Микрокино от кинозалов до онлайн-видеоплатформ: вопросы терминологии
- Авторы: Литвинцев А.Э.1, Проскурнова Е.Л.2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 28, № 3 (2023): Время Чехова и Чехов во Времени
- Страницы: 574-584
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319071
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-3-574-584
- EDN: https://elibrary.ru/LRQWAG
- ID: 319071
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлено всестороннее исследование феномена микрокино. Ставятся и решаются задачи семантического анализа понятия «микрокино», обнаружены его характерные особенности и на основе полученных результатов впервые предложена актуальная дефиниция термина, выявлено, на каких экранах сегодня существует ультракороткий метр. Обосновывается гипотеза о том, что фильмы сверхкороткого хронометража как явление нельзя в полной мере считать продуктом цифровой эпохи, они наследуют классическому кинематографу, хотя и презентуются зрителю на иных, современных площадках. Указанная проблема рассматривается в связи с распространенной трактовкой термина «микрокино» как формата, возникшего в XXI в. в сетевом пространстве. В качестве основного отличия от разного рода аудиовизуального контента ультракороткой продолжительности, размещаемого в онлайн-среде, обозначается нацеленность микрокино на освещение философских, жизненных проблем, поиск новых смыслов, демонстрацию авторских воззрений на экзистенциальные вопросы. В результате изучения фильмографии авторитетных международных кинофестивалей данное предположение находит подтверждение. Выявляются границы хронометража ультракоротких фильмов, для чего исследуются актуальные требования, выдвигаемые специализированными фестивалями микрокино к авторам.
Ключевые слова
Об авторах
Алексей Эдуардович Литвинцев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: avtorsky@list.ru
ORCID iD: 0009-0003-6484-232X
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Евгения Леонидовна Проскурнова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: karikh.el@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2985-7898
кандидат филологических наук, преподаватель, кафедра массовых коммуникаций, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Ageeva, G.M., Antipkina, E.N., & Sidorkina, T.N. (2016). The role of visual arts in popularizing the culture of Finno-Ugric peoples. Finno-Ugric world, 26(1), 84–88. (In Russ.)
- Alekhina, O.A., & Ukolova, L.E. (2020). Cinematography as one of the methods of forming the information space of aerospace industry organizations in Russia. Communicology, 8(1), 155–166. (In Russ.) https://doi.org/10.21453/2311-3065-2020-8-1-155-166
- Arapova, O.G. (2020). Short movies as a means of increasing motivation when teaching Russian as a Foreign Language. Herald of Vyatka State University, 138(4), 108–117. (In Russ.) https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.061
- Bajrakimov, A.B. (2016). A short film as a method of educating a film director. APRIORI. Series: Humanities, (2), 5–6. (In Russ.)
- Bogdanovskaya, I.M., Uglova, A.B., Nizomutdinov, B.A., & Nikolskaya A.S. (2023). Modern practices of media consumption among students. World of Science. Pedagogy and Psychology, 11(2), 10PSMN223. (In Russ.) Available from: https://mir-nauki.com/10PSMN223.html (accessed: 10.02.2023).
- Chen, Y., Li, M., Guo, F., & Wang, X. (2022). The effect of short-form video addiction on users’ attention. Behaviour & Information Technology. https://doi.org/10.1080/0144929X.2022.2151512
- Dunkevich, S.G., & Somov, M.V. (2020). The role of cinema in the aesthetic education of young people. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 78(10), 90–94. (In Russ.)
- Gabrielyan, A.A. (2017). Reflection of the key value dominants in American cinema of the second half of the XX ‒ beginning of the XXI century. Moscow University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, (4), 161–169. (In Russ.)
- Gilardi, F., White, A., Cheng, S., Sheng, J., Song, W., & Zhao, Y. (2020). How online video platforms could support China’s independent microfilm (short film) makers and enhance the Chinese film industry. Cultural Trends, 29(1), 35–49. https://doi.org/10.1080/09548963.2019.1697852
- Jwo, J.S. (2015). Teaching software engineering through comics and micro-movie design projects. 10th International Conference on Computer Science & Education (ICCSE). (In Chin.) https://doi.org/10.1109/ICCSE.2015.7250265
- Kajzer, O.M., & Shishkova, L.Y. (2020). Social adaptation of children and adolescents through cinematography. Science and Education Today, 56(9), 51–53. (In Russ.)
- Kaneeva, A.V., & Kozhanova, K.A. (2022). Features of the use of films as a linguodidactic material in teaching a foreign language (on the example of the film “Chateau Mouton Rothschild”). The Humanities and Social Sciences, 91(4). 143–147. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2070-1403-2022-93-4-143-147
- Kruglova, L.A., Chobanyan, K.V., & Shchepilova, G.G. (2020). Online video: Structure, content, monetization. Moscow: Aspect Press. (In Russ)
- Li, C.H., & Liu, C.C. (2020). The effects of empathy and persuasion of storytelling via tourism micro-movies on travel willingness. Asia Pacific Journal of Tourism Research, 25(4), 382–392. https://doi.org/10.1080/10941665.2020.1712443
- Polunina, T.S. (2021). Methods of working with short videos in remote English classes with Chinese students. Yaroslavskij Pedagogicheskij Vestnik, 120(3), 55–61. (In Russ.) https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-3-120-55-61
- Proskurnova, E.L., Volkova, I.I., & Tran Thi Thuy Dung. (2021). Prospects of news television: Materials of in-depth interviews. Nauchnyi Dialog, (3), 157–170. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170
- Rodionova, Y.V. (2021). Digital short film production tools. Creativity and Modernity, 14(1), 95–98. (In Russ.) https://doi.org/10.37909/978-5-89170-278-3-2021-1016
- Sergan, D.O. (2020). Perlocutionary effect and ways to achieve it (using the example of the analysis of the short drama “The Old Man and the Sea” directed by Alexander Petrov). Bulletin of Science and Creativity, 73(1), 91–93. (In Russ.)
- Shekova, E.L. (2018). Crowdfunding as an actual source of funding for the youth projects in the national film industry. St. Petersburg Economic Journal, (1), 77–84. (In Russ.)
- Volkova, I.I. (2019). TV channels on YouTube: Reasons for ineffectiveness. Journalism in 2018: Creativity, Profession, Industry: Materials of the International Scientific and Practical Conference (pp. 468‒469). Moscow: MSU Publ. (In Russ.)
- Wang, W., Pan, Y., Wu, S., & Dai, Z. (2022). Research on short format video application design strategy based on user experience and emotion regulation. International Journal of Neuropsychopharmacology, 25(1), A69–A70. https://doi.org/10.1093/ijnp/pyac032.096
- Zhang, J., & Yuan, S. (2018). The exploration of low cost micro film creation in the hot background of micro film in colleges and universities. Advances in Computer Science Research: 8th International Conference on Social Network, Communication and Education (SNCE 2018). https://doi.org/10.2991/snce-18.2018.204
- Zhang, L. (2022). Research on new media film and television works. Art and Design Review, 10, 337–347. https://doi.org/10.4236/adr.2022.103025
- Zhao, J.E. (2014). The micro-movie wave in a globalising China: Adaptation, formalisation and commercialization. International Journal of Cultural Studies, 17(5). https://doi.org/10.1177/1367877913505171
- Zhdankina, G.I., & Shipulina, N.B. (2020). Short films: Genre originality of debuts. Vestnik VGIK, 12(3), 68–78. (In Russ.) https://doi.org/10.17816/VGIK25732
Дополнительные файлы
