Том 24, № 1 (2019)

Литературоведение

«Дионис Гиперборейский» А. Блока: эстетическая стратегия неосуществленного замысла

Сарычев В.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу никогда не привлекавшего к себе серьезного внимания исследователей чернового наброска задуманной А. Блоком мистерии «Дионис Гиперборейский». Между тем написанный накануне премьеры первой лирической пьесы поэта «Балаганчик» набросок позволяет глубже уяснить суть его эстетических исканий в драматичный для творческой эволюции Блока период перехода от религиозной, в духе софиологии Вл. Соловьева, «стратегии» «Стихов о Прекрасной Даме» к тому, что он определял как «мистический реализм» и поворотом к воплощению которого считал художественный метод драмы «Балаганчик».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):7-15
pages 7-15 views

Рецептивная эстетика образа Китая в поэзии К. Бальмонта

Пороль П.В.

Аннотация

В статье рассмотрена рецептивная эстетика образа Китая в поэзии К. Бальмонта. Новым в работе является выдвижение гипотезы о сосуществовании в произведениях поэта двух начал - Логоса и Дао. Обнаружены тексты на китайском языке, к которым обращался поэт. Выявлен первоначальный текст, ставший основой для создания стихотворения К. Бальмонта «Китайское небо». Рассуждения и выводы автора основываются на критических исследованиях, сопоставлении двух культур. Анализ поэтических произведений К. Бальмонта проведен в семантическом аспекте с применением метода текстовых параллелей. Исследование рецептивной эстетики образа Китая в поэзии К. Бальмонта позволяет с еще одной стороны приблизиться к миропониманию культуры Серебряного века.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):16-26
pages 16-26 views

И.А. Бунин и С.Н. Дурылин: проблемы творческого диалога

Коршунова Е.А.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению творческих связей И.А. Бунина и С.Н. Дурылина. В современном литературоведении этот вопрос является актуальным по причине малоизученности наследия С.Н. Дурылина и И.А. Бунина. Прежде всего, у Дурылина вызывает интерес повесть Бунина «Деревня», в которой затрагивается «русский вопрос». Но если в повести «Деревня» писатель не вполне принимает бунинское представление о России как стране дикой и первобытной, то в «Жизни Арсеньева» представленная автором модель русской жизни находит отклик в творческом сознании Дурылина. В мемуарной книге «В своем углу» автор воссоздает имманентный бунинскому образ родины. Сближает писателей восприятие революции 1917 г. как «слома», катастрофы, поэтизация повествования, структурообразующая функция памяти и др. Однако, если у Бунина дореволюционные картины русской жизни - центр повествования, то у Дурылина они служат фоном (и окном в идеальное прошлое), в фокусе писательского внимания - послереволюционный процесс гибели здоровых начал русской жизни, воплощенный в образе снега и др.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):27-34
pages 27-34 views

«Чудесный реализм» в прозе Зайцева, Шмелева, Бунина (в контексте магического реализма, фантастического реализма, мистического реализма, духовного реализма и т.д.)

Гавриков В.А.

Аннотация

Существует множество терминов, обозначающих вторжение необъяснимого в реалистическое повествование, среди которых: магический реализм, фантастический реализм, мистический реализм, духовный реализм, трансцендентальный реализм, метафизический реализм, христианский реализм и т.д. В статье предлагается термин «чудесный реализм» для обозначения реалистических произведений, содержащих чудесные (связанные с категорией чуда) событийные вкрапления. Такие чудеса приводят к очевидным нарушениям законов природы, не поддаются интерпретации с позиции материализма и не вписываются в научную картину мира. «Чудесный реализм» в прозе Бунина, автобиографических произведениях Зайцева и Шмелева рассматривается в сопоставлении с «материалистическим» методом Чехова.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):35-42
pages 35-42 views

«Рабом быть не хочу...» К 80-летию со дня рождения Венедикта Ерофеева

Трощинская-Степушина Т.Е.

Аннотация

24 октября 2018 года исполнилось 80 лет со дня рождения Венедикта Ерофеева - одного из самых необычных русских писателей, мыслителей и бунтарей XX столетия. Данная статья посвящена выявлению и описанию природы творческой интенции писателя. Кроме этого, приводится аналитический обзор основных этапов биографического и творческого пути В. Ерофеева. Доказывается, что основными смыслообразующими вехами творческой природы автора являются: истоки (или травмы), которые определили драматический вектор всего жизненного пути; дар как потенция рождения творческой энергии; «сумасшествие» как оригинальное, самобытное проявление индивидуальности и, наконец, вера - мощный нравственный и духовный ориентир.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):43-53
pages 43-53 views

Образ времени в книге С. Алексиевич «Время секонд хэнд»: своеобразие художественного конфликта

Гурска К., Коваленко А.Г.

