Концептуализация интернет-мема в теории медиакоммуникаций: обзор типологий

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуется эволюция интернет-мемов как поликодового медиафеномена - от ранних веб-форм (1990-е) до современных гибридных жанров (2020-е). На основе корпуса вирусных мемов из российских и международных платформ анализируются их структурные и содержательные трансформации в контексте теории меметики. Автор выделяет ключевые стадии развития мем-культуры, демонстрируя взаимосвязь между технологическими возможностями платформ и жанровым разнообразием. Предлагаемая типология интегрирует традиционные форматы (демотиваторы, макросы) с инновационными (мэшапы, ИИ-генерируемый контент), раскрывая логику их создания и распространения. Методологическая рамка сочетает дискурс-анализ, лингвосемиотический подход и изучение платформенных ограничений. Результаты выявляют устойчивые паттерны трансформации мемов под влиянием цифровой среды, включая переход к коротким видеоформатам и рост профессионального производства, демонстрируют, как семантика мемов отражает смену поколенческих ценностей. Показана роль «Телеграма» в профессионализации мемов с помощью собственных инструментов создания. Исследование вносит вклад в понимание медиавирулентности и культурной рефлексии в цифровую эпоху, подчеркивая роль мемов как маркеров социокультурных изменений.

Об авторах

Наталья Ивановна Клушина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: nklushina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4666-5433
SPIN-код: 2347-3040

доктор филологических наук, профессор кафедры стилистики русского языка, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Аида Амановна Сыздыкова

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Email: aidaamanqyzy@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-8818-744X
SPIN-код: 8499-6281

докторант кафедры телерадио и связей с общественностью, факультет журналистики и социальных наук

Казахстан, 010008, Астана, ул. янушкевича, д. 6

Тхи Тхуи Зунг Чан

Российский университет дружбы народов

Email: ladylun93@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6763-7503
SPIN-код: 1905-5557

преподаватель-исследователь кафедры массовых коммуникаций, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Мария Александровна Васильченко

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Email: maria.a.vasilchenko@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6656-8577
SPIN-код: 6381-0736

кандидат филологических наук, преподаватель кафедры стилистики русского языка, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1; Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6

Список литературы

  1. Babikova, M.R. (2021). Internet-Meme as a Soft-Power Tool: Technologies of World Modeling of the Modern Youth. Political Linguistics, 89(5), 116–121. (In Russ.) https://doi.org/ 10.26170/1999-2629_2021_05_13
  2. Budovskaya, Yu.V. (2013). Memetic approach to studying the principles of information dissemination in social networks and social media [Doctoral Dissertation]. Moscow. (In Russ.)
  3. Dawkins, R. (1976). The Selfish Gene. Oxford University Press.
  4. Fetisova, T.A. (2019). Comics – a generation of American mass culture. Analytical review. Vestnik kulturologii, 90(3), 174–192. (In Russ.)
  5. Gavrilov, V.V. (2020). On the Conceptual Basis of Internet Memes. Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical University, 47(3), 127–131. (In Russ.)
  6. Gorbatov, D.S., & Baichik, A.V. Socio-psychological conceptualization of the phenomenon of Internet memes. Voprosy Psychologii, 67(1), 82–91. (In Russ.)
  7. Gromovaya, M.I. (2015). The Internet meme as a linguoculturem of modern philological analysis. Mova, (23), 27–31. (In Russ.)
  8. Izgarsheva, A.V. Linguistic interpretation of the Internet meme [Doctoral Dissertation]. Mytishchi. (In Russ.)
  9. Kanashina, S.V. (2019). Internet Meme as a Media Text. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 19(1), 107–112. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-1-107-112 (In Russ.)
  10. Klushina, N.I. (2020). Multimedia Language Code and its Role in Political Linguistics. Political Linguistics, 84(6), 19–25. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/pl20-06-02
  11. Klushina, N.I., & Nikolaeva, N.A. (2020). Introduction to Internet Stylistics. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
  12. Kvyat, A.G. (2013). Media Meme as a Tool of Political PR: A Cognitive Approach, Mediascope. (In Russ.) https://mediascope.ru/node/1254
  13. Lysenko, E.N. (2017). Internet memes in youth communication. Bulletin of Saint Petersburg University. Sociology, (4), 410–424. (In Russ.) https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2017.403
  14. Mangeleevskaya, E.V. (2017). Pragmatic peculiarities of the speech of comic actors performing in the genre ‘stand-up’ (by the material of the English language). Philology. Theory & Practice, 76(10-2), 107–111. (In Russ.)
  15. Polyakov, M.L. (2022). Battle of Censors: Confrontation of States and Digital Platforms. Mass Media in a Multipolar World: Problems and Prospects: Proceedings of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference (pp. 21–24). Moscow: RUDN. (In Russ.)
  16. Polyakov, E.M. (2010). Memetics: Science or Paradigm? Bulletin of the Voronezh State University. Series: Philosophy, 4(2), 160–165. (In Russ.)
  17. Rebrina, L.N. (2022). Internet Memes of 2019–2021 as Current Phenomenon of Internet Communication: Meanings of Unity and Disunity. Nauchnyi dialog, 11(6), 235–267. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-6-235-268
  18. Rushkoff, D. (1994). Media Virus! Ballantine Books.
  19. Shchurina, Yu.V. (2014). Internet memes: the problem of typology. Cherepovets State University Bulletin, 59(6), 85–89. (In Russ.)
  20. Shomova, S. (2018). Memes as they are. Moscow: Aspect Press Publ. (In Russ.)
  21. Tameryan, T.Yu., Zheltukhina, M.R., Slyshkin, G.G., Abakumova, O.B., Volskaya, N.N., & Nikolaeva, A.V. (2018). Metaphor in political media discourse: mental political leader portrait. Online Journal of Communication and Media Technologies, 8(4), 377–384. https://doi.org/10.12973/ojcmt/3958
  22. Tsatsenko, L.V., & Saviсhenko, D.L. (2015). Memes as a form of illustration in science and education. Scientific Journal of KubSAU, (114), 582–591. (In Russ.)
  23. Volkova, I.I. (2013). Four pillars of gamification. Middle East Journal of Scientific Research, 13(Splissue), 149–152.
  24. Volkova, I.I. (2013). Generational specifics of perception of game media content. Modern problems of science and education, (6), 775. (In Russ.)
  25. Voloshin, V.V. (2023). Meme and Memetics: Epistemological Perspective. Bulletin of Tula State University. Humanities, (1), 224–237. (In Russ.)
  26. Volovinskaya, M.V., & Zvereva, E.V. (2021). Mashup compilation as a form of dialogue with classics (Pride and Prejudice by J. Austen and Pride and Prejudice and Zombies by S. Graham-Smith). Philological Aspect, (8), 101–106. (In Russ.)
  27. Zarifian, M., Volkova, I., & Lazutova, N. (2022). The evolution of cartoons throughout the history of mass communication. International Journal of Media and Information Literacy, 7(2), 629–638. https://doi.org/10.13187/ijmil.2022.2.629

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».