Медиастратегии с участием лоббистов: государственная поддержка IT-индустрии
- Авторы: Котов А.А.1, Нигматуллина К.Р.2, Поляков М.Л.3,4
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
- Выпуск: Том 28, № 2 (2023)
- Страницы: 397-414
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318913
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-2-397-414
- EDN: https://elibrary.ru/HXZZCG
- ID: 318913
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрена коммуникационная составляющая лоббистской деятельности и роль медиакоммуникаций в достижении лоббистских целей на примере формирования правового поля отрасли информационных технологий (ИТ) в условиях 2022 г. В качестве эмпирического материала выбран публичный контент, инициированный крупными ассоциациями, отстаивающими в медиаполе интересы отрасли. Показана последовательная коммуникативная сопряженность ИТ-отрасли с деятельностью Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Для анализа процесса лоббирования использована система управления репутацией, мониторинга СМИ и социальных медиа «СКАН-Интерфакс». Применительно к теме лоббирования интересов ИТ выявлен разрыв в коммуникационной активности между Минцифры и отраслевыми ассоциациями в абсолютных показателях. При этом в относительных показателях к общему количеству упоминаний в СМИ усилия оказались сопоставимы. Обнаружена актуализация медиастратегии ИТ-ассоциаций по передаче публичных заслуг регулятору - Минцифре, при этом сделан вывод об эффективности лоббистских усилий. Смысловой анализ коммуникационной активности конкретной ассоциации продемонстрировал алгоритм реализации целей медиатизированного лоббирования.
Ключевые слова
Об авторах
Андрей Александрович Котов
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: andres.kotov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5311-494X
аспирант, кафедра массовых коммуникаций
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Камилла Ренатовна Нигматуллина
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: k.nigmatulina@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9146-1712
доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Максим Львович Поляков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Email: polyakov-ml@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0001-6110-7045
автор и руководитель магистратуры «Цифровые коммуникации и новые медиа», старший преподаватель, кафедра интегрированных коммуникаций, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; профессор кафедры международной журналистики, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82; Российская Федерация, 119454, Москва, пр-кт Вернадского, д. 76Список литературы
- Achkasova, V.A., Mintusova, I.E., & Filatova O.G. (2023). GR and lobbying: Theory and technologies. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
- Belousov, A.B. (2006). Discrete model of lobbyist communication. Polis. Political Studies, (4), 87–101. (In Russ.) https://doi.org/10.17976/jpps/2006.04.09
- Berg, K.T. (2009). Finding connections between lobbying. Public Relations and Advocacy, 3(3). Retrieved October 12, 2022, from https://epublications.marquette.edu/comm_fac/78
- Bykov, I.A. (2013). Network political communication: Theory, practice and research methods. St. Petersburg: SPbSUITD Publ. (In Russ.)
- De Bruycker, I., & Beyers, J. (2015). Balanced or biased? Interest groups and legislative lobbying in the European news media. Political Communication, 32(3), 453–474. https://doi.org/10.1080/10584609.2014.958259
- De Bruycker, I., & Beyers, J. (2018). Lobbying strategies and success: Inside and outside lobbying in European Union legislative politics. European Political Science Review, 11(1), 1–18. https://doi.org/10.1017/S1755773918000218
- Entman, R.M. (2007). Framing bias: Media in the distribution of power. Journal of Communication, 57(1), 163–173. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2006.00336.x
- Feldman, P.Ya. (2015). Communication structure of lobbying activity. Communikology, 3(2), 59–66. (In Russ.)
- Figenschou, T., & Fredheim, N. (2019). Interest groups on social media: Four forms of networked advocacy. Journal of Public Affairs, 20(2). https://doi.org/10.1002/pa.2012
- Ihlen, Ø., Valentini, C., Davidson, S., & Shavit, A. (2020). Lobbying, the public interest, and democracy: Communication perspectives. Journal of Public Affairs, 20(2). https://doi.org/10.1002/pa.2091
- Kashpur, V.V., & Negrul, S.V. (2012). Participation activity in professional public unions and associations of small and medium business as a parameter of regional entrepreneurship subject potential. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science, 17(1), 129–140. (In Russ.)
- Mykkänen, M., & Ikonen, P. (2019). Media strategies in lobbying process. A literature review on publications in 2000‒2018. Academicus: International Scientific Journal, (20), 34–50. https://doi.org/10.7336/academicus.2019.20.03
- Shokhin, A.N., Bashirov, M.F., Borisov, S.R., Vorobiev, M.A., & Galperin, M.L. (2017). Business and authorities in Russia: Regulatory framework and compliance practices. Moscow: HSE University. (In Russ.)
- Strömbäck, J., & Van Aelst, P. (2013). Why political parties adapt to the media: Exploring the fourth dimension of mediatization. International Communication Gazette, 75(4), 341–358. https://doi.org/10.1177/1748048513482266
- Trapp, N.L., & Laursen, B. (2017). Inside out: Interest groups’ ‘outside’ media work as a means to manage ‘inside’ lobbying efforts and relationships with politicians. Interest Groups & Advocacy, 6, 143–160. https://doi.org/10.1057/s41309-017-0016-y
- Tresch, A., & Fischer, M. (2014). In search of political influence: Outside lobbying behaviour and media coverage of social movements, interest groups and political parties in six Western European countries. International Political Science Review, 36(4), 355–372. https://doi.org/10.1177/0192512113505627
- Ushanov, P.V. (2020). Lobbyism as a communication technology: Russian experience. Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism, (2), 157–160. (In Russ.)
Дополнительные файлы
