СМИ как проводник патриотической идеи в контексте теории поколений

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается роль средств массовой информации в формировании общественного мнения, в котором проявляется отношение представителей разных поколений к патриотической идее. Анализируются тексты четырех государственных программ под общим названием «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2001-2005, 2006-2010, 2011-2015, 2016-2020 гг.), проводится их сопоставление с положениями теории поколений, где отражены типологические черты индивидуализированных объектов воспитания. В контексте психологического портрета молодежи (так называемых поколений Y и Z) в программах обнаруживается недостаточная теоретическая проработка стратегии работы со СМИ, транслирующими актуальную государственную повестку, - разрыв между особенностями коммуникативного поведения цифрового поколения и предлагаемыми методами воспитания. По итогам исследования делается вывод о необходимости пересмотра и конкретизации роли СМИ в формировании патриотизма молодежи в будущих государственных программах. Сформулированы рекомендации по проведению мероприятий в цифровых медиа с учетом положений теории поколений.

Об авторах

Мария Александровна Талышева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: talysheva-ma@rudn.ru

ассистент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Наталия Владимировна Поплавская

Российский университет дружбы народов

Email: poplavskaya-nv@rudn.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16 fevralya 2001 g. No. 122 “O gosudarstvennoj programme ‘Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2001–2005 gody’ ” [Resolution of the Government of the Russian Federation of February 16, 2001 No. 122 “On the state program ‘Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2001–2005’ ”]. Retrieved October 12, 2020, from http://base.garant.ru/1584972/ (In Russ.)
  2. Dubin, B.V. (1999). Vremya i lyudi: O massovom vospriyatii social'nyh peremen [Time and people: On the mass perception of social changes]. Monitoring Obshhest- Vennogo Mnenija: Jekonomicheskie i Social'nye Peremeny [Monitoring of Public Opi- Nion: Economic and Social Changes], 3(41), 16–24. (In Russ.)
  3. Strauss, W., & Howe, N. (1991). Generations: The history of America’s future, 1584–2069. New York, William Morrow and Company.
  4. Strauss, W., & Howe, N. (1997). The fourth turning: An American prophecy. What the cycles of history tell us about America's next rendezvous with destiny. New York, Broadway Books.
  5. Shamis, E., & Antipov, A. (2007). Teoriya pokolenij [Generation theory]. Marketing. Menedzhment [Marketing. Management], (6), 42–46. (In Russ.)
  6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 iyulya 2005 g. No. 422 “O gosudarstvennoj programme ‘Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2006–2010 gody’ ” (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Resolution of the Government of the Russian Federation of July 11, 2005 No. 422 “On the state program ‘Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2006–2010’ ” (with amendments and additions)]. Retrieved October 16, 2020, from http://base.garant.ru/188373/ (In Russ.)
  7. O gosudarstvennoj programme “Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2011–2015 gody” [On the state program “Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2011–2015”]. Retrieved October 16, 2020, from http://archives.ru/ documents/order_gov795_2010.shtml (In Russ.)
  8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. No. 1493 “O gosudarstvennoj programme ‘Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016–2020 gody’ ” [Resolution of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 No. 1493 “On the state program ‘Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016–2020’ ”]. Retrieved October 16, 2020, from https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71196398/ (In Russ.)
  9. Volkova, I.I. (2013). Pokolencheskaja specifika vosprijatija igrovogo medijnogo kontenta [Generational specificity of perception of game media content]. Sovremennye Problemy Nauki i Obrazovanija [Modern Problems of Science and Education], (6). Retrieved October 18, 2020, from http://www.science-education.ru/113-11154 (In Russ.)
  10. Bolycheva, M.D. (2018). Strimingovoe veshhanie kak fenomen sovremennoj mediasredy [Streaming broadcasting as a phenomenon of the modern media environment]. Kommunikologija [Communicology], 6(4), 159–169. (In Russ.)
  11. Volkova, I.I. (2018). Fenomen striminga: Zhurnalistika budushhego? [The streaming phenomenon: Journalism of the future?]. Mul'timedijnaja Zhurnalistika [Multimedia Journalism] (pp. 213–218). Minsk, BGU Publ. (In Russ.)
  12. Leontev, A.N. (1975). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ. (In Russ.)
  13. Nemchinova, I.P. (2017). The influence of media on the education of patriotic values among young people. Molodoj Issledovatel' Dona [Young Don Researcher], 5(8), 199–203. (In Russ.)
  14. Guzhvij, D.A. (2016). Izmerenie jeffektivnosti kontenta novyh media: Postanovka problem [Measuring the effectiveness of new media content: Problem statement]. Sredstva Massovoj Kommunikacii v Mnogopoljarnom Mire: Problemy i Perspektivy [Mass Communication in a Multipolar World: Problems and Prospects]: Materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference (pp. 252–255). Moscow, RUDN University. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».