Интерпретация стихотворения А.А. Ахматовой «Муза»
- Авторы: Аксёнова А.А.1
-
Учреждения:
- Кемеровский государственный университет
- Выпуск: Том 27, № 1 (2022)
- Страницы: 30-38
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318971
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-1-30-38
- ID: 318971
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Раскрытие смысла загадочного диалога между поэтом и Музой в финале произведения мы начнем исходя из последовательного прочтения. Необходимо сразу отметить, что в человеческом и природном мире разделение тьмы и света, сна и бодрствования, праздной жизни и служения отражается в ценностном предпочтении поэтом своей Музы земным почестям, юности и свободе. Это в финале произведения сближает между собой двух поэтов из разных временных сфер: поэт, живущий сейчас, как и поэт эпохи Возрождения, продолжает служить Музе. Муза в этом произведении имеет человекоподобный облик, тело, голос и взгляд. Визуальная подробность образа Музы важна и для лирического героя, и для читателя, поскольку переводит нечто значимое и возвышенное в интимный, личный мир героя. На персональный план коммуникации указывает ценностная и стилистическая оппозиция: «почести» и «милая». Атрибут такой Музы - дудочка (авлос или сиринга в руках богини Эвтерпы) соответствует скорее Пану, чем Аполлону-Кифареду. Поэтому природное состояние мира здесь не враждебно, а, напротив, - репрезентативно в отношении человеческой жизни. В ходе исследования выясняется, что отсылка именно к «Божественной комедии» подтверждается не только очевидным упоминанием Данте в финале, но еще и в самой первой строфе.
Ключевые слова
Об авторах
Анастасия Александровна Аксёнова
Кемеровский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: AA9515890227@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5048-6019
преподаватель кафедры русского языка и литературы
Российская Федерация, 650000, Кемерово, ул. Красная, 6Список литературы
- Ahmatova, A.А. (1998). Collected Works. Poems. 1904–1941. (Vol. 1). Moscow: Jellis Lak. publ. (In Russ.)
- Dante Alig’eri. (1967). The Divine Comedy. Moscow: Nauka publ. (In Russ.)
- Hlodovskij, R.I. (1992). Anna Akhmatova and Dante. Secrets of Craft. Akhmatova Readings (Vol. 2, pp. 75–92). (In Russ.)
- Kazarin, V.P., Novikova, M.A. (2014). Akhmatova. Dante. Crimea. (To the Formulation of the Problem). Questions of Russian Literature, 29(86), 5–22. (In Russ.)
- Kihnej, L.G. (2014). The Functions of Shakespeare’s and Dante’s Motifs in the Poetry of Anna Akhmatova. Russian Literature: Historical and Literary Journal, (2), 156–176. (In Russ.).
- Losev, A.F. (1957). Ancient Mythology in its Historical Development. Moscow: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel’stvo Ministerstva prosveshhenija RSFSR (Uchpedgiz) publ. (In Russ.)
- Merkel’, E.V. (2016). Anthropomorphic Images of Creativity in the Poetry of Anna Akhmatova. Pushkin Readings-2016. Artistic Strategies of Classical and New Literature: Genre, Author, Text: Materials of the XXI International Scientific Conference (pp. 162–168). Saint-Petersburg: LGU im. A. S. Pushkina publ. (In Russian).
- Mirza, M.N. (2019). “Secrets of craft” by A.A. Akhmatova: Creativity-nature-muse. Bulletin of the Student Scientific Society of the State Educational Institution of Higher Education “Donetsk National University”, 2(11), 57–61. (In Russian).
- Tjupa, V.I. (2001). Art Analytics: An Introduction to Literary Analysis. Moscow: Labirint publ. (In Russ.)
- Wang, M. (2020). The Image of Muse in the Poems “Muse” of A.S. Pushkin, A.A. Akhmatova and M.S. Petrovykh. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 25(2), 287–294. (In Russ.).
Дополнительные файлы
