Гносеологический аспект концептосферы художественного мира А.П. Чехова
- Авторы: Туймебаев Ж.1, Жолдасбекова Б.1, Таттимбетова К.1, Шанаев Р.1, Ломова Е.А.1
-
Учреждения:
- Казахский национальный университет имени аль-Фараби
- Выпуск: Том 28, № 3 (2023): Время Чехова и Чехов во Времени
- Страницы: 490-497
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319063
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-3-490-497
- EDN: https://elibrary.ru/MCAJQQ
- ID: 319063
Цитировать
Аннотация
Цель исследования - обоснование гносеологического аспекта концептосферы художественного мира А.П. Чехова, связанного с доминантным принципом несовпадения действительности и воспринимающего ее человеческого сознания. Методологической основой послужили теоретические работы в области концептуализации гносеологической природы творчества и научные труды, касающиеся художественной философии А.П. Чехова. Материалом для литературоведческого анализа стали произведения писателя 1880-1890-х гг. Определено, что гносеологическая направленность концептосферы художественного мира А.П. Чехова обнаруживается во всестороннем изучении индивидуального экзистенциального опыта существования личности, ведущего либо к сохранению, либо к утрате веры в позитивные изменения в собственной судьбе. Обосновывается, что в образах своих героев А.П. Чехов воссоздавал природу схоластического сознания, навязанного личности общественным большинством, и анализировал сущность ошибочного сознания, приобретенного в силу драматических жизненных обстоятельств и ведущего к фатальным трагическим последствиям. Авторская позиция в чеховской художественной прозе лишена излишней мелодраматичности и в то же время избегает пассивного впечатления от предложенного сюжета благодаря особой повествовательной структуре текста и его стилистике. Сделан вывод о том, что концептосфера художественного мира А.П. Чехова не содержит образ идеального героя, но строится на позиции гносеологического оптимизма, суть которого в том, что мир все же познаваем и открытие его законов составляет бесконечную траекторию человеческого знания.
Ключевые слова
Об авторах
Жансеит Туймебаев
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Email: 44info@kaznu.edu.kz
ORCID iD: 0000-0001-5495-1686
доктор филологических наук, профессор, председатель правления - ректор
Республика Казахстан, 050040, Алматы, пр-кт аль-Фараби, д. 71Баян Жолдасбекова
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Email: baiyan_zh@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1217-4799
доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Казахстана, декан, филологический факультет
Республика Казахстан, 050040, Алматы, пр-кт аль-Фараби, д. 71Куралай Таттимбетова
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Email: tattimbetovak@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7713-0757
доктор PhD, заведующая кафедрой русской филологии и мировой литературы, филологический факультет
Республика Казахстан, 050040, Алматы, пр-кт аль-Фараби, д. 71Руслан Шанаев
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Автор, ответственный за переписку.
Email: rus.shanaeff@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4723-7980
старший преподаватель, кафедра русской филологии и мировой литературы
Республика Казахстан, 050040, Алматы, пр-кт аль-Фараби, д. 71Елена Александровна Ломова
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Email: elena_lomova_@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4890-7715
ассоциированный профессор, преподаватель филологического факультета
Республика Казахстан, 050040, Алматы, пр-кт аль-Фараби, д. 71Список литературы
- A. Chekhov's conceptual framework: Collection of articles (p. 384). (2009). Rostov-on-Don: SFU Publishing House. (In Russ.)
- Abramova, A.C. (2021). Interpretation of A.P. Chekhov's creative philosophy in modern humanitarian research. Bulletin of Tomsk State University. Philology, (69), 196-207. (In Russ.) http://doi.org/10.17223/19986645/69/9
- Bashilova, E.I. (2010). Parameters of alienation in A.P. Chekhov's creative system. Srednee Spetzialnoe Obrazovaniye, (4), 62-65. (In Russ.)
- Bryanik, I.V. (2010). Historical epistemology and cultural-historical approach in epistemology. Epistemology and Philosophy of Science, (2), 113-126. (In Russ.)
- Chekhov, A.P. (1974-1983). The Complete Works and Letters. Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)
- Dubrovsky, D.I. (2004). Gnoseology of subjective reality: About a problem statement. Epistemology and Philosophy of Science, II(2), 35-56. (In Russ.)
- Myslivchenko, A.G. (2012). To the question of A.P. Chekhov's worldview. Problems of Philosophy, (8), 95-105. (In Russ.)
- Odesskaya, M.M. (2011). Chekhov and the problem of an ideal (p. 495). Moscow: Russian State University of Humanities. (In Russ.)
- Rtischeva, O.V. (2020). Gnoseological principles of language - culture interaction in Ernst Kassier’s philosophy. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, (52), 37-47. (In Russ.)
- Schneider, M.I. (2022). Conceptualization of the social and cognitive nature of creativity (dissertation abstract of the Candidate of Philosophy) (p. 19). Tomsk. (In Russ.)
- Tentimishova, L.K. (2016). Concept and conceptual framework in the studies of linguists. Concept, 17, 226-230. (In Russ.)
Дополнительные файлы
