Россия и Украина во взаимном ТВ-информировании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Национальные телевизионные каналы обычно отбирают и представляют международные новости в соответствии с интересами граждан своих стран и приоритетами внешней политики. В процессе освещения международных конфликтов для зрителей создаются противоположные реальности, что не способствует разрешению конфликтов. Цель исследования - проанализировать освещение российско-украинского конфликта государственными каналами этих стран в 2014-2016 гг. В эмпирическую базу вошли сюжеты вечерних выпусков телевизионных новостей, связанные с Украиной, на российском телеканале («Россия 1») и материалы, в которых упоминалась Россия, на украинском телеканале (UA First) в течение семи недель, когда произошли выбранные ключевые события. Использовался количественный и качественный анализ. Все новости были разделены на четыре категории: политические, военные, экономические, социальные. Выявлено значительное влияние национальных интересов на освещение актуальных событий в период конфронтации между странами. И российские, и украинские журналисты в значительной степени проявляли интерес к событиям в стране-оппоненте, даже если текущие новости не имели прямого отношения к конфликту. В случае важных мировых событий они освещались обоими телеканалами. Наряду с этим журналисты часто рассказывали о том, что могло быть интересно их национальной аудитории или было обусловлено внешней политикой. Обнаружено, что оба канала постепенно теряют интерес к российско-украинскому кризису к 2015 г.

Об авторах

Юлия Игоревна Долгова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: YIDolgova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8861-0521

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Список литературы

  1. Aday, S. (2017). The US media, foreign policy, and public support for War. In K. Kenski & K.H. Jamieson (Eds.), The Oxford Handbook of Political Communication (pp. 315-322). Oxford: Oxford University Press.
  2. Arno, A. (2019). Communication, conflict, and storylines: The news media as actors in a cultural context. In A. Arno & W. Dissanayake (Eds.), The News Media in National and International Conflict (pp. 4-17). New York, Oxon: Routledge.
  3. Boyd-Barrett, O. (2017). Ukraine, mainstream media and conflict propaganda. Journalism Studies, 18(8), 1016-1034. https://doi.org/10.1080/1461670X.2015.1099461
  4. Cottle, S. (2006) Mediatized conflict: Developments in media and conflict studies. New York: Open University Press.
  5. Curran, J., Frank E., Hallin, D.C., Hayashi, K., & Lee, C.C. (2017). International news and global integration: A five nation reappraisal. Journalism Studies, 18(2), 118-134. https://doi.org/10.1080/1461670X.2015.1050056
  6. Dolgova, Y.I. (2020). “The Western World” s image in current affairs programmes on Russian television. Intercultural Communication Studies, 29(1), 75-87.
  7. Dolgova, Y.I., Peripechina, G.V., & Tikhonova, O.V. (2021). Programming of time slots of the Big Three TV channels: Weekday broadcast. Tomsk State University Journal of Philology, 69, 321-339. https://doi.org/10.17223/19986645/69/16
  8. Entman, R.M. (1993). Framing: Toward clarification of a fractured paradigm. Journal of Communication, 43(4), 52-57. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1993.tb01304.x
  9. Galtung, J., & Ruge, M.H. (1965). The structure of foreign news: The presentation of the Congo, Cuba and Cyprus crises in four Norwegian newspapers. Journal of Peace Research, 2(1), 64-90.
  10. Gerbner, G. (1964). Ideological perspective and political tendencies in news reporting. Journalism Quarterly, 41, 495-508.
  11. Goffman, E. (1974). Frame analysis: An essay on the organization of experience. New York: Harper and Row.
  12. Gulenko, P. (2021). Political discussion as a propaganda spectacle: Propaganda talk shows on contemporary Russian television. Media, Culture and Society, 43(5), 906-924. https://doi.org/10.1177/0163443720974230
  13. Khaldarova, I., & Pantti, M. (2016). Fake news. The narrative battle over the Ukrainian conflict. Journalism Practice, 10(7), 891-901. https://doi.org/10.1080/17512786.2016.1163237
  14. Lippmann, W. (1991). Public opinion. New Jersey: Transaction Publishers.
  15. McChesney, R.W. (2008). The political economy of media: Enduring issues, emerging dilemmas. New York: Monthly Review Press.
  16. McQuail, D. (2010). McQuail’s mass communication theory. London: Sage.
  17. Nossek, H. (2004). Our news and their news: The role of national identity in the coverage of foreign news. Journalism, 5(3), 343-368. https://doi.org/10.1177/1464884904044941
  18. Pasitselska, O. (2017). Ukrainian crisis through the lens of Russian media: Construction of ideological discourse. Discourse & Communication, 11(6), 591-609. https://doi.org/10.1177/1750481317714127
  19. Peisakhin, L., & Rozenas, A. (2018). Electoral effects of biased media: Russian television in Ukraine. American Journal of Political Science, 62(3), 535-550. https://doi.org/10.1111/ajps.12355
  20. Peters, M.A. (2018). The information wars, fake news and the end of globalization. Educational Philosophy and Theory, 50(13), 1161-1164. https://doi.org/10.1080/00131857.2017.1417200
  21. Pikulicka-Wilczewska, A., & Sakwa, R. (Eds.) (2015). Ukraine and Russia: People, politics, propaganda and perspectives. Bristol: E-International Relations.
  22. Ravi, N. (2005). Looking beyond flawed journalism: How national interests, patriotism, and cultural values shaped the coverage of the Iraq war. Harvard International Journal of Press/Politics, 10(1), 45-62. https://doi.org/10.1177/1081180X05275765
  23. Robinson, P., Goddard, P., Parry, K., Murray, C., & Taylor, P.M. (2016). Pockets of resistance. British news media, war and theory in the 2003 invasion of Iraq. Manchester: Manchester University Press.
  24. Roman, N., Buniak, I., & Wanta, W. (2017). Information wars: Eastern Ukraine military conflict coverage in the Russian, Ukrainian and U.S. newscasts. International Communication Gazette, 79(4), 357-378. https://doi.org/10.1177/1748048516682138
  25. Sauer, T. (2017). The origins of the Ukraine crisis and the need for collective security between Russia and the West. Global Policy, 8(1), 82-91. https://doi.org/10.1111/1758-5899.12374
  26. Shoemaker, P.J., & Reese, S.D. (1996). Mediating the message: Theories of influences on mass media content. White Plains, New York: Longman.
  27. Shoemaker, P.J., Vos, T.P., & Reese, S.D. (2009). Journalists as gatekeepers. In K.W. Jorgensen & T. Hanitzsch (Eds.), The Handbook of Journalism Studies (pp. 73-87). New York: Routledge.
  28. Thussu, D.K. (2019). International communication: Continuity and change. London, New York: Arnold.
  29. Tumber, H., & Palmer, J. (2004). Media at war: The Iraq crisis. London: Sage.
  30. Vukasovich, C., & Dejanovic-Vukasovich, T. (2016). Humanitarian intervention’, a predictable narrative? A comparative analysis of media narratives from Serbia to Syria. Global Media and Communication, 12(3), 311-331. https://doi.org/10.1177/1742766516653163
  31. Zollmann, F. (2015). Bad news from Fallujah. Media, War and Conflict, 8(3), 289-311. https://doi.org/10.1177/1750635215585612

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».