Полифония молчащих: специфика философского дискурса Ф.М. Достоевского
- Авторы: Криницын А.Б.1
-
Учреждения:
- МГУ им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 26, № 3 (2021): ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО: СОВРЕМЕННЫЕ РЕЦЕПЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
- Страницы: 375-391
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318854
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-3-375-391
- ID: 318854
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье описывается феномен молчания в поздней прозе Достоевского. Рассматриваются философский, сюжетообразующий, психологический аспекты молчания. Дается определение монолога исповедального типа как дискурсивного жанра, со специфическими ролями говорящего и молчащих слушателей, преобладание которого в прозе Достоевского позволяет скорректировать понятия полифонии и диалога применительно к поэтике писателя. Условность «другого» при исповедальном монологе подтверждается отсутствием у слушателей «завершающих» функций. В большинстве случаев в зрелом творчестве писателя сохраняются только болезненно активные остаточные формы диалога, в то время как роль специфического монологического дискурса, порожденного молчанием и обусловленного им, неуклонно возрастает. Выделяется три различных по семантике и функции типа молчания: 1) «подпольное» молчание как концентрированное выражение разобщенности людей в эпоху «всемирного уединения»; 2) «ролевое» молчание слушателей при дискурсивном жанре исповедального монолога; 3) «сакральное» молчание Христа, знаменующее переход на иной, высший уровень общения.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Борисович Криницын
МГУ им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: derselbe@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0262-5058
доктор филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, ГСП, 1-й корпус гуманитарных факультетовСписок литературы
- Bachtin, M.M. (1972). The problems of Dostoevsky’s poetics. Moscow: Khudozh. Literaturа Publ. (In Russ.)
- Bachtin, M.M. (1975). Esthetics of verbal fiction. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russ.)
- Shmid, V. (1994). Story-telling and the story being told in “Brothers Karamazov”. In V. Shmid. Prose as poetry: articles on narration in Russian literatre (pp. 142–150). Saint-Petersburg. (In Russ.)
- Epshtejn, M.N. (2006). Word and silence: Metaphysics of Russian literature: textbook for high schools. Moscow. (In Russ.)
- Dostoevskij, F.M. (1976). Complete works. Leningrad: Nauka Publ. (In Russ.)
- Krinicyn, A.B. (2016). The theory of plots in Dostoevsky’s novels. Moscow. (In Russ.)
- Zveig, Stefan. (1992). Three masters. Moscow. (In Russ.)
- Sartr, J.-P. (1988). Primary attitude to the other: love, language, masochism. In The problem of man in Western philosophy (pp. 227–228). Moscow. (In Russ.)
- Vitgenstein, L. (2005). Tractatus logico-philosoficus. In L. Vitgenstein Selected works (pp. 14–221). Moscow: Izdatel’skii dom «Territoriia budushchego» Publ. (In Russ.)
- Chirkov, N.M. (1967). On Dostievsky’s style: Problems. Ideas. Images. Moscow. (In Russ.)
Дополнительные файлы
