Гуманитарная политика Испании в Латинской Америке: особенности и приоритеты
- Авторы: Борзова А.Ю.1, Волосюк О.В.2, Николашвили Н.Д.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 22, № 3 (2022): Латиноамериканский дискурс идентичности и новая региональная интеграционная повестка
- Страницы: 586-599
- Раздел: ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320532
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2022-22-3-586-599
- ID: 320532
Цитировать
Аннотация
Рассматривается становление и формирование гуманитарной политики Испании, эволюция концепции «испанизма» в отношении Латинской Америки, когда Испания наряду с расширением инвестиционного и экономического сотрудничества наращивала образовательное, научное, культурное взаимодействие, основанное на общем историческом прошлом, и стала позиционировать себя как «мост» между ЕС и этим регионом. Использован комплексный подход, основанный на применении положений теории конструктивизма, где основой для сближения государств служат «исторические и культурные парадигмы», нормы и верования, а не только экономическая мощь государства. Важное место занимает проблемно-хронологический метод, позволяющий проследить особенности и приоритеты гуманитарной политики страны начиная со второй половины 2010-х гг., которые в результате свелись к доминированию образовательного и научного фактора в публичной дипломатии Испании в отношении Латинской Америки. Испанское государство достигло значительных результатов в совершенствовании системы высшего образования, сделав его привлекательным для иностранных студентов. Деятельность государственных и частных структур (МИД, АЕСИД, Фонд «Каролина», «Каса Америка») направлена не только на формирование позитивного образа Испании (Программа «Испания Глобал»), но и на создание единого иберо-американского научного и образовательного пространства. В Иберо-американском сообществе наций (ИСН), которое объединило страны по признаку языка и культуры, важное место отводится проблемам молодежи, связанным с доступностью качественного образования и занятостью, а также вопросам цифровизации, модернизации экономики, возобновляемых источников энергии. В рамках ИСН работает Группа Тордесильяс, Ассоциация иберо-американских университетов, Группа Ла Рабида и т. д., в задачи которых входит реализация «Целей 2021» в сфере образования. Использование профессиональных исследовательских сетей, внедрение новых навыков и компетенций для студентов и преподавателей, создание Иберо-американского института образования и производительности (IIEYP) для изучения взаимосвязи между образованием и экономическим ростом стали реальной основой для упрочения единого иберо-американского образовательного и научного пространства как основного приоритета в современной гуманитарной политике Испании.
Ключевые слова
Об авторах
Алла Юрьевна Борзова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: borzova-ayu@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-9886-7977
доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияОльга Виленовна Волосюк
Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики»
Email: ovolosiuk@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-3115-6978
доктор исторических наук, профессор, руководитель департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики
Москва, Российская ФедерацияНино Дмитриевна Николашвили
Российский университет дружбы народов
Email: n.i.n.o31297@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2745-3918
аспирант кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Atienza, J., & Macías, I. (2020). Cooperación española 2019-2020: en transición hacia la refundación en La Realidad de la Ayuda 2020. In F. Cortada (Éd.), Una refundación inaplazable para el mundo post COVID-19. Barselona: Oxfam. Retrieved from http://realidadayuda.org/Informe_RDA_2020_04.pdf
- Basco, A., de Azevedo, B., Harraca, M., & Kersner, S. (2020). América Latina en movimiento: Competencias y habilidades en la Cuarta Revolución Industrial. Nota Tecnica, (8), 80-164. http://dx.doi.org/10.18235/0002132
- Borzova, A. Yu., & Nikolashvili, N. D. (2020). “Marca España”: Development of Spanish government policy on the implementation of ‘soft power’. RSUH/RGGU Bulletin “Political Science. History. International Relations” Series, (2), 77-93. (In Russian). https://doi.org/10.28995/2073-6339-2020-2-77-93
- Delgado Gómez-Escalonilla, L. (1988). Diplomacia franquista y política cultural hacia Iberoamérica, 1939-1953. Madrid: CSIC.
- Dutrénit, G., Aguirre-Bastos, C., Puchet, M., & Salazar, M. (2021). Latin America. In S. Schneegans, T. Straza & J. Lewis (Eds.), UNESCO Science Report: The race against time for smarter development (pp. 200-234). Paris: UNESCO Publ. Retrieved from https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377462/PDF/377462eng.pdf.multi
- Ermolyeva, E. G. (2014). Education in Latin America: Adapting to the challenges of the times. Moscow: ILA RAN publ. (In Russian).
- Filatov, G. A. (2014). The “Doctrine of the Hispanidad” and its role in the relationship between Franco’s Spain and Latin America in the 1940s. Modern and Contemporary History, (5), 63-71. (In Russian).
- Keohane, O. R. (2005). After hegemony. Cooperation and discord in the world political economy. New Jersey: Princeton University Press.
- Kharitonova, E. M., & Prokhorenko, I. L. (2018). The former empires soft power: Comparing experience of the United Kingdom and Spain. World Eсonomy and International Relations, 62(3), 39-49. (In Russian). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-3-39-49
- Khimich, G. A., & Terentieva, E. D. (2018). The role of humanitarian cooperation in contemporary foreign policy of Spain. Vestnik RUDN. International Relations, 18(1), 197-207. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-1-197-207
- Kuleshova, V. V. (1979). The problem of Spain in the polemical journalism of Ramiro de Maestu in 1896-1936. In S. P. Pozharskaya (Ed.), Problems of Spanish history (pp. 106-134). Moscow: Nauka publ. (In Russian)
- Lobanova, D. A. (2019). Public diplomacy of Spain in Latin America: Principles and institutions. Latinskaya Amerika, (1), 5-11. (In Russian). https://doi.org/10.31857/S0044748X0003504-3
- Merchán Iglesias, F. J. (2021). La política educativa de la democracia en España (1978-2019): Escolarización, conflicto Iglesia-Estado y calidad de la educación. Archivos Analíticos de Políticas Educativas, 29(61), 1-15. https://doi.org/10.14507/epaa.29.5736
- Morales San-Juan, J. C. (2017). Los centros de pensamiento y su influencia en la política exterior y de seguridad [tesis doctoral]. Madrid: EIDUNED. Retrieved from http://e-spacio.uned.es/fez/eserv/tesisuned:ED-Pg-SegInt-Jcmorales/MORALES_SAN_JUAN_JuanCarlos_Tesis.pdf
- Noya, J. (2005). El poder simbólico de las naciones. Documento de trabajo, (35), 1-16. Madrid: Real Instituto Elcano. Retrieved from https://core.ac.uk/download/pdf/42965614.pdf
- Pavlenko, O. V. (2015). Constructivist approach to the international relations study: Possibilities and limits. RSUH/RGGU Bulletin “Political Science. History. International Relations. Area Studies. Oriental Studies” Series, (6), 53-68. (In Russian). Pereira, J. C. (2003). La política exterior de España (1800-2003): Historia, condicionantes y escenarios. Barcelona: Ariel.
- Santa María, H., Ostos, F., Romero, S., & Ventosilla, D. (2021). Política educativa en América Latina. Revista Innova Educacion, 3(2), 321-334.
- Treviño, L. (1985). La política exterior del gobierno socialista hacia Latinoamérica. Revista de Estudios Internacionales, 6(1), 111-124.
- Wendt, A. (1999). Social theory of international politics. Cambridge: Cambridge University Press.
- Yakovlev, P. P. (2016). Ibero-American Community of Nations in the emerging world order (towards the 25 anniversary of the ICN). Latinskaya Amerika, (8), 43-57. (In Russian).
Дополнительные файлы

