Притчевость в произведениях Н.В. Гоголя: особенности авторского воплощения
- Авторы: Демидов Н.М.1, Клинг О.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 28, № 2 (2023)
- Страницы: 199-209
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318896
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-2-199-209
- EDN: https://elibrary.ru/PBTJXC
- ID: 318896
Цитировать
Аннотация
Анализируется притчевость произведений Н.В. Гоголя как один из важнейших элементов писательской стратегии. Делается упор на ее формальном воплощении в произведениях автора: показывается важная связь притчи с художественной деталью произведения и композицией в целом, с выстраиванием писателем сложной системы конфликтов и их роли в сюжетной схеме. В рамках исследования авторы считают необходимым предостеречь от поверхностного понимания притчевости Гоголя как некой вульгарной формы резонерства или поучения. Чтение текстов писателя показывает, что притчевость в них несколько отходит от классической модели и напоминает параболу, форму притчи в литературе европейского модернизма, которая усложняет и делает менее очевидным собственно назидательный аспект. Рассматриваемый в исследовании притчевый элемент может и должен изучаться не в общих чертах, не обзорно, а как неотъемлемая часть поэтики и художественной системы автора - это позволяет анализировать данный феномен более детально, как индивидуально освоенную часть композиции творчества отдельно взятого автора. Гоголь при используемом подходе предстает как явление мировой литературы, а поводом рассуждать таким образом служит сложная система притчевости, по-разному реализованная в конкретных текстах писателя. Именно она вбирает в себя частные элементы поэтики, имеющие самые разные функции, которые образуют единую систему художественного своеобразия гоголевских текстов, а главное - их оригинальности, непохожести друг на друга даже в пределах авторского сборника.
Ключевые слова
Об авторах
Никита Михайлович Демидов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: josefkessler.vonwissenstein@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8336-4333
аспирант, кафедра теории литературы, филологический факультет
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Олег Алексеевич Клинг
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: teolit@philol.msu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1543-5253
Scopus Author ID: 57210864490
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории литературы, филологический факультет
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Список литературы
- Agranovich, S.Z., & Samorukova, I.V. (1997). Harmony - goal - harmony. Artistic consciousness in the mirror of the parable. Moscow: MISiS Publ. (In Russ.)
- Bely, A. (1996). Gogol's artistry. Moscow: MALP Publ. (In Russ.)
- Glyantz, V. (2013). The sacrament of end: The theme of apocalypse in three works by Gogol. Shapes of Apocalypse: Arts and Philosophy in Slavic Thought (pp. 89-121). Academic Studies Press. https://doi.org/10.2307/j.ctt1zxshsh.10
- Karst, R. (1975).The reality of the absurd and the absurdity of the real: Kafka and Gogol. Mosaic: A Journal for the Interdisciplinary Study of Literature, 9(1), 67-81.
- Kelly, M.R. (2005). Navigating a landscape of dead souls: Gogol and the Odyssean road. New Zealand Slavonic Journal, 39, 37-61.
- Lodge, K. (2002). The semiotics of Gogol’s “Dead Souls”. Ulbandus Review, 6, 69-84.
- Mann, Yu.V. (2007). Gogol’s work: Meaning and form. St. Petersburg: St. Petersburg University. (In Russ.)
- Nabokov, V.V. (2018). Lectures on Russian literature. St. Petersburg: Azbuka Publ., Azbuka-Attikus Publ. (In Russ.)
- Nikolyukin, A.N. (Ed.). (2001). The encyclopedia of literary terms and concepts. Moscow: Intelwak Publ. (In Russ.)
- Pospíšil, I. (1994). Sborník prací Filozofické fakulty brněnské university. D, Řada literárněvědná, (43), 91-100.
- Wilpert, G. (2001). Sachworterbuch der Literatur. Stuttgart.
Дополнительные файлы
