Проблемы возрастной маркировки на российских телеканалах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в январе-феврале 2018 г., целью которого было выявить, как российские телеканалы выполняют предписания закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Проанализировано более 45 тысяч эфирных элементов (телепрограмм, кинофильмов, сериалов, мультфильмов и др.), вышедших в эфир в начале 2018 г. Оказалось, что более половины из них не имели знаков возрастной маркировки. Зачастую телеканалы использовали маркировку «16+», хотя ее применение в интервале с 7 часов до 21 часа является нарушением закона; при этом размещение в эфире информационных программ с маркировкой «18+» проходило без нарушений. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования указанного закона и о подготовке кадров для его грамотного использования в практике телевещания.

Об авторах

Александр Вячеславович Шариков

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: asharikov@hse.ru

профессор департамента медиа, факультет коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в СМИ».

Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

Евгения Леонидовна Проскурнова

Российский университет дружбы народов

Email: karikh.el@gmail.com

cпециальный корреспондент телеканала «ТВ Центр».

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2А

Лина Кандакжи

Российский университет дружбы народов

Email: kandakzhi@gmail.com

ассистент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2А

Список литературы

  1. Grin S.A. (ed.). Bezopasnost’ detej v internete: mezhdunarodnyj opyt i vyzovy dlja Rossii [Child safety on the Internet: international experience and challenges for Russia]. Moscow: Centr izuchenija interneta i obshhestva; Rossijskaja jekonomicheskaja shkola, 2012. 61 p.
  2. Efimova L.L., Kocherga S.A. Informacionnaja bezopasnost’ detej: rossijskij i zarubezhnyj opyt [Information security of children: Russian and foreign experience]. Moscow: JuNITI-DANA, 2013. 239 p.
  3. Kastel’s M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Shkaratan O.I. (ed.). Moscow: GU-VShJe, 2000. 608 p.
  4. Kobzeva S.V. Sravnitel’no-pravovoj analiz regulirovanija oborota vrednoj informacii v teleradioveshhanii i kinoprokate [Comparative-law Analysis of Regulation of Turnover of Destructive Information in TV and Radio Broadcasting and Film Distribution]. Informacionnoe parvo. 2010. No. 2: 8—13.
  5. Matveeva L.V., Ermolaeva O.Ja. Rol’ subektov mediasoobshhestva v formirovanii bezopasnoj kommunikacii v mediaprostranstve [The role of the Media community in the formation of secure communications in the media]. In: Kyshtymovoj I.M. (ed.). Obrazovanie i razvitie lichnosti v sovremennom kommunikativnom prostranstve. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2016. 22—24 September, Irkutsk. Irkutsk: Irkutskij gosudarstvennyj universitet, 2016. Pp. 154—159.
  6. Ovchinnikova E.A. Aktual’nye izmenenija v rossijskom zakonodatel’stve o SMI: mery ogranichitel’nogo haraktera, napravlennye na zashhitu gosudarstva, nravstvennosti i semejnyh cennostej [Actual modifacations of the Russian mass media legislation: Restrictive arrangements directed at the defense of state, morality and family merits]. Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2016. No. 1(40): 22—25.
  7. Pal’ceva E.S. Vozrastnaja markirovka produkcii SMI: praktika primenenija ch. 2 st. 13.21 KoAP RF [Age marking of mass media products: practice of Part 2 St. 13.21 RF Administrative Code]. In: Tkachevoj E.P. (ed.). Aktual’nye napravlenija gumanitarnyh i social’no-jekonomicheskih issledovanij: Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. 30 March, Belgorod. Belgorod: APNI, 2018. Part. 1. Pp. 147—150.
  8. Pristanskaja O.V., Sal’nikova O.V. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonodatel’stva v sfere informacionnoj bezopasnosti nesovershennoletnih [Prosecutorial supervision over the implementation of legislation in the field of information security of minors]. Moscow: Akademija General’noj prokuratury Rossijskoj Federacii, 2008. 64 p.
  9. Sazonova E.S., Sulakshin S.S., Hvylja-Olinter A.I. Gosudarstvennaja politika zashhity nravstvennosti i SMI. Rabochaja kniga dlja zakonodatelja [State policy for the protection of morality and the media. Working book for legislator]. Moscow: Nauka i politika, 2014. 360 p.
  10. Smirnov A.A. Obespechenie informacionnoj bezopasnosti v uslovijah virtualizacii obshhestva: opyt Evropejskogo Sojuza [Information security in the context of society virtualization: the experience of the European Union]. Moscow: JuNITI-DANA, 2012. 196 p.
  11. Fateeva I.A. Vozrastnaja markirovka mediaprodukcii kak aktual’naja kompetencija rabotnika SMI // Professional’naja kul’tura zhurnalista cifrovoj jepohi [Age Labeling of Media Products as an Actual Competence of Media Workers]. In: Avtohutdinova O.F. (ed.). Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Ekaterinburg: Ural’skij Federal’nyj universitet im. Pervogo Prezidenta Rossii B.N. El’cina, 2017. P. 83—85.
  12. Federal’nyj zakon “O zashhite detej ot informacii, prichinjajushhej vred ih zdorov’ju i razvitiju” № 436-FZ [Federal law “On protection of children from information harmful to their health and development”]. Oficial’nyj sajt kompanii “Konsul’tantPljus”. Available from: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (accessed: 16.07.2018).
  13. Federal’nyj zakon “O sredstvah massovoj informacii” [Federal law “on mass media”]. Oficial’nyj sajt kompanii “Konsul’tantPljus”. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_1511/ (accessed: 16.07.2018).
  14. Sharikov A.V. 12 “zol” televidenija i zadachi mediaobrazovanija [the 12 evils of television and the tasks of media education]. Mediaobrazovanie. 2005. No. 6: 39—48.
  15. Sharikov A.V. Televidenie i obshhestvo: nravstvennyj konflikt [Television and society: moral conflict]. Hudozhestvennaja kul’tura [serial online]. 2013. No. 3. Available from: http://sias.ru/ publications/magazines/kultura/2013-3/sotsialnaya-filosofiya-i-sotsiologiya/849.html (accessed: 07.07.2018).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».