Роль словесной живописи в романе Леонида Леонова «Русский лес»
- Авторы: Ши Л.1, Минералова И.Г.1
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: Том 28, № 4 (2023): Медиа и кризис – реверс парадигмы в новой реальности?
- Страницы: 649-662
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319100
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-4-649-662
- EDN: https://elibrary.ru/TLKJRO
- ID: 319100
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Л.М. Леонов мечтал стать художником и талант живописца воплотился в его прозе. Написанные им пейзажи, портреты, портреты на фоне леса в традиции, например, М.В. Нестерова играют важную роль во внутренней форме его произведений. Показателен в этом отношении роман «Русский лес». Цель исследования - объяснить функции живописных аллюзий и экфрасисов в данном романе. Для этого были определены наиболее часто встречающиеся аллюзии и экфрасисы полотен русских художников, популярных в пору, когда Л.М. Леонов обучался живописи, и впоследствии парафразированных в романе; объяснены функции узнаваемых картин мастеров изобразительного искусства в словесной живописи; аргументирована особенная роль живописных экфрасисов в формировании жанровой многосоставности романа. В результате уточняются некоторые существенные черты индивидуального стиля писателя в исследуемом произведении: особенное внимание прозаика к описательной составляющей дает возможность утверждать, что его обращение к аналогиям с изобразительным искусством является преднамеренным, поскольку способствует созданию не просто научно-производственного или абстрактно-философского романа, а выстраивает целый ряд жанровых линий, которые подкрепляются узнаваемой живописной визуализацией, с одной стороны, а с другой - формируют глубокий социально-психологический и лирический план произведения. Сравнение конкретных живописных полотен, преобразованных в экфрасис в прозе, предоставляет ученым богатый материал для выводов о синтезе живописи и прозы.
Ключевые слова
Об авторах
Лина Ши
Московский педагогический государственный университет
Email: 1214596318@qq.com
аспирант, кафедра русской литературы XX-XXI веков Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
Ирина Георгиевна Минералова
Московский педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ig.mineralova@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0002-3836-1368
доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков
Российская Федерация, 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1Список литературы
- Аль Кайси А.Ю.С. Женский портрет в прозе И.С. Тургенева: автореф. дис. … канд. филол. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т., 2015.
- Болховитинов В.Н. Талантлив на всю жизнь. К 80-летию писателя // Наука и жизнь. 1979. № 5. С. 44-48.
- Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе. Экфрасис в русской литературе: сборник трудов Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: МиК, 2002. С. 18.
- Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус): монография. М.: Литера, 2005. 135 с.
- Дмитриевская Л.Н. Словесная живопись в русской прозе ХIХ - начале ХХ вв.: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т., 2013.
- Дмитриевская Л.Н., Миненралова И.Г. «Сикстинская мадонна» в русской прозе // Художественная словесность: теория, методология исследования, история: монография. М. - Ярославль: Литера, 2018. С. 163-192.
- Дырдин А.А., Жукова Ю.В. Аллюзивно-экфрастический роман Л. Леонова «Русский лес» // Проблема исторической поэтики. 2018. № 3. C. 174-199.
- Жукова Ю.В. Тенденция «спрятанного холста» в литературе (экфрасис в творчестве Л.М. Леонова // Филологический класс. 2018. № 2. С. 165-171. http://doi.org/10.26710/fk18-02-27
- Леонов Л.М. Русский лес. М.: Советский писатель, 1970, 464 с.
- Леонова Н.Н. Вместе с Россией // Наука и жизнь. 1999. № 12. С.34-42.
- Минералов Ю.И. Поэтика. Стиль. Техника. М.: Лит. ин-т им. А.М. Горького, 2002. 174 с.
- Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М.: Владос, 1999. 357 с.
- Прилепин Е.Н. (Захар Прилепин). Подельник эпохи. Леонид Леонов. М.: АСТ, 2012. 402 с.
- Сакулин П.Н. Русская литература: в 2 частях. Часть 1. Литературная старина (под знаком византийской культуры). М.: Юрайт, 2023. 189 с.
- Титова Ю.В. Музыкальные и живописные образы в творчестве Л.М. Леонова // Вестник УлГТУ. 2014. № 1. С. 31-35.
- У Чуньмэй. Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева: монография / под ред. И.Г. Минераловой. М. - Ярославль, 2006. 128 с.
- Уртминцева М.Г. Экфрасис: научная проблема и методика ее исследования. Литературоведение. Межкультурная коммуникация // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). C. 975-977.
Дополнительные файлы
