Путь к Вию: особенности художественного конфликта
- Авторы: Хомякова О.Р.1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка
- Выпуск: Том 28, № 1 (2023)
- Страницы: 7-20
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319038
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-1-7-20
- EDN: https://elibrary.ru/IEPXEQ
- ID: 319038
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследуется символико-религиозный конфликт - человек и Вий - как структурная и содержательная основа целостности повести «Вий». В «парадоксальном негативном реализме» Гоголя «дрязг жизни» изображается в эсхатологической перспективе. Гетерогенность конфликта предопределена гетерогенностью гоголевского видения жизни: за пошлыми отношениями пошлых людей просвечивает невидимый для персонажей бытийственный мир, в котором человека ждет ирреальный противник, не позволяющий уклониться от встречи с собой. Базовой основой конфликта повести становятся низовые явления мироздания, находящиеся на разных стадиях приятия зла. Взаимоотрицание пошлости зла (Хома) и фантастики сверхъестественного зла (Вий) не представляется Гоголю абсолютным, как не кажется невозможным сценарий их движения навстречу друг другу. Анализ конфликта позволяет утверждать, что Гоголь как «пророк и философ православной культуры», по определению В. Зеньковского, заявляет о себе уже в повести 1834 года и «прививкой религиозной темы» русская литература обязана именно этому произведению.
Ключевые слова
Об авторах
Ольга Ромуальдовна Хомякова
Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка
Автор, ответственный за переписку.
Email: hom_o@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-7010-7696
кандидат филологических наук, доцент кафедры белорусской и зарубежной литературы
Республика Беларусь, Минск, 220030, ул. Советская, д. 18Список литературы
- Averintsev, S.S. (1971). Greek literature and near east verbal culture. Typology and Interactions of the Ancient Literatures (pp. 206–266). Moscow. (In Russ.)
- Bahtin, M.M. (1979). Aesthetics of verbal creativity. Moskva: Iskusstvo Publ. (In Russ.)
- Bulgakov, S.N. (1994). The nonevening light: Contemplation and speculation. Moscow: Respublika Publ. (In Russ.)
- Gippius, V. (1994). Gogol. In V. Gippius. Gogol. V.V. Zenkovskiy. N. Gogol. St. Petersburg: Logos Publ. (In Russ.)
- Gogol, N.V. (1937). Complete works (vol. 2). Moscow: AN SSSR Publ. (In Russ.)
- Gogol, N.V. Collection of works (V.A. Voropaev, I.A. Vinogradov, drafting, preparation of texts and comments). Moscow: Russkaya Kniga Publ. (In Russ.)
- Goldenberg, A.X. (2007). Archetypes in the poetics of N.V. Gogol. Volgograd: Peremena Publ. (In Russ.).
- Gulyaev, R.V. (2015). The philosopher in front of the speechless horror (on “Viy” by N.V. Gogol). Voprosy Filosofii, 9, 103–113. (In Russ.)
- Hardy, J.D., & Stanton, L. (2002). Magical realism in the tales of Nikolai Gogol. Janus Head, 5(2), 126–139. https://doi.org/10.5840/jh20025227
- Jackson, R. (2013). Fantasy. Taylor and Francis. https://doi.org/10.4324/9781315015958
- Swensen, A. (1993). Vampirism in Gogol’s short fiction. Slavic and East European Journal, 37(4), 490–509. https://doi.org/10.2307/308458
Дополнительные файлы
