Том 23, № 2 (2018)

Литературоведение

ИГРА КАК СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ МИРА В ПОЭЗИИ А.Н. ВЕРТИНСКОГО

Брызгалова Е.Н.

Аннотация

В статье рассматривается репрезентация игрового начала в поэзии А.Н. Вертинского. Основное внимание уделено изучению пространственно-временных отношений в стихах разных лет. Соединение прошлого, настоящего и будущего в рамках одного стихотворения позволяет создать образ героя, охарактеризовать его личность, показать, как сложится его жизнь. Сон и реальность в творчестве поэта образуют единый мир, постоянно пересекаясь в жизни и судьбе героя. Происходящие и приснившиеся события воспринимаются как равноценные.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):151-158
pages 151-158 views

ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО М.А. ШОЛОХОВА В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЫ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЦЕПЦИИ

Солдаткина Я.В.

Аннотация

В статье анализируются примеры обращения современных авторов к писательской биографии и произведениям классика русской литературы ХХ века М.А. Шолохова. Художественные принципы эпопейного повествования, свойственные прозе Шолохова, современной литературой не востребованы, шолоховские сюжеты адаптированы - акцент делается на семейно-бытовых и любовных линиях. Но при этом шолоховские аллюзии участвуют в создании исторического колорита, придавая достоверности литературным описаниям эпохи 1920- 1930-х годов, а интерес шолоховским героям и сюжетам коррелирует с общекультурным вниманием к переосмыслению советского прошлого.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):159-166
pages 159-166 views

ОБРАЗЫ СВЕТА И ТИШИНЫ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ЭПОПЕЕ ОЛЕГА ВОЛКОВА «ПОГРУЖЕНИЕ ВО ТЬМУ»

Абдокова М.Б.

Аннотация

В статье рассматриваются выразительные особенности, характеризующие поэтическую палитру автобиографического повествования О.В. Волкова - «Погружение во тьму». Главный труд писателя, проведшего в сталинских лагерях около 30-ти лет жизни, до сих пор не исследован как литературно-художественный артефакт. Богатейший документально-архивный материал не просто воспроизводится, а своеобразно конденсируется автором в галерее ярких портретных, пейзажных - видимых и слышимых - образов. В специфической «литературной живописи» Олега Волкова именно образы света и тишины становятся важнейшими средствами трансцендентного расширения имманентных свойств авторского мировосприятия. Последовательность, в которой чередуются или сопрягаются образы света и тишины, определяет сверхструктурную, метафизическую архитектонику книги О. Волкова.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):167-177
pages 167-177 views

ТЕМА ВЛАСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЕВА: ОБРАЗЫ СТАЛИНА И НАПОЛЕОНА

Гавриков В.А., Кляченков Е.А.

Аннотация

В статье рассматривается тема власти в творчестве Александра Башлачева. Речь идет в первую очередь об образах «кровавых правителей»: Сталина и Наполеона. «Сталинский текст» реализован в цикле «Песни шепотом». В этих произведениях чувствуется влияние В. Высоцкого, от которого, вероятно, Башлачев и наследует свой антитоталитарный пафос. Для Башлачева феномен власти связан с темой смерти и инфернальным миром. Эта тенденция наиболее полно реализована в песне «Абсолютный вахтер», где Сталин представлен как часть обезличенной потусторонней силы, ее «постовое звено». Образ Наполеона рассматривается на материале песни «Грибоедовский вальс». Кроме того, в статье предлагается периодизация творчества Башлачева. Авторы выделяют пять этапов: ранние стихи, ранние песни, песни «русского цикла», «онтологический» этап и пятый этап, в центре которого - эксперименты с лексическими созвучиями и поиски в области этимологии. Третий («русский») этап более других наполнен лирическими размышлениями о сущности власти.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):178-187
pages 178-187 views

ПОНЯТИЯ «ИСТОРИЧЕСКОГО» И «НЕИСТОРИЧЕСКОГО» В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ РОМАНА «АВИАТОР» Е. ВОДОЛАЗКИНА

Бочкина М.В., Голубков М.М.

