Особенности формирования имиджа России на медиаплатформах Сербии
- Авторы: Кунич З.1, Музыкант В.Л.1, Панасенко Н.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Университет Свв. Кирилла и Мефодия в Трнаве
- Выпуск: Том 27, № 1 (2022)
- Страницы: 171-188
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/318984
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-1-171-188
- ID: 318984
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Любая сетевая медиаплатформа, как целостная многофункциональная мультимедийная система, априори обладает совокупностью технологических преимуществ для трансляции общественно значимой информации, при этом медиатекст является ключевым элементом интернет-коммуникаций. В связи с этим медиаплатформу можно рассматривать как одно из наиболее эффективных средств формирования имиджа государства. Авторы проверяют эту гипотезу на эмпирическом материале конкретных медийных платформ Сербии: изучаются медиатексты 2020-2021 годов, посвященные России (ее политике, культуре, истории). Исследовательский вопрос связан с выявлением особенностей формирования и продвижения имиджа России на «цифровой территории» родственного народа. Существует междисциплинарная как теоретическая, так и практическая потребность в изучении медиатекста сетевых платформ как феномена, активно осваивающего мультимедийный формат и различные каналы дистрибуции. Авторы используют лингвистический анализ текстов о России, выявляя стереотипы, присущие жителям Балкан относительно россиян. Было установлено, что на современный имидж Российской Федерации в этом регионе влияют стереотипы, отраженные в текстах, размещенных на сербских медиаплатформах. Особое внимание уделено медиатекстам, отражающим период укрепления международного авторитета России как независимого, последовательно реализующего свою внешнюю политику государства. Проведенное исследование актуально для объективной оценки отношения Балкан к России в контексте вековых межгосударственных связей и традиций славянского мира. Тексты сербских онлайн-медиа демонстрируют понимание авторами ценности общего национально-культурного наследия, лингвокультуры русского и сербского народов. Функционирование современных медиа на Балканском полуострове, выходящих на сербохорватском языке, рассматривается применительно к формированию национального гражданского общества, заинтересованного не только в родном языке, но и в интеграции в славянскую культуру в целом, в развитии эффективного сотрудничества с Россией. Используя технологические возможности медиаплатформ, было установлено, что моделирование имиджа России в сербских медиа в период 2020-2021 гг. является элементом комплексного мультимедийного воздействия на их аудиторию. Результаты проведенного исследования показывают, что репрезентация имиджа России проводилась системно - с учетом ценностей, потребностей и предпочтений южнославянских народов.
Ключевые слова
Об авторах
Звездан Кунич
Российский университет дружбы народов
Email: zvjezdan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0582-5450
аспирант кафедры массовых коммуникаций
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2Валерий Леонидович Музыкант
Российский университет дружбы народов
Email: vmouzyka@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9422-351X
доктор социологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2Наталия Панасенко
Университет Свв. Кирилла и Мефодия в Трнаве
Автор, ответственный за переписку.
Email: lartispanasenko@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4377-9088
доктор филологических наук, профессор кафедры языковой коммуникации факультета массмедиальной коммуникации
Словакия, 91701, Трнава, пл. Й. Герду, 2Список литературы
- Bielik, P., & Višňovský, J. (2021). Explanatory Journalism — a New Way How to Communicate in Digital Era. Media literacy and academic research, 4(1), 24–37.
- Bykov, I.A. (2013). Network Political Communication: Theory, Practice and Research Methods. Monograph. SPb.: SPbSUITD Publ. (In Russ.)
- Dobrosklonskaya, T.G. (2008). Medialinguistics: a Systematic Approach to the Study of the Language of the Media: Modern English Media. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
- Ecosystem of media: digital modifications / Ed. S.L. Urazova. Chelyabinsk: SUSU Publ., 2021. (In Russ.)
- Episkop Afanasij (Evtich). Spiritual Life of Serbs. Retrieved from https://www.pravmir. ru/duxovnaya-zhizn-serbov/ (In Russ.)
- Gavra, D.P., & Savitskaya, A.S. (2006). Structural Model of the Image of the State / Region. In A.D. Krivonosov (Ed.), St. Petersburg School of PR and Advertising: from Theory to Practice. Issue 4: Collection of articles (pp. 24–43). Saint Petersburg: Rose of the World. (In Russ.)
- Grabelnikov, A.A., & Nguyen Thi Ziu. (2017). The image of Russia in the Vietnamese Network Media. Social and Humanitarian Knowledge, (8), 114–127. (In Russ.)
