Моделирование медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии как посткризисный феномен
- Авторы: Ефанов А.А.1,2, Пугачев М.А.3,4
-
Учреждения:
- Российский государственный гуманитарный университет
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Оренбургский государственный университет
- ГТРК «Оренбург»
- Выпуск: Том 28, № 4 (2023): Медиа и кризис – реверс парадигмы в новой реальности?
- Страницы: 830-841
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319118
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-4-830-841
- EDN: https://elibrary.ru/ASKIFV
- ID: 319118
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается моделирование медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии как посткризисный феномен. Применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: моделирование, кейс-стади, полуструктурированные экспертные интервью. Результаты проведенного исследования подтвердили, что телевизионная индустрия обладает медиаобразовательным потенциалом и использует его в своей профессиональной деятельности. Выделены три модели медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии (МПТИ), обусловленные дифференцированными профессиональными целями: МПТИ в медиаподготовке профессионалов; МПТИ в повышении квалификации профессионалов; МПТИ в повышении медиаграмотности широкой аудитории. Реализация медиаобразовательного потенциала наблюдается как в федеральном, так и региональном сегментах телевизионной индустрии, независимо от форм собственности медиакомпаний. При этом зафиксированы разные формы использования медиаобразовательного потенциала со стороны телевизионной индустрии, проявляющиеся не только во взаимодействии с университетами, но и в автономизации собственных медиаобразовательных практик.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Александрович Ефанов
Российский государственный гуманитарный университет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: yefanoff_91@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9979-9224
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики общественных связей, Российский государственный гуманитарный университет; доцент, Институт медиа, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., д. 6; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20Максим Алексеевич Пугачев
Оренбургский государственный университет; ГТРК «Оренбург»
Email: pugachevma@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6255-7646
старший преподаватель, кафедра журналистики, Оренбургский государственный университет; шеф-редактор, служба информационных и тематических программ ТВ и РВ, ГТРК «Оренбург»
Российская Федерация, 460018, Оренбург, пр-т Победы, д. 13; Российская Федерация, 460024, Оренбург, пер. Телевизионный, д. 3Список литературы
- Blokhin, I.N., Ilchenko, S.N., & Shesterkina, L.P. (2016). Media identity in structure of personality: Formation and typology. American Journal of Applied Sciences, 13(5), 665-673. https://doi.org/10.3844/ajassp.2016.665.673
- Fateeva, I.A. (2019). On the international recognition of domestic newspaper science. Proceedings of the Ural Federal University. Series 1: Problems of Education, Science and Culture, 25(4), 14-22. (In Russ.)
- Fedorov, A. (2019). Schools and universities in audiovisual media: Experts’. Communication Today, 10(1), 110-122.
- Kachkaeva, A., Kolchina, A., Shomova, S., & Yarovaya, E. (2020). ‘Trust, but verify’: Problems of formation of media literacy and critical thinking of Russian students. Media Practice and Education, 21(3), 200-211. https://doi.org/10.1080/25741136.2020.1752569
- Karasevich, U.M. (2004). Interaction between University and television and radio company as the factor of forming professional competence of students-journalists (dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences). Orenburg. (In Russ.)
- Kirillova, N.B. (2020). Media culture of a globalised world: Evolution of language technologies. Changing Societies & Personalities, 4(4), 427-440. https://doi.org/10.15826/csp.2020.4.4.109
- Lee, H.-K. (2022). Rethinking creativity: Creative industries, AI and everyday creativity. Media, Culture & Society, 44(3), 601-612. https://doi.org/10.1177/01634437221077009
- Oleshko, V.F., Oleshko, E.V., & Mukhina, O.S. (2021). The problem of self-identification of student journalists of the digital era. Moscow University Bulletin. Series 10: Journalism, (4), 135-157. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.4.2021.135157
- Sharikov, A.V. (2016). On the four-component model of digital literacy. Journal of Social Policy Research, 14(1), 87-98. (In Russ.)
- Shesterkina, L.P. (2011). Forming of innovative model in journalists’ training in terms of forming convergent mass media (humanitarian and technological aspects) (dissertation of the Doctor of Philology Sciences). Мoscow. (In Russ.)
- Shesterkina, L.P., Lobodenko, L.K., Krasavina, A.V., & Marfitsyna, A.R. (2021). Fact-checking and verification of information in the context of journalism education. Questions of Theory and Practice of Journalism, 10(1), 94-108. (In Russ.) https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(1).94-108
- Volkova, I.I., Urazova, S.L., & Pisareva, M.N. (2020). Criteria for the formation of communicative space in the student environment: Immersion in creativity. Scientific Notes of Zabaikalsky State University, 15(1), 75-81. (In Russ.) https://doi.org/10.21209/2658-7114-2020-15-1-75-81
- Volkova, I.I. (2019). TV channels on YouTube: Reasons for inefficiency. Journalism in 2018: Creativity, Profession, Industry: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (pp. 468-469). Moscow: MGU Publ. (In Russ.)
- Volkova, I.I., Proskurnova, E.L., & Tran, T.T. (2021). Prospects of news television: Materials of in-depth interviews. Nauchnyi Dialog, (3), 157-170. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170
- Yefanov, A., & Pugachev, M. (2023). Media educational potential of the television industry: Towards the conceptualization of the media communication category. Media Education, (1), 190-202. https://doi.org/10.13187/me.2023.1.190
- Yefanov, A.A. (2021). Society at the mercy of media processes. Moscow: INFRA-M Publ. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/1140665
- Young, J.A., & Ronquillo, R. (2022). Enhancing new media literacies of social work students through a participatory learning environment. Journal of Technology in Human Services, 40(1), 58-78. https://doi.org/10.1080/15228835.2021.2004572
- Zhilavskaya, I.V., Onuchina, K.K., & Dubover, D.A. (2020). The design of depressed cities in the far north and their image in media space after the implosion of the USSR. Visual Anthropology, 33(2), 164-176. https://doi.org/10.1080/08949468.2020.1721199
Дополнительные файлы