Аннотация

В данной статье на материале романа Е. Водолазкина «Авиатор» рассматривается соотнесение понятий «исторического» и «неисторического», формирующих авторскую художественную философию. Анализ трактовок исторического процесса в романе производится с опорой на теории М. Блока, А. Гуревича, Б. Успенского и филологические труды Е. Водолазкина, позволяющие точнее охарактеризовать авторскую интенцию. Размышлениям о времени и истории в «Авиаторе» отводится большое место, концепция формируется как с точки зрения главного героя Иннокентия, так и в полилоге записей коллективного дневника. В качестве основного источника данной концепции рассматривается комплекс научных взглядов Е. Водолазкина, последовательно изложенных в его работе «Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV вв.)».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):188-197
pages 188-197 views

КНИГА С. АЛЕКСИЕВИЧ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» КАК ЦИКЛИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: СТРУКТУРА И ПОЭТИКА

Гурска К.

Аннотация

Исследование посвящено вопросу циклизации в художественно-документальном произведении известной писательницы. Для изучения вопроса важно понять содержание понятий «цикл» и «циклизация» и особенности их проявления в современных прозаических текстах. Предметом анализа стало произведение С. Алексиевич «У войны не женское лицо» и способы соединения отдельных рассказов в единое целое. Исследуется система мотивов, обеспечивающая художественное единство романа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):198-207
pages 198-207 views

МОТИВ ДЕНЕГ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»

Шлапакова Е.В.

Аннотация

Рассмотрение мотива денег в романе «Подросток» позволяет проследить его влияние на структуру личности главных героев, их психологию и формирование жизненной стратегии. Внутри романа он взаимодействует с другими мотивами: мотивами шутовства, потерянного поколения, идеалом прекрасного человека и его духовного несовершенства. В структуре романа он оказывает влияние также на расстановку образов и поляризацию образной системы, акцентирование идейно-художественной доминанты и специфику использования важных художественных деталей, таких, например, как сакральные числа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):208-214
pages 208-214 views

Журналистика

КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ВЕРБАЛЬНОГО УБЕЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ

Мирошниченко Г.А.

Аннотация

В статье анализируется коммуникативная стратегия вербального убеждения в российской телевизионной рекламе. Особое внимание уделяется специфике речевых высказываний, выявлению коммуникативных приемов, речевых тактик, характерных лексико-грамматических конструкций, применяемых в речевом воздействии на потребителя. Коммуникативная стратегия вербального убеждения раскрывается на примерах рекламной продукции телевизионной коммерческой рекламы. Сегодня телевизионная реклама занимает наибольший медиасегмент на российском рекламном рынке. В сложившихся экономических реалиях бренды все больше применяют коммуникативную стратегию вербального убеждения, что делает актуальным изучение способов ее реализации. Исследование позволяет сделать вывод о том, что вербальное убеждение есть эффективная коммуникативная стратегия, мотивирующая вовлечение в потребление.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):215-223
pages 215-223 views

ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА: ИМПЕРАТИВ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Федотова Л.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные рамки, описывающие взаимодействие журналистики, рекламы и связей с общественностью с обществом в целом с использованием понятий «корпоративная социальная ответственность» и «социальная миссия». Внимание общества к этой проблематике неотделимо от возросшей важности в глазах общественности места и роли бизнеса в жизни общества, обязанностей бизнеса, его ответственности. Параллельно этому процессу шло увеличение требовательности к информационному обеспечению бизнеспроцессов, в частности, к связям с общественностью, а также к журналистике, как зеркалу основных событий, процессов, деятельности политических и экономических акторов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):224-233
pages 224-233 views

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТОК-ШОУ НА РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛАХ

Грабельников А.А., Гегелова Н.С.

Аннотация

В статье дается обзор ток-шоу на российских федеральных телеканалах как аналитического жанра телевизионной публицистики, разговорной программы, в которой идет публичное обсуждение политических проблем, связанных с международной обстановкой, а также внутрироссийскими событиями. Исследуются истоки появления и особенности проведения токшоу на отечественном телевидении. Отмечается их конструктивный, созидательный характер и высокий уровень проведения в годы перестройки, что было обусловлено национальной самобытностью этих передач, профессионализмом авторов и ведущих. Анализируются недочеты и связанные с ними последствия, которые отразились на снижении зрительского интереса и эффективности программ, утрате подлинной дискуссионности и аргументированности, другие причины невысокого рейтинга современных политических ток-шоу.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):234-245
pages 234-245 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».