Моделирование медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии как посткризисный феномен

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается моделирование медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии как посткризисный феномен. Применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: моделирование, кейс-стади, полуструктурированные экспертные интервью. Результаты проведенного исследования подтвердили, что телевизионная индустрия обладает медиаобразовательным потенциалом и использует его в своей профессиональной деятельности. Выделены три модели медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии (МПТИ), обусловленные дифференцированными профессиональными целями: МПТИ в медиаподготовке профессионалов; МПТИ в повышении квалификации профессионалов; МПТИ в повышении медиаграмотности широкой аудитории. Реализация медиаобразовательного потенциала наблюдается как в федеральном, так и региональном сегментах телевизионной индустрии, независимо от форм собственности медиакомпаний. При этом зафиксированы разные формы использования медиаобразовательного потенциала со стороны телевизионной индустрии, проявляющиеся не только во взаимодействии с университетами, но и в автономизации собственных медиаобразовательных практик.

Об авторах

Александр Александрович Ефанов

Российский государственный гуманитарный университет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: yefanoff_91@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9979-9224

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики общественных связей, Российский государственный гуманитарный университет; доцент, Институт медиа, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., д. 6; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Максим Алексеевич Пугачев

Оренбургский государственный университет; ГТРК «Оренбург»

Email: pugachevma@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6255-7646

старший преподаватель, кафедра журналистики, Оренбургский государственный университет; шеф-редактор, служба информационных и тематических программ ТВ и РВ, ГТРК «Оренбург»

Российская Федерация, 460018, Оренбург, пр-т Победы, д. 13; Российская Федерация, 460024, Оренбург, пер. Телевизионный, д. 3

Список литературы

  1. Blokhin, I.N., Ilchenko, S.N., & Shesterkina, L.P. (2016). Media identity in structure of personality: Formation and typology. American Journal of Applied Sciences, 13(5), 665-673. https://doi.org/10.3844/ajassp.2016.665.673
  2. Fateeva, I.A. (2019). On the international recognition of domestic newspaper science. Proceedings of the Ural Federal University. Series 1: Problems of Education, Science and Culture, 25(4), 14-22. (In Russ.)
  3. Fedorov, A. (2019). Schools and universities in audiovisual media: Experts’. Communication Today, 10(1), 110-122.
  4. Kachkaeva, A., Kolchina, A., Shomova, S., & Yarovaya, E. (2020). ‘Trust, but verify’: Problems of formation of media literacy and critical thinking of Russian students. Media Practice and Education, 21(3), 200-211. https://doi.org/10.1080/25741136.2020.1752569
  5. Karasevich, U.M. (2004). Interaction between University and television and radio company as the factor of forming professional competence of students-journalists (dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences). Orenburg. (In Russ.)
  6. Kirillova, N.B. (2020). Media culture of a globalised world: Evolution of language technologies. Changing Societies & Personalities, 4(4), 427-440. https://doi.org/10.15826/csp.2020.4.4.109
  7. Lee, H.-K. (2022). Rethinking creativity: Creative industries, AI and everyday creativity. Media, Culture & Society, 44(3), 601-612. https://doi.org/10.1177/01634437221077009
  8. Oleshko, V.F., Oleshko, E.V., & Mukhina, O.S. (2021). The problem of self-identification of student journalists of the digital era. Moscow University Bulletin. Series 10: Journalism, (4), 135-157. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.4.2021.135157
  9. Sharikov, A.V. (2016). On the four-component model of digital literacy. Journal of Social Policy Research, 14(1), 87-98. (In Russ.)
  10. Shesterkina, L.P. (2011). Forming of innovative model in journalists’ training in terms of forming convergent mass media (humanitarian and technological aspects) (dissertation of the Doctor of Philology Sciences). Мoscow. (In Russ.)
  11. Shesterkina, L.P., Lobodenko, L.K., Krasavina, A.V., & Marfitsyna, A.R. (2021). Fact-checking and verification of information in the context of journalism education. Questions of Theory and Practice of Journalism, 10(1), 94-108. (In Russ.) https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(1).94-108
  12. Volkova, I.I., Urazova, S.L., & Pisareva, M.N. (2020). Criteria for the formation of communicative space in the student environment: Immersion in creativity. Scientific Notes of Zabaikalsky State University, 15(1), 75-81. (In Russ.) https://doi.org/10.21209/2658-7114-2020-15-1-75-81
  13. Volkova, I.I. (2019). TV channels on YouTube: Reasons for inefficiency. Journalism in 2018: Creativity, Profession, Industry: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (pp. 468-469). Moscow: MGU Publ. (In Russ.)
  14. Volkova, I.I., Proskurnova, E.L., & Tran, T.T. (2021). Prospects of news television: Materials of in-depth interviews. Nauchnyi Dialog, (3), 157-170. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170
  15. Yefanov, A., & Pugachev, M. (2023). Media educational potential of the television industry: Towards the conceptualization of the media communication category. Media Education, (1), 190-202. https://doi.org/10.13187/me.2023.1.190
  16. Yefanov, A.A. (2021). Society at the mercy of media processes. Moscow: INFRA-M Publ. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/1140665
  17. Young, J.A., & Ronquillo, R. (2022). Enhancing new media literacies of social work students through a participatory learning environment. Journal of Technology in Human Services, 40(1), 58-78. https://doi.org/10.1080/15228835.2021.2004572
  18. Zhilavskaya, I.V., Onuchina, K.K., & Dubover, D.A. (2020). The design of depressed cities in the far north and their image in media space after the implosion of the USSR. Visual Anthropology, 33(2), 164-176. https://doi.org/10.1080/08949468.2020.1721199

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».