Медиастратегии с участием лоббистов: государственная поддержка IT-индустрии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрена коммуникационная составляющая лоббистской деятельности и роль медиакоммуникаций в достижении лоббистских целей на примере формирования правового поля отрасли информационных технологий (ИТ) в условиях 2022 г. В качестве эмпирического материала выбран публичный контент, инициированный крупными ассоциациями, отстаивающими в медиаполе интересы отрасли. Показана последовательная коммуникативная сопряженность ИТ-отрасли с деятельностью Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Для анализа процесса лоббирования использована система управления репутацией, мониторинга СМИ и социальных медиа «СКАН-Интерфакс». Применительно к теме лоббирования интересов ИТ выявлен разрыв в коммуникационной активности между Минцифры и отраслевыми ассоциациями в абсолютных показателях. При этом в относительных показателях к общему количеству упоминаний в СМИ усилия оказались сопоставимы. Обнаружена актуализация медиастратегии ИТ-ассоциаций по передаче публичных заслуг регулятору - Минцифре, при этом сделан вывод об эффективности лоббистских усилий. Смысловой анализ коммуникационной активности конкретной ассоциации продемонстрировал алгоритм реализации целей медиатизированного лоббирования.

Об авторах

Андрей Александрович Котов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: andres.kotov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5311-494X

аспирант, кафедра массовых коммуникаций

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Камилла Ренатовна Нигматуллина

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: k.nigmatulina@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9146-1712

доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Максим Львович Поляков

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации

Email: polyakov-ml@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0001-6110-7045

автор и руководитель магистратуры «Цифровые коммуникации и новые медиа», старший преподаватель, кафедра интегрированных коммуникаций, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; профессор кафедры международной журналистики, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации

Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82; Российская Федерация, 119454, Москва, пр-кт Вернадского, д. 76

Список литературы

  1. Achkasova, V.A., Mintusova, I.E., & Filatova O.G. (2023). GR and lobbying: Theory and technologies. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
  2. Belousov, A.B. (2006). Discrete model of lobbyist communication. Polis. Political Studies, (4), 87–101. (In Russ.) https://doi.org/10.17976/jpps/2006.04.09
  3. Berg, K.T. (2009). Finding connections between lobbying. Public Relations and Advocacy, 3(3). Retrieved October 12, 2022, from https://epublications.marquette.edu/comm_fac/78
  4. Bykov, I.A. (2013). Network political communication: Theory, practice and research methods. St. Petersburg: SPbSUITD Publ. (In Russ.)
  5. De Bruycker, I., & Beyers, J. (2015). Balanced or biased? Interest groups and legislative lobbying in the European news media. Political Communication, 32(3), 453–474. https://doi.org/10.1080/10584609.2014.958259
  6. De Bruycker, I., & Beyers, J. (2018). Lobbying strategies and success: Inside and outside lobbying in European Union legislative politics. European Political Science Review, 11(1), 1–18. https://doi.org/10.1017/S1755773918000218
  7. Entman, R.M. (2007). Framing bias: Media in the distribution of power. Journal of Communication, 57(1), 163–173. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2006.00336.x
  8. Feldman, P.Ya. (2015). Communication structure of lobbying activity. Communikology, 3(2), 59–66. (In Russ.)
  9. Figenschou, T., & Fredheim, N. (2019). Interest groups on social media: Four forms of networked advocacy. Journal of Public Affairs, 20(2). https://doi.org/10.1002/pa.2012
  10. Ihlen, Ø., Valentini, C., Davidson, S., & Shavit, A. (2020). Lobbying, the public interest, and democracy: Communication perspectives. Journal of Public Affairs, 20(2). https://doi.org/10.1002/pa.2091
  11. Kashpur, V.V., & Negrul, S.V. (2012). Participation activity in professional public unions and associations of small and medium business as a parameter of regional entrepreneurship subject potential. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 17(1), 129–140. (In Russ.)
  12. Mykkänen, M., & Ikonen, P. (2019). Media strategies in lobbying process. A literature review on publications in 2000‒2018. Academicus: International Scientific Journal, (20), 34–50. https://doi.org/10.7336/academicus.2019.20.03
  13. Shokhin, A.N., Bashirov, M.F., Borisov, S.R., Vorobiev, M.A., & Galperin, M.L. (2017). Business and authorities in Russia: Regulatory framework and compliance practices. Moscow: HSE University. (In Russ.)
  14. Strömbäck, J., & Van Aelst, P. (2013). Why political parties adapt to the media: Exploring the fourth dimension of mediatization. International Communication Gazette, 75(4), 341–358. https://doi.org/10.1177/1748048513482266
  15. Trapp, N.L., & Laursen, B. (2017). Inside out: Interest groups’ ‘outside’ media work as a means to manage ‘inside’ lobbying efforts and relationships with politicians. Interest Groups & Advocacy, 6, 143–160. https://doi.org/10.1057/s41309-017-0016-y
  16. Tresch, A., & Fischer, M. (2014). In search of political influence: Outside lobbying behaviour and media coverage of social movements, interest groups and political parties in six Western European countries. International Political Science Review, 36(4), 355–372. https://doi.org/10.1177/0192512113505627
  17. Ushanov, P.V. (2020). Lobbyism as a communication technology: Russian experience. Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism, (2), 157–160. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».