Визуальная метафора: сходство непохожего в карикатурах
- Авторы: Зарифиан М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 130-142
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319152
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2025-30-1-130-142
- EDN: https://elibrary.ru/UHGNNQ
- ID: 319152
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Понятие «метафора» представлено и проанализировано применительно к феномену политической карикатуры. На базе концептуальной теории, разработанной Лакоффом и Джонсоном, изучено, каким образом метафоры функционируют в политических карикатурах, а также конструируются и транслируются сложные социально-политические послания. Благодаря тщательному исследованию сходства между двумя, казалось бы, непохожими объектами – восприятием одного через призму другого – показано, как карикатуристы используют визуальные метафоры, языковые символы и другие средства юмора и иронии, чтобы иллюстрировать социальные конфликты и критиковать политические реалии, передавая нюансы лаконично и эффективно. Значительным достижением исследования является разработка двух таблиц, где классифицируются преобладающие «источники и мишени» метафорической концептуализации, приводятся соответствующие примеры и объяснения контекста. Полученные результаты показывают, как критикуются социальные реалии, какие когнитивные реакции они вызывают у аудитории. Категоризация и анализ контекста не только углубляют понимание метафор, но и задают новую парадигму изучения визуальной риторики политических коммуникаций.
Об авторах
Мохсен Зарифиан
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: mohsen.zarifian@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7363-0263
SPIN-код: 1339-8991
преподаватель-исследователь, карикатурист, кафедра массовых коммуникаций
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Abdel-Raheem, A. (2021). Where Covid metaphors come from: reconsidering. Social Semiotics, 33(5), 971–1010. https://doi.org/10.1080/10350330.2021.1971493
- Benczes, R. (2021). Review of Kövecses (2020): Extended Conceptual Metaphor Theory. Review of Cognitive Linguistics, 19(1), 266–271. http://dx.doi.org/10.1075/rcl.00084.ben
- Bounegru, L., & Forceville, C. (2011). Metaphors in Editorial Cartoons Representing the Global Financial Crisis. Journal of Visual Communication, 10(2), 209–229. https://doi.org/10.1177/1470357211398446
- Burke, K. (1969). A Grammar of Motives. Berkeley: University of California Press.
- Crisp, P. (1996). Imagism’s Metaphors: A Test Case. Language and Literature, 5(2), 79–92. https://doi.org/10.1177/096394709600500201
- Dominguez, M. (2015). On the Origin of Metaphors. Metaphor and Symbol, 30(3), 240–255. https://doi.org/10.1080/10926488.2015.1049858
- Downing, L.D., & Mujic, B.K. (2009). Infectious diseases are sleeping monsters: Conventional and Culturally Adapted New Metaphors in a Corpus of Abstracts on Immunology. Iberica, 17(17), 61–82.
- El Refaie, E. (2015). Reconsidering “Image Metaphor” in the Light of Perceptual Simulation Theory. Metaphor and Symbol, 30(1), 63–76. https://doi.org/10.1080/10926488.2014.948799
- Feldman, J., & Narayanan, S. (2004). Embodied Meaning in a Neural Theory of Language. Brain and Language, 89(2), 385–392. https://doi.org/10.1016/S0093-934X(03)00355-9
- Forceville, C. (2006). Non-Verbal and Multimodal Metaphor in a Cognitive Framework: Agendas for Research. In G. Kristiansen, M. Archard, R. Dirven, & F.R. de Mendoza (Eds.), Cognitive linguistics: Current Applications and Future Perspectives (pp. 379–402). New York: Mouton de Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110197761.5.379
- Forceville, C., & Urios-Aparisi, E. (2009). Multimodal Metaphor. Berlin: Mouton de Gruyter.
- Foss, S.K. (2004). Rhetorical Criticism: Exploration and Practice. 3rd. Illinois: Waveland Press.
- Gibbs, R.W. (2011). Evaluating Conceptual Metaphor Theory. Discourse Processes, 48(8), 529–562. https://doi.org/10.1080/0163853X.2011.606103
- Gleason, D.W. (2009). The Visual Experience of Image Metaphor: Cognitive Insights into Imagist Figures. Poetics Today, 30(3), 423–470. https://doi.org/10.1215/03335372-2009-002
- Hidalgo-Downing, L., & Mujic, B.K. (Eds.) (2020). Performing Metaphoric Creativity across Modes and Contexts. John Benjamins Publ. https://doi.org/10.1075/ftl.7
- Iriskhanova, O.K. (2011). Metaphor as an act of linguosemiosis: at the intersection of the conceptual and linguistic. Cognitive Research of Language, 9, 78–95. (In Russ.)
- Kövecses, Z. (2020). Extended Conceptual Metaphor Theory. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108859127
- Kövecses, Z. (2010). Metaphor: A Practical Introduction. Oxford: Oxford University Press.
- Lakoff, G., & Johnson, M. (1980). Metaphors We Live By. Chicago: Chicago University Press.
- Reeves, C. (2005). The Language of Science. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/ 9780203597125
- Seixas, E.C. (2021). War Metaphors in Political Communication on Covid-19. Frontiers in Sociology, 5. https://doi.org/10.3389/fsoc.2020.583680
- Semino, E. (2021). “Not Soldiers but Fire-fighters” – Metaphors and Covid-19. Health Communication, 36(11), 1–9. https://doi.org/10.1080/10410236.2020.1844989
- Shilina, M.G., & Zarifian, M. (2023). Re-thinking Semiotics: A New Categorization of a Sign? RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 14(2), 305–313. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-2-305-313
- Tabatabaei, S., & Ivanova, E.A. (2022). Comparative Study of Emotional Metaphor in Persian and English as a Human Conceptual Framework in Cultural Anthropology. Proceedings of the 3rd International Conference on Language, Communication and Culture Studies (ICLCCS 2022, pp. 3–11). Atlantis Press. https://www.atlantis-press.com/proceedings/iclccs-22/125977881
- Tameryan, T.Y., Zheltukhina, M.R., Slyshkin, G.G., Abakumova, O.B., Volskaya, N.N., & Nikolaeva, A.V. (2018). Metaphor in Political Media Discourse: Mental Political Leader Portrait. Online Journal of Communication and Media Technologies, 8(4), 377–384. https://doi.org/10.12973/ojcmt/3958
- Turner, M. (1991). Reading Minds: The Study of English in the Age of Cognitive Science. Princeton: Princeton University Press.
- Wang, Y.Q. (2021). The Metaphors and Its Critical Analysis in COVID-19-Related Cartoons. Open Journal of Modern Linguistics, 11, 539–554. https://doi.org/10.4236/ojml.2021.114041
- Zarifian, M., Volkova, I., & Lazutova, N. The Evolution of Cartoons Throughout the History of Mass Communication. International Journal of Media and Information Literacy, 7(2), 629–638. https://doi.org/10.13187/ijmil.2022.2.629
Дополнительные файлы