- Greguš, Ľ., & Kačincová, Predmerská A. (2020). The Foreign News and Media Image of the European Union in Current Television News Production. Communication Today, 11(2), 84–102.
- Gromova, T.N. (2016). The Structure of the Media Image of Russia: Foreign Policy Aspect. Znak: the problem field of media education, 4(21), 62–67. (In Russ.)
- Karpova, S.V., Zakharenko, I.K. (2019). Branding: Textbook and Workshop for Applied Bachelor’s Degree. 2nd ed. Moscow: Yurayt Publ. (In Russ.)
- Khochunskaya, L.V. (2016). Media image as a tool of value and social identification. In Mass media in a multipolar world: problems and prospects. Moscow: Peoples’ Friendship University of Russia, 316–320. (In Russ.)
- Kotler, Ph., Asplund, Ch., Rein, I., & Haider D. (2005). Marketing Places Europe: How to Attract Investments, Industries, Residents and Visitors to Cities, Communities, Regions and Nations in Europe. Translated from English. Petersburg: Stockholm School of Economics in St. Petersburg, (In Russ.)
- Krasnoyarova, O.V. (2016). New Media Platforms: Principles of Functioning and Classification. Questions of theory and practice of journalism, 5(1), 45–57. (In Russ.)
- Milosevic, B. (2009). Modern press of Bosnia and Herzegovina about Russia. Bulletin of the Cherepovets State University, (1), 58–62. (In Russ.)
- Milosevic, Z. (2020). Russian in Democratic Serbia. Retrieved from https://regnum. ru/news/society/2884163.html
- Mináriková, J., Blahút, D., & Višňovský, J. (2020). Hi-tech and Eye-catching Alike: Information in the Multiplatform Era. European Journal of Media, Art & Photography, 8(2), 118–126.
- Muzykant, V.L., Kunich, Z., & Maryanovich D. (2021). Spiritual Verse in the RussianSerbian Linguacultural Tradition: Stylistics of Speech Resources. Bulletin of Slavic Cultures, (59), 248–267. (In Russ.) https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-248-267
- Nistratov, A.A., & Tarasov, E.F. (2018). Psychological Analysis of Auto- and Heterostereotypes of Russians. Man: Image and essence. Humanitarian aspects, 1–2(32–33), 229–241.
- Nye, J.S. (2006). Flexible Power: How to Succeed in World Politics. Novosibirsk; Moscow: Foundation for Socio-Prognostic Research «Trends». (In Russ.)
- Panasenko, N., Greguš, Ľ. & Zabuzhanska, I. (2018). Conflict, Confrontation, and War Reflected in Mass Media: Semantic Wars, Their Victors and Victims. Lege artis. Language Yesterday, Today, Tomorrow, 3(2), 132–163. https://doi.org/10.2478/lart-2018-0017
- Panasenko, N., & Kryachkov, D. (2020). Some Text Categories in Media Communication. In A. Uberman & A. Trinder (Eds.), Text — Sentence — Word. Studies in English Linguistics (Vol. IV, pp. 85–97). Rzeszów: Wydawnictwo Uniwersytetu Rzeszowskiego.
- Panasenko, N., Krajčovič, P. & Stashko, H. (2021). Hard News Revisited: a Case Study of Various Approaches to the Incident at the Primary School Reflected in the Media. Communication Today, 12(1), 112–128.
- Pocheptsov, G.G. (2001). Imageology. M.: Refl-book Wackler. 2nd ed., corrected and supplemented. (In Russ.)
- Svjatitel’ Nikolaj Serbskij (Velimirovich). (2020). For the honest cross and golden freedom. God bestowed on the Serbs the leader Karageorgiya. Bulletin of St. Paphnutius of Borovsk Monastery, (30). Retrieved from http://www.pafnuty-abbey.ru/publishing/6333/ (In Russ.)
- Višňovský, J., & Radošinská, J. (2017). Online Journalism: Current Trends and Challenges. In Acuña B.P. (Ed.), The Evolution of Media Communication (pp. 3–22). Rijeka: InTech Publ.
- Volkova, I.I., & Ashur, Kh.Yu.D. (2021). The Media Image of Jordan in the Internet Media of the Runet: Features of “Non-personalization”. Theoretical and practical issues of journalism, 10(1), 39–50. (In Russ.) https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(1).39-50
Дополнительные файлы
