Сравнение как средство убеждения и инструмент манипуляции: особенности применения в медиапространстве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Манипулятивные приемы вербальной коммуникации сравнительно недавно переместились в фокус исследовательского внимания (классическая риторика была сосредоточена на честной аргументации и затрагивала проблему манипулирования только в части критики «негодных приемов убеждения», которыми пользовались софисты). В многочисленных современных исследованиях к манипулятивным приемам причисляется фактически вся тропика, и остается неясным, что переводит способ усиления изобразительности и выразительности в деструктивный прием скрытного воздействия. Конечно, эта неясность порождается природой объекта: для объяснения манипулятивности необходимо погружаться в сферы интенционального, с трудом поддающегося верификации. Однако разграничивать тропику в ее исконной роли, с одной стороны, и в манипулятивных целях, с другой, - чрезвычайно важно. С помощью дискурсивного анализа, позволяющего идентифицировать манипуляцию, с использованием индуктивно-дедуктивного метода и метода лингвопрагматического анализа анализируются условия, при которых применение языковых средств вообще и тропа «сравнение» в частности становится манипулятивным. Делается попытка на примере тропа «сравнение» прояснить условия его некорректного, то есть манипулятивного, использования. Манипуляция деструктивна, даже если опирается на тропику, потому для окультуривания публичного пространства ее нужно хорошо опознавать.

Об авторах

Людмила Александровна Брусенская

Ростовский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: brusenskaya_l@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3044-7033

профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры речи

Российская Федерация, 344038, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69

Ирина Васильевна Беляева

Ростовский государственный экономический университет

Email: irinabelyaeva23234@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6350-8600

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры речи

Российская Федерация, 344038, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69

Список литературы

  1. Barnhill, A. (2014). What is manipulation? In C. Coons & M. Weber (Eds.), Manipulation: Theory and Practice (pp. 51–73). New York: Oxford University Press. http://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199338207.003.0003
  2. Baron, M. (2014). The men’s rea and moral status of manipulation. In C. Coons & M. Weber (Eds.), Manipulation: Theory and Practice (pp. 98–121). New York: Oxford University Press. http://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199338207.003.0005
  3. Belyaeva, I.V. (2009). The phenomenon of speech manipulation: Linguistic and legal aspects. Rostov-on-Done: Publishing House of North Caucasus Academy of Public Service. (In Russ.)
  4. Cave, E.M. (2014). Unsavory seduction and manipulation. In C. Coons & M. Weber (Eds.), Manipulation: Theory and Practice (pp. 176–201). New York: Oxford University Press. http://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199338207.003.0009
  5. Karamova, A.A. (2016). Manipulative potential of grammatical means in modern political discourse. Proceedings of Volga State University named after V.N. Tatishchev, 1(3), 84–90. (In Russ.)
  6. Kara-Murza, S.G. (2002). Manipulation of consciousness. Moscow: EKSMO-Press. (In Russ.)
  7. Karasik, V.I. (2015). Language spiral: Values, signs, motives. Volgograd: Paradigma Publ. (In Russ.)
  8. Khazagerov, G.G. (2006). Party, power and rhetoric. Moscow: Evropa Publ. (In Russ.)
  9. Klejberg, Yu. (2013). Epatage and manipulation: Concept and deviantological nature. Proceedings of the Moscow State University. Psychological Sciences, (4), 41–46.
  10. Kopnina, G.A. (2018). Countermanipulation in speech communication: Some perspectives of study. Communicative Research, (2), 7–19. (In Russ.)
  11. Kulikova, E.G. (2017). Verbal manipulation as a violation of ethical and speech norms. Humanities and Social Sciences, (3), 66–75. (In Russ.)
  12. Lobas, P.P. (2011). Tropics, synonymy, topic as a means of persuasion and manipulation (based on the material of socio-political texts). Abstract of PhD. Philol. Sci. Dis.Rostov-on-Don. (In Russ.)
  13. Manne, K. (2014). Non-Machiavellian manipulation and the opacity of motive. In C. Coons & M. Weber (Eds.), Manipulation: Theory and Practice (pp. 221–247). New York: Oxford University Press. http://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199338207.003.0011
  14. Mills, C. (2014). Manipulation as an aesthetic flaw. In C. Coons & M. Weber (Eds.), Manipulation: Theory and Practice (pp. 135–151). New York: Oxford University Press. http://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199338207.003.0007
  15. Morovov, D.V. (2016). Verbal means of manipulation in the Russian-language extremist text (based on the Runet material). Abstract of PhD. Philol. Sci. Dis. Nizhniy Novgorod. (In Russ.)
  16. Navasartyan, L.G. (2017). Linguistic means and speech techniques of manipulation by information in media (based on the material of Russian newspapers). PhD. Philol. Sci. Dis. Saratov. (In Russ.)
  17. Petrova, M.V. (2020). Speech counter manipulation in Russian-language video blogs. PhD. Philol. Sci. Dis. Krasnoyarsk. (In Russ.)
  18. Radbil, T.B. (2022). Manipulative potential of metalanguage comments in the language of modern Russian Internet media. Language and Speech on the Internet: Personality, Society, Communication, Culture: Proceedings of 6th International Scientific and Practical Conference (vol. 1, pp. 8–15). Moscow: RUDN University. (In Russ.)
  19. Rashkin, H., Choi, E., Yea Jang, J., Volkova, S., & Choi, Y. (2017). Truth of varying shades: Analyzing language in fake news and political fact-checking. Proceedings of the 2017 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing (pp. 2931–2937). Copenhagen: Association for Computational Linguistics. http://doi.org/10.18653/v1/D17-1317
  20. Shagbanova, H.S. (2020). Linguistic means of speech manipulation. Theories and Problems of Political Research, 9(5A), 72–80. (In Russ.)
  21. Wood, A.W. (2014). Coercion, manipulation, exploitation. In C. Coons & M. Weber (Eds.), Manipulation: Theory and Practice (pp. 17–51). New York: Oxford University Press. http://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199338207.003.0002
  22. Zapryagaeva, M.Ya., & Shishlyannikova, A.M. (2018). Techniques of verbal and nonverbal manipulative influence in TV communication (based on the material of the talk show “60 minutes”). Media Linguistics. Language in the Coordinates of Mass Media: Proceedings of 5th International Scientific Conference (issue 8, pp. 262–266). St. Petersburg: Mediapapir Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».