Аннотация

Художественный конфликт в прозе С. Алексиевич является одним из инструментов создания обобщенного образа времени ХХ столетия в его наиболее трагических проявлениях. Благодаря целенаправленному отбору «человеческих документов», исповедей простых людей, а также циклически выстроенной композиции автор воплощает в книге «Время секонд хенд» конфликт двух эпох - Прошлого и Настоящего и двух пространств - Советского Союза и России. Острота воплощенного в книге художественного конфликта обусловлена обращением к судьбам отдельных людей, стремящихся понять свое место в истории, найти оправдание своим идеалам либо, наоборот, оправдать свой отказ от прошлого. Автор - художник, доказывающий свое право использовать в качестве материала живой «человеческий документ», расширить возможности этого документа и в итоге нарисовать объективные образы Времени и Человека, настоянные на живом человеческом чувстве.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):54-64
pages 54-64 views

Цикл А. Битова «Путешествие из России» как художественнoе целое (структура и поэтика)

Эльрашид Али М.А.

Аннотация

В статье предпринята попытка рассмотреть книгу А. Битова « Путешествие из России» как художественное целое и особенно «путешествие» как жанр художественной литературы. Вместе с тем проанализированы черты сходства и различия, «творческая эволюция» в повестях писателя, отражающих авторскую рефлексию по поводу увиденных пространств бывшей советской Империи, ее социальных связей. Постоянное изучение культур других народов помогает писателю создать общую художественную картину. В итоге путешествие становится для А. Битова процессом существования (онтологическим принципом).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):65-72
pages 65-72 views

«Мир не в фокусе» Жана Руо: между романом и «автобиографическим вымыслом»

Сиари Ж., Косова Ю.А.

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические подходы к определению понятия «автобиографический вымысел» (autofiction) - новой формы письма о себе, получившей особое распространение во французской литературе начиная с 80-х годов ХХ века. Анализ специфики нарративных стратегий в романе «Мир не в фокусе» Ж. Руо доказывает, что смешение вымысла и реального может лучше выражать правду субъекта, сложность, невыразимость его «Я» и передавать экзистенциальный опыт, чем достоверное изложение автобиографических фактов. Автофикциональные стратегии Ж. Руо определяются в первую очередь через интертекстуальный диалог с «Исповедью» Ж.-Ж. Руссо, имплицитно включенный в структуру текста.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):73-83
pages 73-83 views

Женский вопрос в романе Су Туна «Жены и наложницы»

Лобова А.А.

Аннотация

В статье рассматривается роман Су Туна «Жены и наложницы» как исторический источник для изучения положения женщин в первой четверти XX века в Китае. Данный исторический период был полон поворотных событий для государства: Синьхайская революция 1911 года свергла династию Цин, большое влияние обрела западная культура. Именно к этому времени относится начало женского движения в Китае. Процесс трансформации роли женщины в китайском обществе является наиболее сложным и недостаточно изученным вопросом. Через анализ психологизма сюжетов, ситуаций, характеров персонажей, описаний природы и взаимоотношений героев в произведении Су Туна показаны социальные и политические особенности положения женщин в начале XX века. Автор демонстрирует, что, несмотря на прогресс в менталитете, китайская революция 1911 года не изменила основных правил, регулирующих общество, и стереотипы касающиеся положения женщин в нем остались прежними. Сохранялось влияние норм власти в представлении людей о браке, традиционная роль женщин была связана с семьей, ограничивая развитие ее карьеры.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):84-92
pages 84-92 views

Журналистика

Концептуализация модели «СМК-музей»: постановка проблемы

Десяева Н.Д., Рязанова В.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу основных задач современных музеев и пересечению этих задач с деятельностью средств массовой информации (СМИ). Креативные музейные пространства становятся частью медиапространства, что вызывает необходимость их нового позиционирования и изучения в рамках научной специализации «журналистика (филологические науки)». Авторами рассматриваются функциональные возможности музеев, выступающих в качестве нового средства массовой коммуникации (СМК), определяются наиболее удачные формы подачи информации, выявляются общие со СМИ критерии оценки эффективности музейного контента. Подчеркивается значимость модели «СМК-музей» в условиях кроссплатформенности и дигитализации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):93-102
pages 93-102 views

Вызовы медиатизации религии в России: в поисках нормативной модели

Хруль В.М.

Аннотация

Рассматривая развитие религиозных СМИ в России за последние десятилетия, автор констатирует низкий исследовательский интересе к этой области и анализирует две основные проблемы религиозных СМИ. Первая глубоко укоренена в особенностях посткоммунистической религиозности - преимущественно номинальной, чем практической, а вторая проблема связана с низким влиянием религиозных ценностей на российскую медиасистему вообще и на российское телевидение в частности. Ценностный диалог в стране сталкивается с тремя общими проблемами: а) низкий уровень ценностного согласия; б) низкий уровень артикуляции религиозных ценностей и в) низкая культура публичного диалога. Поддерживая призыв британского ученого Н. Коудри к выдвижению и обсуждения нормативных моделей, автор предлагает нормативную модель оптимизации диалога религиозных институтов и СМИ на основе концепции «плюрализм - диалог - консенсус» Ю. Хабермаса. Предлагаемая модель ориентирована на основные принципы прозрачности и наличия четко сформулированных религиозных ценностей в общественной сфере и предполагает определенные ожидания от религиозных учреждений и журналистов. Операционализация модели до уровня эмпирических индикаторов могла бы стать инструментом, матрицей, контрольным списком для оценки нынешнего состояния диалога как между религией и СМИ, так и общественного диалога в целом.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):103-108
pages 103-108 views

Юмор как средство политического дискурса: от медийной персоны до кандидата в президенты

Жаданова В.В., Широбоков А.Н.

