskusstvo Publ. (In Russ.)
- Iser, W. (2004). Izmenenie funktsii literatury. Protsess chteniia: Fenomenologicheskii podkhod [Changing the functions of the literature. Reading process: A phenomenological approach]. Sovremennaia literaturnaia teoriia [Modern literary theory]: Anthology. Moscow, Nauka Publ. (In Russ.)
- Mitscherling, J. (1985). Roman Ingarden's ‘The Literary Work of Art’: Exposition and Analyses. Philosophy and Phenomenological Research, 45(3), 351-381.
- Bahtin, M.M. (1979). Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity] Moscow, Iskusstvo Publ. (In Russ.)
- Bakhtin, M.M. (1975). Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniya raznykh let [Questions of literature and aesthetics. Studies of different years]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura. (In Russ.)
- Asmus, V.F. (1968). Chtenie kak trud i tvorchestvo [Reading as work and creativity] Мoscow, Voprosy teorii i istorii estetiki Publ. (In Russ.)
- Fukson, L.Yu. (2007). Chtenie [Read]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ. (In Russ.)
- Suzryukova, E.L. (2009). Suzhennoe pole videniya v hudozhestvennoj proze A.P. Chekhova [Narrowed field of vision in the artistic prose of A.P. Chekhov]. Sibirskij filologicheskij zhurnal [Siberian philological journal], (3), 42. (In Russ.)
- Lavlinskiy, S.P., & Gurovich, N.M. (2008). Vizual’noe v literature [The Visual in Literature]. Poetika: Slovar’ aktual’nykh terminov i ponyatiy [Poetics: The Dictionary of Current Terms and Concepts] (p. 37). Moscow. (In Russ.)
- Ingarden, R. (1972). Die Schicht der dargestellten Gegenständlichkeiten. Das literarische Kunstwerk: Mit einem Anhang: Von den Funktionen der Sprache im Theaterschauspiel. https://doi.org/10.1515/9783110938487.229
- Pasternak, B.L. (2010). Doctor Zhivago (R. Pevear, L. Volokhonsky, Trans.). Retrieved May 10, 2020, from http://www.rulit.me/data/programs/resources/html/Pasternak_Doctor_ Zhivago_RuLit_Net_231118.html.zip
- Olesha, Yu.K. (2017). Zavist'. Zagovor chuvstv. Strogij yunosha [Envy. The conspiracy of feelings. Strict boy]. Saint Petersburg, Vita Nova Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы
