Вызовы медиатизации религии в России: в поисках нормативной модели

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривая развитие религиозных СМИ в России за последние десятилетия, автор констатирует низкий исследовательский интересе к этой области и анализирует две основные проблемы религиозных СМИ. Первая глубоко укоренена в особенностях посткоммунистической религиозности - преимущественно номинальной, чем практической, а вторая проблема связана с низким влиянием религиозных ценностей на российскую медиасистему вообще и на российское телевидение в частности. Ценностный диалог в стране сталкивается с тремя общими проблемами: а) низкий уровень ценностного согласия; б) низкий уровень артикуляции религиозных ценностей и в) низкая культура публичного диалога. Поддерживая призыв британского ученого Н. Коудри к выдвижению и обсуждения нормативных моделей, автор предлагает нормативную модель оптимизации диалога религиозных институтов и СМИ на основе концепции «плюрализм - диалог - консенсус» Ю. Хабермаса. Предлагаемая модель ориентирована на основные принципы прозрачности и наличия четко сформулированных религиозных ценностей в общественной сфере и предполагает определенные ожидания от религиозных учреждений и журналистов. Операционализация модели до уровня эмпирических индикаторов могла бы стать инструментом, матрицей, контрольным списком для оценки нынешнего состояния диалога как между религией и СМИ, так и общественного диалога в целом.

Об авторах

Виктор Михайлович Хруль

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: amen@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов, сопредседатель рабочей группы «Религия и коммуникация» Международной ассоциации исследователей медиа и коммуникаций

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Список литературы

  1. Kashinskaja L.V., Lukina M.M., Resnianskaja L.L. (Eds.). (2002). Religija v informacionnom pole rossijskih SMI [Religion in Russian mass media information field]. Moscow: MGU Publ.
  2. Khroul V. (2012). Religion and Media in Russia: Functional and Ethical Perspectives. LAP Lambert Academic Publishing.
  3. Amialchenia A. (2014). Christian Media After Socialism: Major Trends // Khroul V. (Ed.). Religious Impact on Journalistic Cultures. Moscow: Lomonosov Moscow State University Publ. Pp. 16-20.
  4. Luchenko K. (2015). Orthodox Online Media on Runet: History of Development and Current State of Affairs in Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media. No. 14. Pp. 123-132.
  5. Zhukovskaya E. (2016). The Russian Orthodox Church in the Media Sphere: Information Management // Khroul V. Christianity in Media: Central and Eastern European perspective. Moscow: Lomonosov Moscow State University Publ. Pp. 9-16.
  6. Luchenko K. (2007). Pravoslavnyi Internet: Spravochnik-putevoditel’ [The Orthodox Internet: Guidebook]. Moscow: Izdatel’skii Sovet Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi.
  7. Khroul V. (2010). Initiatives of TV Ethics Control by Religions in Russia: Challenges for the Implementation // Religion in Eastern Europe. Vol. XXX. No. 1.
  8. Zhosul E. (2014). Orthodox Christianity and Mass Media after Socialism // Khroul V. (Ed.). Religious Impact on Journalistic Cultures. Moscow: Lomonosov Moscow State University Publ. Pp. 9-13.
  9. Ivanitsky V. (2011). Modernizaciya zhurnalistiki. Metodologicheskii etud [Modernization of Journalism: A Methodological Study]. Moscow: MGU Publ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».