Журналистика и искусственный интеллект: реверс парадигмы взаимодействия человека и машины. Картирование новой сферы критических исследований медиа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании впервые предпринята попытка обозначить базовые концептуальные параметры журналистики, опосредованной искусственным интеллектом (ИИ). Изучены технологические изменения и коммуникативные трансформации в этой области, которые влияют на социум и социальные перемены. Выявлен кризис человеко-машинного взаимодействия в журналистике, опосредованной искусственным интеллектом, который априори заложен в сущность процесса обработки информации алгоритмами. Парадигмы обеих журналистик - классической и опосредованной искусственным интеллектом - основаны на человеко ориентированном подходе, однако ИИ-парадигма реверсивна. Журналистика предполагает передачу личных взглядов и опыта через фильтр памяти. Алгоритмы функционируют без учета нюансов личной и социальной памяти, тем самым разрушая основные принципы журналистской профессии. Утрата подлинной, «аналоговой» памяти журналистами и их аудиториями и специфика цифровой «памяти» алгоритмов ставят под угрозу фундаментальную социальную роль журналистики в поддержании общественного порядка. Переосмысливая феномен ИИ как коммуникацию человека и машины, человека и алгоритмов, авторы предлагают ввести термин «журналистика коммуникативного искусственного интеллекта». На базовом технологическом уровне термин основан на различных формах автоматизации и встроен в цифровые инфраструктуры; на социетальном уровне - предназначен для центральной цели журналистики и вплетен в человеческие практики. Оба уровня обратимы. Предложенный термин мог бы служить обобщающим, зонтичным для совокупности журналистской деятельности, основанной на искусственном интеллекте. Термин устраняет противоречия не только в человеко-машинном общении, но и проясняет суть применения ИИ в журналистике, исследованиях медиа и для пользователей. Появление и расширение медийных практик, основанных на ИИ, предполагает появление иных кризисных концептуальных противоречий. Обозначенные реалии провоцируют формирование новых областей исследований медиа и в частности возникновение критических исследований медиа, опосредованных искусственным интеллектом.

Об авторах

Марина Григорьевна Шилина

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: marina.shilina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9608-352X

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Российская Федерация, 115054, Москва, Стремянный пер., д. 36; Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Ирина Ивановна Волкова

Российский университет дружбы народов

Email: volkova-ii@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2693-1204

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры массовых коммуникаций, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Андрей Юрьевич Бомбин

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Email: bombin.a@unecon.ru
ORCID iD: 0000-0002-1151-7721

старший преподаватель, кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью

Российская Федерация, 191023, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 30-32

Анна Андреевна Смирнова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Email: smirnova.aa@unecon.ru
ORCID iD: 0000-0003-1392-2832

старший преподаватель, кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, заместитель декана гуманитарного факультета

Российская Федерация, 191023, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 30-32

Список литературы

  1. Andrejevic, A. (2019). Automated media. New York: Taylor & Francis Group, Routledge.
  2. Assmann, A. (2004). Four formats of memory: From individual to collective constructions of the past. In C. Emden & D. Midgley (Eds.), Cultural Memory and Historical Consciousness in the German-Speaking World since 1500 (pp. 19-37). Bern: Peter Lang.
  3. Assmann, A. (2011). Cultural memory and Western civilization: Functions, media, archives. Cambridge: Cambridge University Press.
  4. Druzhinin, V.N. (2023). The psychology of general ability. Moscow: Urait Publ. (In Russ.)
  5. Esposito, E. (2022). Artificial communication: How algorithms produce social intelligence strong ideas. New York: The MIT Press.
  6. Fortunati, L., & Edwards, A.P. (2021). Moving ahead with human-machine communication. Human-Machine Communication, 2, 7-28. https://doi.org/10.30658/hmc.2.1
  7. Gambino, A., Fox, J., & Ratan, R. (2020). Building a stronger CASA: Extending the computers are social actors paradigm. Human-Machine Communication, 1, 71-86. https://doi.org/10.30658/hmc.1.5
  8. Graefe, A., & Bohlken, N.A. (2020). Automated journalism: A meta-analysis of readers’ perceptions of human-written in comparison to automated news. Media and Communication, 8(3), 50-59. https://doi.org/10.17645/mac.v8i3.3019
  9. Guzman, A.L., & Lewis, S.C. (2020). Artificial intelligence and communication: A human-machine communication research agenda. New Media & Society, 22(1), 70-86. https://doi.org/10.1177/1461444819858691
  10. Henestrosa, A.L., Greving, H., & Kimmerle, J. (2023). Automated journalism: The effects of AI authorship and evaluative information on the perception of a science journalism article. Computers in Human Behavior, 138, 107445. https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107445
  11. Hepp, A., Jarke, J., & Kramp, L. (2022). New perspectives in critical data studies. London: Palgrave Macmillan.
  12. Hepp, A., Loosen, W., Dreyer, S., Jarke, J., Kannengießer, S., Katzenbach, C., Malaka, R., Pfadenhauer, M., Puschmann, C., & Schulz, W. (2023). ChatGPT, LaMDA, and the hype around communicative AI: The automation of communication as a field of research in media and communication studies. Human-Machine Communication, 6, 41-63. https://doi.org/10.30658/hmc.6.4
  13. Oleshko, V., & Oleshko, E. (2020). reading as a democratic value and resource for the formation of the communicative and cultural memory of a nation. KnE Social Sciences, 4(2), 284-298. https://doi.org/10.18502/kss.v4i2.6347284-298
  14. Richards, R., Spence, P., & Edwards, C. (2022). Human-machine communication scholarship trends: An examination of research from 2011 to 2021 in communication journals. Human-Machine Communication, 4, 45-65.
  15. Shilina, M.G. (2012). The theory of public relations: Creating non-classical methodology. Mediascope, (1). Retrieved September 24, 2023, from https://mediascope.ru/node/1028
  16. Shilina, M.G. (2022). Mediatization in the context of the global crisis: Temporality as a research modality. Russian School of Public Relations, 24, 45-57.
  17. Volcic, Z., & Andrejevic, M. (2023). Automated media and commercial populism. Cultural Studies, 37(1), 149-167. https://doi.org/10.1080/09502386.2022.2042581

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».