Аффордансы информационно-коммуникационного универсума, или Кто стоит за спиной массмедиа
- Авторы: Дзялошинский И.М.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 26, № 1 (2021)
- Страницы: 92-98
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318737
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-1-92-98
- ID: 318737
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются особенности и перспективы теории информационно-коммуникационного универсума для анализа массмедиа. Целью является обоснование применения в контексте теории медиа понятия «аффорданс», которое психолог Джеймс Дж. Гибсон ввел в науку для обозначения специфического «приглашающего» характера объектов и событий, через аффордансы подсказывающих алгоритм последующих действий. С этой точки зрения информационно-коммуникационный универсум дает возможность, а иногда и приглашает использовать его для каких-то важных для субъектов коммуникации целей. Однако, как и в ситуации любых других аффордансов, качество и варианты реализации его возможностей зависят от целей, интересов и умений субъекта, который пытается с этим аффордансом работать. Проводя аналогию: кого-то топор «приглашает» наколоть дров для старушки, а кого-то - использовать его как орудие против нее же с целью завладеть пенсией. Выдвигается тезис о функциональной полезности категории «информационно-коммуникационный универсум» для анализа процессов в системе медиа: традиционные представления об особенностях производства и потребления текстов подвергаются коррекции. Анализируются аффордансы Интернета как подсистемы информационно-коммуникационного универсума, что позволяет объяснить радикальные расхождения в оценке сетевых цифровых технологий представителями разных исследовательских школ. Обозначены дальнейшие перспективы выявления и использования скрытых аффордансов.
Ключевые слова
Об авторах
Иосиф Михайлович Дзялошинский
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: idzyaloshinsky@hse.ru
доктор филологических наук, профессор-исследователь факультета коммуникаций, медиа и дизайна
Российская Федерация, 101000, Москва, Хитровский пер., д. 2/6, корп. 5Список литературы
- Propp, V.Ja. (1998). Pojetika fol'klora [The Poetics of folklore]. Moscow, Labirint Publ. (In Russ.)
- Anisimov, A.V. (1991). Komp'juternaja lingvistika dlja vseh: Mify, algoritmy, jazyk [Computational linguistics for all: Myths, algorithms, language.] Kiev, Naukova dumka Publ. (In Russ.)
- Simonov, P.V. (1993). Sozidajushhij mozg: Nejrobiologicheskie osnovy tvorchestva [The creative brain: The neurobiological foundations of creativity]. Moscow, Nauka Publ. (In Russ.)
- Fedotova, S.L. (2012). Tajnye uragany [Secret hurricanes]. Perm'. (In Russ.)
- Rashkoff, D. (2003). Mediavirus. Kak pop-kul'tura tajno vozdejstvuet na vashe soznanie [Media virus! Hidden agendas in popular culture]. Moscow: Ul'tra. Kul'tura Publ. (In Russ.)
- Stepin, V.S. Samorazvivajushhiesja sistemy i postneklassicheskaja racional'nost' [Self-developing systems and post-nonclassical rationality]. Biblioteka po filosofii [Library of philosophy]. Retrieved August 19, 2020, from http://filosof.historic.ru/books/item/ f00/s00/z0000249/ (In Russ.)
- Zittrain, J. (2008). The future of the Internet – and how to stop it. New Haven, CT; London, Yale University Press.
- Zittrain, J. (2005). The generative Internet. Harvard Law Review, 119(7). Retrieved March 12, 2021, from https://dash.harvard.edu/handle/1/9385626
- Asmolov, G.A., & Asmolov, A.G. (2019). Internet as a generative space: Historical and evolutionary perspective. Voprosy Psihologii [Psychology Issues], (4), 3–28. (In Russ.)
- Asmolov, G.A., & Asmolov, A.G. (2009). From We-media to I-media: Identity transformation in the virtual world. Voprosy Psihologii [Psychology Issues], (3), 3–15. (In Russ.)
- Gibson, J. (1988). Jekologicheskij podhod k zritel'nomu vosprijatiju [The ecological approach to visual perception]. Moscow, Progress Publ. (In Russ.)
- Norman, D. (2013). Dizajn veshhej budushhego [The design of future things]. Moscow, Strelka Press. (In Russ.)
Дополнительные файлы
