Онтологические мотивы дома и бездомья в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»
- Авторы: Кулиева Ш.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 26, № 3 (2021): ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: СОВРЕМЕННЫЕ РЕЦЕПЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
- Страницы: 424-441
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318858
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-3-424-441
- ID: 318858
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья посвящена осмыслению мотивной пары «дом-без-домье» в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». Достоевский реализует мотив дома в неразрывной антиномической связи с полярным ему мотивом бездомья, художественно воплощенном в идее бессемейности, бездомности, скитальничества, Хаоса, Энтропии. Актуальность исследования мотивов дома и бездомья состоит в том, чтобы поэтапно реконструировать авторскую концепцию «спасительного будущего» и приложить ее к современности. В настоящей статье мотивы дома-бездомья рассмотрены в нескольких аспектах, включая собственно топонимический, функциональный, архетипический и онтологический. Мы попытались продемонстрировать реализацию заявленных мотивов на уровне таких категорий, как вера-безверие, Рай и Ад, братство и обособленность. В романе «Бесы» последовательно развита идея о национальной почве и отрыве от нее, о возможном спасении человека и тех последствиях, которые ожидают общество в случае засилья «бесов» и утраты исконного «братства» - сокровенной связи между людьми. С этой точки зрения, мотивы дома и бездомья становятся для романного пространства ключевыми. В архетипике дома заложена идея о спасительном «своем» круге, которому противопоставлен внешний мир с его враждебностью, стихийностью, гибельностью. Все, что расположено за пределами этого круга, - элементы, принадлежащие антимиру, а потому их воздействие на микрокосмос дома губительно. Анализ текста подтверждает, что архетип дома у Достоевского дестабилизирован. Нарушается его герметичность; границы, защищающие внутреннее, оказываются проницаемыми. Мотив дома зачастую вытеснен мотивом бездомья, а потому закономерно рассматривать эту мотивную пару в ее антиномической неразрывности. В приведенном исследовании мотивы дома и бездомья рассматриваются как онтологические: они связаны с бытийным уровнем произведения, благодаря чему возможно установить онтологический статус актантов и определить соотношение с так называемой исходной идеей.
Ключевые слова
Об авторах
Шекер Авдыевна Кулиева
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: shekkul@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8682-0891
кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.10/2Список литературы
- Dostoevskij, F.M. (2018). Demons. Moscow: Izdatelskyie Tekhnologii. Web. URL: https:// books.google.ru/books?id=rQqcDwAAQBAJ&pg=PA46&lpg=PA46&dq (accessed: 10.07.2021)
- Ivanov, V. (1987). Dostoevsky and the novel-tragedy. Collected Works. (Vol. 4). Brjussel’: Foyer oriental Chretien. (In Russ.)
- Orlova, S.A. (2009). Mythological and folklore motive of the home in F.M. Dostoevsky’s Demons. Vestnik ChelGU, 43. Retrived May 27, 2021, from https://cyberleninka.ru/article/n/ mifo-folklornyy-motiv-doma-v-romane-f-m-dostoevskogo-besy (In Russ.)
- Nichiporov, B.V. (1994). Introduction to Christian psychology: reflections of a priest-psychologist. Moscow: Shkola Press Publ. (In Russ.)
- Losskij, N.O. (1991). God and world evil. Moscow: Politizdat Publ. (In Russ.)
- Il’in, I.A. (1999). Collected Works. (Vol. 6, book 3). Moscow: Russkaja Kniga. (In Russ.)
- Kasatkina, T.A. (2002). The relationship of man with nature in Christianity world outlook of Dostoevsky. In XXI century through the eyes of Dostoevsky: perspectives of humanity: Materials of the International Conf., held at Chiba University (Japan) on August 22–25, 2000 (pp. 304–313). Moscow, 2002. (In Russ.)
- Saraskina, L.I. (1990). Demons: a warning novel. Moscow: Sovetskij Pisatel’ Publ. 480 p. (In Russ.)
Дополнительные файлы
