ПРИОРИТЕТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ВРАЧА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЖИЗНИ И РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
- Авторы: Милехин С.М.1, Дербенев Д.П.1, Орлов Д.А.2
-
Учреждения:
- Тверской государственный медицинский университет
- Конаковская центральная районная больница
- Выпуск: Том 23, № 1 (2019)
- Страницы: 115-127
- Раздел: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0245/article/view/345313
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0245-2019-23-1-115-127
- ID: 345313
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель. Целью исследования явилось изучение приоритетной направленности личности молодого врача на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач. Методика. Приоритетная направленность личности на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач в качестве составляющей профессиональной социализации молодых врачей определялась нами при помощи психодиагностической методики «Мотивации в профессиональной деятельности», разработанной Б. Бассом. Данная методика позволяет построить личностный профиль обследуемого, опирающийся на три шкалы, характеризующие уровень направленности личности: на «дело», на «себя» и на «общение». К числу молодых врачей с приоритетной направленностью личности на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач были отнесены обследованные, в личностном профиле которых уровень направленности «на дело» был самым высоким и при этом превосходил уровень наибольшей из двух оставшихся направленностей не менее, чем на 10%. Процентное соотношение лиц с приоритетной направленностью личности на «дело» составило 35,0%, лиц с приоритетной направленностью на «себя» - 41,0%, на «общение» - 24,0%. Объектом исследования являлись 600 молодых врачей Тверской области в возрасте до 35 лет со стажем работы по специальности от 1 года. Всего было проанализировано влияние 141 фактора путем сопоставления распределения по их градациям в основной и контрольной группах. Достоверность различий между распределениями оценивалась путем расчета и верификации χ2. Наличие достоверного χ2 (p < 0,05) позволяло считать влияние соответствующего фактора статистически достоверным. Для оценки силы влияния факторов применялся коэффициент взаимной сопряженности Чупрова (К). Результаты. Формированию направленности личности на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач по градациям репрезентативных факторов условий и образа жизни способствует: высокий уровень здоровья и активное стремление к здоровому образу жизни; относительно низкий уровень потребления спиртных напитков; относительно высокий уровень оплаты труда; наличие официальных документов морального стимулирования (почетных грамот и благодарностей); факт работы в период обучения в медицинском ВУЗе; относительно благополучные семейным отношениям (уровень оценен как отличный, хороший); относительно высокий уровень взаимоотношений с коллегами (оценен как отличный, хороший). Данная приоритетная направленность личности также является результатом относительно высокой значимости для них в качестве факторов, мотивирующих к труду: гибкий рабочий график; количество достаточной информации о том, что происходит в медицинском учреждении; сложная и трудная работа. Приоритетная направленность личности на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач молодых врачей в медицинской организации обуславливается доминированием такой терминальной ценности, как «физическое и психическое здоровье». Заключение. Сделан вывод, что большее значение для ее формирования имеют факторы условий и образа жизни молодых врачей.
Об авторах
С. М. Милехин
Тверской государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: serzh.milekhin@yandex.ru
SPIN-код: 6895-8703
Тверь, Россия
Д. П. Дербенев
Тверской государственный медицинский университет
Email: serzh.milekhin@yandex.ru
Тверь, Россия
Д. А. Орлов
Конаковская центральная районная больница
Email: serzh.milekhin@yandex.ru
Россия
Список литературы
- Moskalenko VF, Svintsitsky AS, Tsehmister YV. The Role of principles of medical ethics in the formation of a young doctor as a person. Electronic scientific and educational Bulletin Health and education in the XXI century. 2010; 12(8):410-412. (In Russ).
- Starodubov VI. Health of the nation and health care system of the Russian Federation. Standard of living of the population of regions of Russia. 2005; (11):65-68. (In Russ).
- Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 “On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024” [ Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 “O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda”]. http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027. (In Russ.).
- Parle JV., Ross N.M., Doe W.F. The medical care practioner: developing a physician assistant equivalent for the United Kingdom. Medical Journal of Australia. 2017, 185(1):13-17.
- Wrede S. Educatin generalists: flexibility and identity in auxiliary nursing in Finland. In: Kuhlmann E, Saks M. Rethinking governance, remaking professions: international directions in health care. Bristol, Policy Press, 2018:127-140.
- Tackling health inequities: from concepts to practice. The experience of Västra Götaland - WHO Regional 15. Chirikova A.E. Doctors as a professional group: reproduction and maintenance of medical professionalism. Journal of social policy research. 2013; 11(3): 307-320. (In Russ).
- Ladd J. Philosophy and the Moral Professions. Swazey J.P., Scher S.R., editors. Social Controls and the Medical Profession. Boston, Massachusetts: Oelgeschlager, 1985. P. 37-52.
- Pryazhnikov N.S. Professional and personal self-determination. Moscow: Academia, 2007. (In Russ).
- Shorokhova E.V., editor. Psychology of personality and lifestyle. Moscow: Nauka, 1987. (In Russ).
- Ermolaeva Y.N. Professional socialization of young medical workers. Fundamental research. 2014;(5):37-41. (In Russ).
- Karelin A.A. Great encyclopedia of psychological tests. Moscow: Ehsmo; 2007. (In Russ)
- Office for Europe. Copenhagen, 2014. 36 p. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/ 256783/Tackling-health-inequities-from-concepts-to-practice-The-experience-of-Vastra-Gotaland.pdf
- Strengthening people-centred health services delivery in the WHO European Region: concept note - WHO Regional Office for Europe. Copenhagen, 2014. URL: http://www.euro.who.int.Strengthening-people-centred-health-services-delivery-in-the-WHO-European-Region-concept-note.pdf.
- Niemi P. Medical students’ professional identity: selfreflection during the preclinical years. Medical Education 2017; 31(2):408-415.
- Borgstrom E, Cohn S, Barclay S. Medical Professionalism: Conflicting Values for Tomorrow’s Doctors. Intern Med. 2018; 22(1): 1330-1336.
- Mann KV. Theoretical perspectives in medical education: past experience and future possibilities. Med Educ. 2017; 45(1): 60-68.
- Apker J., & Eggly S. Communicating Professional Identity in Medical Socialization: Considering the Ideological Discourse of Morning Report. Qualitative Health Research 2016 (14): 411-429.
- Starodubov V.I., Mikhaylova Y.V., Leonov S.A. Personnel resources of health care of the Russian Federation: state, problems and main trends of development. Social aspects of public health. 2010; (13): 2. (In Russ).
- Il'in E.P. Motivation and motives. Saint-Petersburg: PITER, 2012 (In Russ).
- Barron F.B., Harrington D.M. Creativity, intelligence, and personality. Annual Review of Psychology. 1981; (32): 439-476.
Дополнительные файлы

