Кризис политической коммуникации: есть ли эффект умалчивания в российских медиа?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуется повестка дня телеканалов «большой тройки» и популярных онлайн-медиа в период перед президентскими выборами 2018 г. В условиях предвыборной кампании значение качественного информирования значительно возрастает. Изучены повестка дня выбранных медиа, освещение предвыборной кампании, а также возможный «эффект умалчивания». Предлагается уникальная методика сравнения контента вечерних телевизионных новостей и онлайн-медиа, а также концептуализируется понятие «эффект умалчивания». Онлайн-медиа часто воспринимаются как более качественные и полноценные источники информации, однако исследование показало, что сообщения о выборах в интернете появлялись в меньшем количестве и нерегулярно. Анализ подтвердил, что телевидение в России, прежде всего, выступало в качестве помощника правительства, направляя его усилия на информирование граждан о деятельности властей и их социально значимых инициативах. Именно телевидение лучше освещало предвыборную кампанию. Онлайн-медиа уделяли больше внимание скандальным новостям, пытались критиковать власть, однако упускали из внимания важные социальные темы.

Об авторах

Юлия Игоревна Долгова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: YIDolgova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8861-0521

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Петр Васильевич Гуленко

Карлов университет

Email: pgulenko@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6084-821X

кандидат филологических наук, докторант кафедры социологии, факультет гуманитарных исследований

Чешская Республика, 18200, Прага, ул. Паткова, д. 5

Список литературы

  1. Abdulla, S.M. (2022). The concepts of deictic shift theory and discourse theory of silencing. Education Quarterly Reviews, 5(1). https://doi.org/10.31014/aior.1993.05.01.441
  2. Cushion, S., Kilby, A., Thomas, R., Morani, M., & Sambrook, R. (2018). Newspapers, impartiality and television news: Intermedia agenda-setting during the 2015 UK general election campaign. Journalism Studies, 19(2), 162-181. https://doi.org/10.1080/1461670X.2016.1171163
  3. Dolgova, Yu.I., & Pimenova, M.V. (2020). Interactive elements in the program “Direct Line with Vladimir Putin” (2001-2018). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, (1), 59-78. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2020.5978
  4. Entman, R.M. (1990). Democracy without citizens: Media and the decay of American politics. Oxford University Press.
  5. Gulenko, P.V., & Dolgova, Yu.I. (2021). Evolution of interactive elements in socio-political talk shows in post-Soviet Russia. Global Media and Communication, 17(1), 25-43. https://doi.org/10.1177/1742766520946471
  6. Gulenko, P.V. (2021). Political discussion as a propaganda spectacle: Propaganda talk shows on contemporary Russian television. Media, Culture & Society, 43(5), 906-924. https://doi.org/10.1177/01634437209742
  7. Kellam, M., & Stein, E.A. (2016). Silencing critics: Why and how presidents restrict media freedom in democracies. Comparative Political Studies, 49(1), 36-77. https://doi.org/10.1177/0010414015592644.
  8. Lumsden, K., & Morgan, H. (2017). Media framing of trolling and online abuse: Silencing strategies, symbolic violence, and victim blaming. Feminist Media Studies, 17(6), 926-940. https://doi.org/10.1080/14680777.2017.1316755
  9. Maier, S.R., & Tucker, S. (2012). Online news readers get different news mix than print. Newspaper Research Journal, 33(4), 48-62. https://doi.org/10.1177/073953291203300405
  10. Maier, S.R. (2010). All the news fit to post? Comparing news content on the web to newspapers, television, and radio. Journalism & Mass Communication Quarterly, 87(3-4), 548-562. https://doi.org/10.1177/107769901008700307
  11. Mancini, P. (2013). Media fragmentation, party system, and democracy. International Journal of Press/Politics, 18(1), 43-60. https://doi.org/10.1177/1940161212458200
  12. McQuail, D. (2010). Mass communication theory. London: Sage.
  13. Proskurnova, E.L., Tran Thi Thuy Dung, & Volkova, I.I. Prospects of news televsion: Materials of in-depth interviews. Nauchnyi Dialog, (3), 157-170. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170
  14. Stromback, J., & Kaid, L.L. (2008). A framework for comparing election news coverage around the world. In J. Stromback & L.L. Kaid (Eds.), The Handbook of Election News Coverage Around the World (pp. 1-21). New York: Routledge.
  15. Thiesmeyer, L. (Ed.) (2003). Discourse and silencing: Representation and the language of displacement. Amsterdam: John Benjamins Publishing.
  16. Valenzuela, S., Puente, S., & Flores, P.M. (2017). Comparing disaster news on Twitter and television: An intermedia agenda setting perspective. Journal of Broadcasting and Electronic Media, 61(4), 615-637. https://doi.org/10.1080/08838151.2017.1344673
  17. Voltmer, K. (2004). Mass media and political communication in new democracies. New York: Routledge.
  18. Williams, B.A., & Delli Carpini, M.X. (2004). Monica and Bill all the time and everywhere: The collapse of gatekeeping and agenda setting in the new media environment. American Behavioral Scientist, 47(9), 1208-1230. https://doi.org/10.1177/0002764203262344

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».