Философская журналистики в новых медиа
- Авторы: Яковлев М.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 29, № 3 (2024)
- Страницы: 551-563
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319192
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2024-29-3-551-563
- EDN: https://elibrary.ru/GDAVNH
- ID: 319192
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В ответ на повышение просветительской роли медиа и нарастание общественного запроса на познавательные материалы, автор исследует интернет-ресурсы, посвященные философии, в том числе авторские каналы в мессенджерах. сформулировано понятие современной философской журналистики, выявлено своеобразие контента русскоязычных и англоязычных медиа, позиционирующих себя в рамках философии. сделан вывод об их особенностях в методах работы и целеполагании. сравнительный контент-анализ выпусков десяти медийных проектов обнаружил два стратегических направления в развитии экранной философской журналистики. Первое - учебно-развлекательное, тяготеющее к выполнению двух базовых функций журналистики: обучение и развлечение. Второе - научно-публицистическое, которое преимущественно выполняет воспитательную и информационную функции сми (обучающую - в меньшей степени). Для первого направления характерно интенсивное использование мультимедийных компонентов, ориентация на изложение основ учений и разъяснение базовых философских концептов, игнорирование актуальной повестки. Второе направление использует информационные поводы, в философских выпусках есть связь с вопросами текущей повестки, акцент ставится на развитии аудиоподкастов и лонгридов. российским журналистам, которые связаны с философской проблематикой, предлагается расширить свой вклад в развитие философской журналистики на цифровых ресурсах, приблизить их к стандартам качественных изданий и повысить эффективность информационно-публицистической работы.
Ключевые слова
Об авторах
Максим Владимирович Яковлев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: yakovlevmv@my.msu.ru
ORCID iD: 0000-0002-0127-5642
доктор политических наук, профессор кафедры философии политики и права, философский факультет
Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Список литературы
- Bodrunova, S.S. (2023). Cumulative deliberation: new normativity in studying of public spheres online. Bulletin of Moscow University (Series 10. Journalism), 1, 87–122. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2023.87122
- Bystrov, V.Yu., & Osipov, I.D. (2018). Philosophy and journalism: prolegmon to the philosophical concept of event. Conflictology, 13(3), 160–171. (In Russ.)
- Bystrov, V.Yu., & Sokolov, A.M. (2017). Philosophy and journalism: the concept of event. Bulletin of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflictology, 33(3), 266–274. (In Russ.) https://doi.org/10.21638/11701/spbu17.2017.301
- Cohen, E.D. (Ed.) (1992). Philosophical issues in journalism. New York; Oxford: Oxford University Press.
- Goodman, K. (1989). Journalism and Philosophy. Proceedings and Addresses of the American Philosophical Association, 63(1), 35–40. https://doi.org/10.2307/3130332
- Gradyushko, A.A. (2022). Modern journalism in the digital ecosystem: theoretical approaches of foreign media researchers. Journal of Belarusian State University (Journalism), 1, 22–27. (In Russ.)
- Howard, P.N. (2006). New media campaigns and the managed citizen. New York: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9780511615986
- Media ecosystem: digital modifications. (2021). Urazova S.L. (ed.) Chelyabinsk: South Ural State University Publ. (In Russ.)
- Osipov I.D. (ed.). (2017). National philosophical journalism. History and modernity. Moscow: Institute for Peace and Conflict Research. (In Russ.)
- Panteau, L. (1996). Philosophical journalism. In: Shmatko N.A. (ed.) Socio-Logos of Postmodernism. Almanac of the Russian-French Centre for Sociological Research of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. Moscow: Institute of Experimental Sociology. P. 30–56. (In Russ.)
- Polyakov, M.L (2023). Interaction of digital platforms and states: events and phenomena 2019–2022. Bulletin of Voronezh State University (“Philology. Journalism” Series), 1, 116–120. (In Russ.)
- Villeneuve, G. (2015). Philosophers in newspapers: about a collaboration between journalists and philosophy professors on the Libé des philosophes. French Journal for Media Research, 3. https://frenchjournalformediaresearch.com/lodel-1.0/main/index.php?id=471
- Vodopetov, S.V., & Makhmud, K.N.M. (2022). Transformation of journalistic activity in the digital era. Successes of the Humanitarian Sciences, 6, 19–25. (In Russ.)
- Volkova, I.I., & Lazutova, N.M. (2017). Screen mass media and human ecology: from enchantment to joining. Bulletin of Orenburg State University, 12(212), 106–111. (In Russ.)
- Vyrkovsky, A.V., & Kolesnichenko, A.V. (2020). New media as platforms for political discourse in the post-Soviet countries. Medi@lmanakh, 1, 48–59. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.1.2020.4859
- Yakovlev, M.V. (2024). Philosophical journalism in digital media space. In: Proceedings of the International scientific and practical conference “Journalism in 2023: creativity, profession, industry”. Moscow: Moscow State University. P. 35–36. (In Russ.)
Дополнительные файлы
