«Цифровой интеллект журналиста»: к содержанию понятия
- Авторы: Гаврилов В.В.1, Зорина В.А.2
-
Учреждения:
- Сургутский государственный педагогический университет
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 29, № 3 (2024)
- Страницы: 626-641
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319197
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2024-29-3-626-641
- EDN: https://elibrary.ru/GIUQSW
- ID: 319197
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Понятие «цифровой интеллект журналиста» (ЦиЖ), его объем и содержание - результат собственной рефлексии авторов с опорой на труды П. Бурдье (теория о социальном капитале личности) и П. Юхен (стандарты цифрового интеллекта личности). авторы статьи исследуют ЦиЖ применительно к личности журналиста, тестируют в контексте журналисткой деятельности; при этом ЦиЖ актуализируется инструментально - применительно к медиаобразованию. В процессе самоидентификации начинающий журналист оказывается погруженным не только в медиапространство, но и в пространство цифровое. от того, насколько грамотно он сможет использовать преимущества, которые дает цифровизация, и от того, насколько будет устойчив к ее угрозам, зависит успешность его профессионализации и социальной адаптации. авторы предлагают изменить критерии оценки качества вузовской подготовки журналистов с поправкой на ЦиЖ, с учетом новейших трансформаций сми. результаты пилотного опроса 375 респондентов показали, что к уже имеющимся характеристикам цифрового интеллекта необходимо добавить те, которые нужны именно медиаспециалисту (соответствующие ЦиЖ): цифровая грамотность, творческие способности, критическое мышление, рефлексия, мотивация. их совокупность отразит индивидуальный портрет цифровой личности, позволит оценить уровень готовности индивида к вхождению в медиапространство в роли субъекта журналистской деятельности.
Ключевые слова
Об авторах
Виктор Викторович Гаврилов
Сургутский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: victorg12@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1279-3066
кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики, филологический факультет
Российская Федерация, 626417, Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2Виолетта Александровна Зорина
Российский университет дружбы народов
Email: zorina-val@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2464-9168
преподаватель кафедры массовых коммуникаций филологического факультета
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Algavi, L.O., & Al’-Hanaki, D.A. (2014). The term “new media” and its content in modern science. Journalism and Society, 16, 124–133. (In Russ.)
- DeCillia, B., & Clark, B. (2023). Fake news and fact-checking: Combating misinformation and disinformation in Canadian newsrooms and journalism schools. Facts and Frictions: Emerging Debates, Pedagogies and Practices in Contemporary Journalism, 3(1), 86–105. https://doi.org/10.22215/ff/v3.i1.10
- Dinçer, E. (2024). Hard and soft skills revisited: Journalism education at the dawn of artificial intelligence. Adnan Menderes University Journal of Social Sciences Institute, 11(1), 65–78. https://doi.org/10.30803/adusobed.1462061
- Ershov, Yu.M. (2016). Models of journalism education in the digital era. Journalist Yearbook, 5, 13–16. (In Russ.)
- Evdokimov, V.A. (2018). Information space and media space: correlation of concepts. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, 4(34), 47–52. (In Russ.) http://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2018.34.47
- Gardner, H. (2006). Multiple intelligences: New horizons in theory and practice. New York: Basic Books.
- Gradyushko, A.A. (2020). Digital technologies in the work of regional media: the results of a survey of chief editors. Journal of the Belarusian State University. Journalism, 1, 28–33. (In Russ.)
- Gutiérrez-Caneda, B., Vázquez-Herrero, J., & López-García, X. (2023). AI application in journalism: ChatGPT and the uses and risks of an emergent technology. Profesional De La información, 32(5). https://doi.org/10.3145/epi.2023.sep.14
- Ilyakhina, A.A., & Deeva, I.V. (2024). Prospects for the application of artificial intelligence technologies in journalism. Science Bulletin, 3(1), 580–588. (In Russ.)
- Ivanov, A.D. (2015). The robotic journalism and the first algorithms on service of editions of the international mass media. Sign: problematic field of media education, 16(2), 32–40. (In Russ.)
- Ivanov, A.D. (2017). Transparency of roboted journalism: how the new technologies threaten the principles of the profession. Bulletin of Chelyabinsk State University (Philology Sciences), 107(8), 28–33. (In Russ.)
- Katamba, M., & Kayıhan, B. (2024). A descriptive analysis for the future of journalism studies in emerging artificial intelligence (AI) and the case of NewsGPT platform. Yeni Medya, 16, 1–18. https://doi.org/10.55609/yenimedya.1427421
- Kilpelyainen, E.S. (2019). Transformation of professional competencies of a journalist in the period of digitalization of the media space. (Ph.D. Dissertation abstract). Moscow. (In Russ.)
- Kumar, S., Samadhiya, S., Singhal, S., Agrawal, S., Santhosh, S., & Arora, S. (2022). Future of media and journalism – Through the hands of man to AI. Researchgate.net. December. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.14147.89129
- Oleshko, V.F., & Gavrilov, V.V. (2022). Formation of an integral media personality of a future journalist in a regional university in the context of digitalization of the media. Sign: problematic field of media education, 4, 6–12. (In Russ.)
- Rubtsova, N.V. (2024). Neural networks in media: opportunities, problems, prospects for future media specialists. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 13(1), 156–171. (In Russ.) https://doi.org/10.17150/2308-6203.2024.13(1).156-171
- Shesterkina, L.P. (2013). Journalistic education and universalization of the profession: experimental experience: monograph. Chelyabinsk: REKPOL Publ. (In Russ.)
- Shmatko, N.A. (2005). “Social space” of Pierre Bourdieu. In: Bourdieu P. Social space: fields and practices. St. Petersburg: Institute of Experimental Sociology; Aletheia. P. 554–574. (In Russ.)
- Urazova, S.L. (2013). Digital media space in the paradigm of institutional and social. Vestnik of Novosibirsk State University (“History and Philology” Series), 12(10), 39–44. (In Russ.)
- Vartanova, E.L., Gladkova, A.A., & Dunas, D.V. (2022). Digital capital as hybrid non-material capital: theoretical approaches and practical solutions in the Russian context. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 11(1), 6–26. (In Russ.) https://doi.org/ 10.17150/2308-6203.2022.11(1).6-26
- Volkova, I.I., & Lazutova, N.M. (2017). Screen media and human ecology: from charming to joining. Vestnik of Orenburg State University, 12(212), 106–111. (In Russ.) https://doi.org/10.25198/1814-6457-212-106
- Volkova, I.I., Urazova, S.L., & Pisareva, M.N. (2020). Criteria for forming a communicative space in the student environment: immersion in creativity. Scholarly Notes of Transbaikal State University, 15(1), 75–81. (In Russ.)
- Zagidullina, M.V. (2012). Information society in the context of net-thinking. Bulletin of Chelyabinsk State University, 5, 48–51. (In Russ.)
- Zorina, V.A., & Osipovskaya, E.A. (2021). Literature review on artificial intelligence in journalism: a bibliometric analysis of publications indexed in the Web of Science and Scopus. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 10(4), 734–744. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(4).734-744
Дополнительные файлы
