Компоненты неоромантической сюжетной схемы в произведениях А. Грина и Л. Перуца
- Авторы: Клименко И.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 28, № 2 (2023)
- Страницы: 219-227
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318898
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-2-219-227
- EDN: https://elibrary.ru/OOYCSW
- ID: 318898
Цитировать
Аннотация
Сравнивается функционирование компонентов неоромантической сюжетной схемы «обыкновенный человек в необычных обстоятельствах» в произведениях А. Грина, традиционно причисляемого к неоромантикам, и представителя иного художественного направления - Л. Перуца. Сравнение подобного рода продуктивно, так как позволяет вычленить дифференциальные признаки неоромантического сюжета. Высказывается тезис о переосмыслении сюжетной схемы в романе австрийского писателя. Если в произведениях А. Грина благодаря необычным обстоятельствам как катализатору борьбы героя с самим собой раскрываются его лучшие качества, в романе Л. Перуца события подталкивают героя к преодолению себя, однако этого не происходит, так как он оказывается лишен необходимого внутреннего потенциала. Определяется роль смены точек зрения как неоромантического сюжетоформирующего и композиционного приема и в рассказах А. Грина, и в «Прыжке в неизвестное» Л. Перуца, а также использование ее при создании образов героев. А. Грин делает акцент на противопоставлении точки зрения героя и точки зрения, внешней по отношению к нему. В романе Л. Перуца герой, борясь с внешними точками зрения, проходит путь к обретению себя. Анализируется взаимодействие неоромантического плана романа с модернистским. Л. Перуц, прибегая к неоромантической сюжетной схеме, решает на ее основе вопрос реальности/ирреальности бытия человека, показывает зыбкость границ человеческого Я. Если герои А. Грина - натуры изначально целостные, поэтому способные справиться с обстоятельствами и с собой в обстоятельствах, герой Л. Перуца приобретает целостность только на пороге смерти.
Ключевые слова
Об авторах
Ирина Владимировна Клименко
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: klim.irishka4797@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-4393-4527
аспирант, кафедра теории литературы, филологический факультет
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Список литературы
- Carter, W.H. (2006). Souverän meiner Zeit: Opportunity cost in Leo Perutz’s “Zwischen neun und neun”. Colloquia Germanica, 39(2), 97-116.
- Chekhlova, L.A. (2015). Austrian science-fiction novel of the first third of the 20th century: А. Kubin, G. Meyrink, L. Perutz (Candidate dissertation). Elabuga. (In Russ.)
- Gurevich, R.V. (2009). Leo Perutz. The History of Austrian Literature of the Twentieth Century (vol. 1, pp. 502-541). Moscow: A.M. Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Sciences.
- Kudryavtseva, T.V. (2017). The literary process in Germany at the turn of the 19th and 20th centuries: The interaction of artistic movements. Studia Litterarum, 2(3), 46-73. (In Russ.)
- Larkin, E.T. (2006). Leo Perutz’s “Zwischen neun und neun”: Freedom, immigrants, and Nomadic identity. Colloquia Germanica, 39(2), 117-141.
- Lukov, V.A. (2009). French neoromaticism. Moscow. (In Russ.)
- Lukov, V.A. (2012). Neoromanticism. Znanie. Ponimanie. Umenie, (2), 309-312. (In Russ.)
- Martinez, M. (2007). Das Sterben erzählen - Über Leo Perutz’ Roman Zwischen neun und neun. Leo Perutz' Romane (pp. 23-34). Max Niemeyer Verlag. https://doi.org/10.1515/9783110971842.23
- Moskvina, E.V. (2017). Symbolic reality: Articles on German and Austrian literature. Translations. Moscow: GlobalKom Publ., Yazyki Slavyanskoi Kultury Publ. (In Russ.)
- Schmidt, G. (2010). Performing in Handcuffs: Leo Perutz’s “Zwischen neun und neun”. Modern Austrian Literature, 43(1), 1-22.
Дополнительные файлы