Аннотация

Авторами рассмотрены причины возрастания популярности политически окрашенного юмора в условиях кризисной ситуации, определены манипулятивные свойства юмористического контента в целом, а также роль смешного в формировании общественного мнения. Рассматривая изменения в области смыслообразования шутки и формата представления юмора на ТВ ведущей продакшн-компанией Украины студией «Квартал 95», авторы пришли к выводу, что отношение к медийной персоне приобретает характер политически окрашенного доверия благодаря остроте отражения реальных проблем страны сначала через шутку, а затем через сатиру, серьезный стендап или же посредством политического сериала. Эстрада и телевидение позволяют Владимиру Зеленскому вместе с коллективом декламировать свою гражданскую позицию, а результат формирования общественных настроений творческой элитой создает платформу электорального доверия и позволяет констатировать, что юмор как средство политического дискурса является оружием, которое дает видимые результаты в рамках предвыборной кампании.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):109-116
pages 109-116 views

Место коммунальных печатных изданий в структуре медиапространства Крыма

Егорова Л.Г.

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей информационного пространства Крыма на момент вхождения в состав РФ, в частности функционированию региональных коммунальных (муниципальных) изданий. Последние оставались одним из наиболее востребованных источников информации благодаря невысокому уровню распространения интернета, привычке медиапотребления и значительному доверию читателей к местным газетам. Ключевой функцией муниципальных СМИ, по мнению автора, можно считать информирование населения о деятельности органов местной власти и разъяснение положений законодательства. Кроме того, издания транслировали сведения об общественно значимых событиях на полуострове. Автор анализирует специфику презентации информации, характеризует жанровую палитру коммунальных СМИ и отмечает преимущественную представленность информационных и художественно-публицистических жанров.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):117-126
pages 117-126 views

Жанровые и функциональные особенности работы Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики (на примере первой радиостанции «Кыргыз радиосу»)

Султанова Ж.О., Токтоназарова О.М.

Аннотация

В статье рассматривается жанровый состав передач Общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики (ОТРК) в советский, постсоветский и современный периоды. Анализ производится на примере первой радиостанции Кыргызстана «Кыргыз радиосу», входящей в состав ОТРК. В основе исследования лежит сбор и анализ статистических данных по составу программных блоков и жанров «Кыргыз радиосу».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):127-133
pages 127-133 views

Особенности прессы Трансиордании и Аравийского полуострова в период между Первой и Второй мировыми войнами

Малаховский А.К., Факир А.

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей прессы Трансиордании и стран Аравийского полуострова, делающей первые шаги в период перехода от османского влияния к зависимости от Великобритании, формирования современных территорий государств региона. В настоящее время регион привлекает пристальное внимание мировых СМИ. Авторы выделяют характерные черты прессы хашимитской Трансиордании, формирующегося Королевства Саудовская Аравия, монархического Северного Йемена и зависимого от Великобритании Южного Йемена и заключают, что пресса региона отстает от периодической печати передовых арабских стран не несколько десятилетий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):134-140
pages 134-140 views

Хроника

Филологи и математики: организация взаимодействия (о перспективах междисциплинарного подхода к созданию компьютерных систем ситуационного моделирования для решения проблем медиа)

Кальян В.П., Кадырова Ш.Н.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):151-155
pages 151-155 views

Чингиз Айтматов и культуры мира: к интеллектуальному и нравственно-духовному диалогу

Чулкина Н.Л., Касымалиева К.Э.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):156-160
pages 156-160 views

Рецензии. Обзоры

pages 141-145 views

Новая книга о русской детской литературе в Чехии (рецензия на монографию: Кудрявцева-Маленова Эва (Kudrjavceva Malenova Eva). Литературная сказка в индивидуальном стиле Геннадия Цыферова в контексте чешской рецепции русской литературы для детей и молодежи во второй половине ХХ века. Brno: Masarykova univerzita, 2017. 182 с.)

Челюканова О.Н.

Аннотация

В рецензии отражен основной круг проблем, сформулированных и решенных Эвой Кудрявцевой-Маленовой в монографии «Литературная сказка в индивидуальном стиле Геннадия Цыферова в контексте чешской рецепции русской литературы для детей и молодежи во второй половине ХХ века». Подчеркивается значимость научного труда, оригинальность и аргументированность позиции автора, ценность материалов, использованных в научном исследовании впервые.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(1):146-150
pages 146-150 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».