Социокультурная и историко-политическая тематика в романе В. Набокова «Камера обскура»
- Авторы: Мастепак Т.Г.1, Полева Е.А.1
-
Учреждения:
- Томский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 20-30
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journal-vniispk.ru/2312-9220/article/view/319143
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2025-30-1-20-30
- EDN: https://elibrary.ru/TJOWHE
- ID: 319143
Цитировать
Аннотация
Несмотря на то что В. Набоков уделял внимание социальным и социокультурным характеристикам пространства и персонажей, существенная часть информации о периоде их становления дается ретроспективно, выходит за границы сюжетных действий. Это свидетельствует, с одной стороны, о смещении социокультурной и политической проблематики на периферию образной и мотивно-тематической структуры романа, а с другой – что Набоков имплицитно проявляет интерес к этой области, создавая неакцентированный в повествовании, но емкий образ немецкого общества 1920-х годов. В процессе анализа раскрыты приемы описания социокультурных локаций города и эпизодических внесюжетных персонажей (обезличивание, неупоминание, противопоставление и др.); собирательный образ разных социальных слоев немецкого общества, а также взгляды В. Набокова на современные ему исторические и социокультурные процессы, протекающие в Европе. Писатель выражает негативное и ироничное отношение к пролетариату: его представители демонстрируют захватническую стратегию поведения для удовлетворения физиологических и социально-бытовых, а не духовных потребностей, характеризуются отсутствием нравственности и эрудиции. Набоков также констатирует агрессивное замещение элитарного искусства массовым, что приводит к интеллектуальной деградации общества. Заигрывание со вкусами масс и ценностный релятивизм приводят представителей бюргерской интеллигенции, воплощенной в образе Бруно Кречмара, к неспособности противостоять экспансии социальных низов как в культурной, так и в социальной сферах жизни.
Об авторах
Татьяна Геннадьевна Мастепак
Томский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tanjamastepak@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-1464-6645
SPIN-код: 3751-4210
преподаватель кафедры русской литературы
Российская Федерация, 634061, Томск, ул. Киевская, д. 60Елена Александровна Полева
Томский государственный педагогический университет
Email: polewaea@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-4224-8456
SPIN-код: 2384-2459
доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы
Российская Федерация, 634061, Томск, ул. Киевская, д. 60Список литературы
- Chekalov, D. (2004). From the translator. Nabokov V. From the bottom of the box. Transparentobjects. Moscow: Azbuka Publ. (In Russ.)
- Eliseev, N. (2007). Memory, speak. Session: journal. (In Russ.) http://seance.ru/blog/hitch_and_nabokov
- Krivolutskaya, T.S. (2008). Urban text of V. Nabokov’s Russian novels of the 1920–1930s [Unpublished doctoral dissertation]. Moscow. (In Russ.)
- Morev, D.A. (2008). Berlin as a text in the metaroman by V.V. Nabokov and E.M. Remarque [Doctoral dissertation]. Moscow. (In Russ.)
- Nabokov, V.V. (1991). Camera obscura. In V.V. Nabokov, Lolita. Camera obscura (pp. 321–448). Tomsk: TSU Publishing House. (In Russ.)
- Nabokov, V. (2010). Lectures on Russian literature (S. Antonov, E. Golysheva, G. Dashevsky, etc, Trans.). Saint Petersburg: Publishing Group ABC Classics. (In Russ.)
- Nakaryakova, A.A. (2015). The work of Vladimir Nabokov: a political aspect. Political Linguistics, (1), 193–200. (In Russ.)
- Pitzer, A. (2016). The Secret history of Vladimir Nabokov (E. Gorbatenko, Trans.). Мoscow: Sinbad. (In Russ.)
- Poleva, E.A. (2005). The theme of art in V. Nabokov’s novel Camera Obscura. Russian literature in the modern cultural space (pp. 107–113). Tomsk: Publishing House of TSPU. (In Russ.)
- Thomas, W. (2004). Nabokov in Berlin. Мoscow: Agraf Publ. (In Russ.)
- Willis, O. (2008). Nabokov’s Urban Landscape and the “Berlin Text” of German literature and Art. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, (3), 31–36. (In Russ.)
- Willis, O. (2008). Principles of organization and functions of urban space in the early prose of V.V. Nabokov of the Berlin period. Bulletin of the Moscow University, Series 9, Philology, (3), 62–68. (In Russ.)
- Zlochevskaya, A.V. (2024). A three-dimensional model of the world in V. Nabokov’s novel Camera Obscura. Russian Literature, (1). (In Russ.) https://www.philol.msu.ru/~modern/index.php?page=1218
Дополнительные файлы
