Аудиовизуальный гибридизированный медиапродукт в новой технологической среде
- Авторы: Мясникова М.А.1, Трухина А.В.1, Футерман Е.Б.2
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет
- Челябинский государственный университет
- Выпуск: Том 30, № 2 (2025)
- Страницы: 415-427
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319138
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2025-30-2-415-427
- EDN: https://elibrary.ru/KONCVG
- ID: 319138
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследовано явление, которое обозначается термином «анимадок» - синтез документалистики и анимации, когда последняя выступает в качестве визуально выраженного отношения к документу и пользуется различными технологиями, включая докудраму (игровое кино в документальном формате, воспроизводящее реальные события), мокьюментари (жанр игрового кино, который имитирует документальную съемку) и др. Авторы рассмотрели документальную анимацию в разных ракурсах: как экспериментальное направление в документалистике; как новое направление в самой анимации, использующей присущие документалистике приемы; как самостоятельное средство репрезентации реальности. В научном дискурсе взгляды на генезис, специфику, природу и классификацию документальной анимации разнятся. Предложена классификация фильмов в жанре «анимадок» по степени трансформации реальности. В первой группе реальность реконструируется, при этом она восстанавливается и драматизируется. Во второй группе - оказывается воображаемой, подменяется вымыслом. В третьей - происходит одушевление неодушевленной реальности, ее превращение и эстетизация. Рассматриваются фильмы, созданные в гибридной эстетике «анимадок», а также технологии съемки и монтажа, применяемые в кинематографе и новых медиа. Сделан вывод о сближении документального, игрового, анимационного кино, в результате чего возникает новый вид изобразительной эстетики.
Ключевые слова
Об авторах
Марина Александровна Мясникова
Уральский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: avt89@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1501-0231
SPIN-код: 4277-0043
доктор филологических наук, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры периодической печати и сетевых изданий, факультет журналистики
Российская Федерация, 620083, Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51Александра Владимировна Трухина
Уральский федеральный университет
Email: alexiz89@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8549-1272
SPIN-код: 8607-9047
кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры культурологии и социально-культурной деятельности, департамент культурологии и дизайна
Российская Федерация, 620083, Екатеринбург, пр-т Ленина, д. 51Евгения Борисовна Футерман
Челябинский государственный университет
Email: bluztv@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3738-6301
SPIN-код: 6781-1117
кандидат филологических наук, доцент кафедры медиапроизводства, учебно-научная лаборатория аудиовизуальных решений, факультет журналистики
Российская Федерация, 454001, Челябинск, ул. Бр. Кашириных, д. 129Список литературы
- Allen, K., & Jensen, T. (2021, August). Mockumentary and the Sociological Imagination. Sociological Review. https://doi.org/10.51428/tsr.lyds3526
- Canet, F., Odorico, S., & Soengas, X. (2020). Documentary film mutations for social justice: Introductory reflections. Catalan Journal of Communication & Cultural Studies, 12(2), 169–180. https://doi.org/10.1386/cjcs_00025_2
- Gutiérrez, M. (2020). Methodological Hybridizations in Activism. Catalan Journal of Communication and Cultural Studies, 12(2), 315–332. https://doi.org/10.1386/cjcs_00035_1
- Egiazarova, I. (2018, April 28). Review of the film Do you know, Mom, where I’ve been?: a brilliant animation about Stalin, the frog and the Germans. Around TV. (In Russ.)
- Hayes, J.E. (2024). Rethinking Docudrama and its Origins from Radio and Film to Streaming Media. Television & New Media, 25(3), 215–233. https://doi.org/10.1177/15274764231213811
- Kagan, M.S. (1972). Morphology of art. Leningrad: Iskusstvo Publ. (In Russ.)
- Kim, J. (2022). Documentaries Expanded Fields: New Media and the Twenty-First-Century Documentary. Oxford University Press.
- Krivulya, N.G. (2009). Amazing journeys in the space of culture, or the Intellectual games of Andrei Khrzhanovsky. Film Studies notes, (92–93), 319–342. (In Russ.)
- Krivulya, N.G. (2021). Documentary animated: genesis and specificity (preview article). Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art Histor, (43), 96–115. (In Russ.)
- Manovich, L.Z. (2011). Interpretation of hybrid media. In A. Ignatova (Ed.), Extended cinema. Catalogue-Research. XII Media Forum of the 33rd Moscow International Film Festival (p. 134). Moscow: Legein Project Bureau Publ. (In Russ.)
- Mishurova, Ya.A. (2022). Mockumentary: features, role and significance of the genre in cinema and modern media. Young Scientist, 33(428), 151–153. (In Russ.)
- Pater, L. (2023). Approaching Reflexivity in Animated Documentary through a Spatial Taxonomy: An Analysis of Polonia. Animation, 18(3), 240–256. https://doi.org/ 10.1177/17468477231206669
- Postema, S., & Deuze, M. (2020). Artistic Journalism: Confluence in Forms, Values and Practices. Journalism Studies, 21(10), 1305–1322. https://doi.org/10.1080/1461670X.2020.1745666
- Roe, A.H. (2021). Evocative animated documentaries, imagination and knowledge. Studies in Documentary Film, 15(2), 127–139. https://doi.org/10.1080/17503280.2021.1923143
- Watson, R. (2022). Documentary’s Expanded Fields: New Media and the twenty-first-century Documentary: by Jihoon Kim. New Review of Film and Television Studies, 20(4), 595–598. https://doi.org/10.1080/17400309.2022.2138388
Дополнительные файлы
