Гуманитарная политика Испании в Латинской Америке: особенности и приоритеты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается становление и формирование гуманитарной политики Испании, эволюция концепции «испанизма» в отношении Латинской Америки, когда Испания наряду с расширением инвестиционного и экономического сотрудничества наращивала образовательное, научное, культурное взаимодействие, основанное на общем историческом прошлом, и стала позиционировать себя как «мост» между ЕС и этим регионом. Использован комплексный подход, основанный на применении положений теории конструктивизма, где основой для сближения государств служат «исторические и культурные парадигмы», нормы и верования, а не только экономическая мощь государства. Важное место занимает проблемно-хронологический метод, позволяющий проследить особенности и приоритеты гуманитарной политики страны начиная со второй половины 2010-х гг., которые в результате свелись к доминированию образовательного и научного фактора в публичной дипломатии Испании в отношении Латинской Америки. Испанское государство достигло значительных результатов в совершенствовании системы высшего образования, сделав его привлекательным для иностранных студентов. Деятельность государственных и частных структур (МИД, АЕСИД, Фонд «Каролина», «Каса Америка») направлена не только на формирование позитивного образа Испании (Программа «Испания Глобал»), но и на создание единого иберо-американского научного и образовательного пространства. В Иберо-американском сообществе наций (ИСН), которое объединило страны по признаку языка и культуры, важное место отводится проблемам молодежи, связанным с доступностью качественного образования и занятостью, а также вопросам цифровизации, модернизации экономики, возобновляемых источников энергии. В рамках ИСН работает Группа Тордесильяс, Ассоциация иберо-американских университетов, Группа Ла Рабида и т. д., в задачи которых входит реализация «Целей 2021» в сфере образования. Использование профессиональных исследовательских сетей, внедрение новых навыков и компетенций для студентов и преподавателей, создание Иберо-американского института образования и производительности (IIEYP) для изучения взаимосвязи между образованием и экономическим ростом стали реальной основой для упрочения единого иберо-американского образовательного и научного пространства как основного приоритета в современной гуманитарной политике Испании.

Об авторах

Алла Юрьевна Борзова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: borzova-ayu@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-9886-7977

доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Ольга Виленовна Волосюк

Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики»

Email: ovolosiuk@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-3115-6978

доктор исторических наук, профессор, руководитель департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики

Москва, Российская Федерация

Нино Дмитриевна Николашвили

Российский университет дружбы народов

Email: n.i.n.o31297@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2745-3918

аспирант кафедры теории и истории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Atienza, J., & Macías, I. (2020). Cooperación española 2019-2020: en transición hacia la refundación en La Realidad de la Ayuda 2020. In F. Cortada (Éd.), Una refundación inaplazable para el mundo post COVID-19. Barselona: Oxfam. Retrieved from http://realidadayuda.org/Informe_RDA_2020_04.pdf
  2. Basco, A., de Azevedo, B., Harraca, M., & Kersner, S. (2020). América Latina en movimiento: Competencias y habilidades en la Cuarta Revolución Industrial. Nota Tecnica, (8), 80-164. http://dx.doi.org/10.18235/0002132
  3. Borzova, A. Yu., & Nikolashvili, N. D. (2020). “Marca España”: Development of Spanish government policy on the implementation of ‘soft power’. RSUH/RGGU Bulletin “Political Science. History. International Relations” Series, (2), 77-93. (In Russian). https://doi.org/10.28995/2073-6339-2020-2-77-93
  4. Delgado Gómez-Escalonilla, L. (1988). Diplomacia franquista y política cultural hacia Iberoamérica, 1939-1953. Madrid: CSIC.
  5. Dutrénit, G., Aguirre-Bastos, C., Puchet, M., & Salazar, M. (2021). Latin America. In S. Schneegans, T. Straza & J. Lewis (Eds.), UNESCO Science Report: The race against time for smarter development (pp. 200-234). Paris: UNESCO Publ. Retrieved from https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000377462/PDF/377462eng.pdf.multi
  6. Ermolyeva, E. G. (2014). Education in Latin America: Adapting to the challenges of the times. Moscow: ILA RAN publ. (In Russian).
  7. Filatov, G. A. (2014). The “Doctrine of the Hispanidad” and its role in the relationship between Franco’s Spain and Latin America in the 1940s. Modern and Contemporary History, (5), 63-71. (In Russian).
  8. Keohane, O. R. (2005). After hegemony. Cooperation and discord in the world political economy. New Jersey: Princeton University Press.
  9. Kharitonova, E. M., & Prokhorenko, I. L. (2018). The former empires soft power: Comparing experience of the United Kingdom and Spain. World Eсonomy and International Relations, 62(3), 39-49. (In Russian). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-3-39-49
  10. Khimich, G. A., & Terentieva, E. D. (2018). The role of humanitarian cooperation in contemporary foreign policy of Spain. Vestnik RUDN. International Relations, 18(1), 197-207. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-1-197-207
  11. Kuleshova, V. V. (1979). The problem of Spain in the polemical journalism of Ramiro de Maestu in 1896-1936. In S. P. Pozharskaya (Ed.), Problems of Spanish history (pp. 106-134). Moscow: Nauka publ. (In Russian)
  12. Lobanova, D. A. (2019). Public diplomacy of Spain in Latin America: Principles and institutions. Latinskaya Amerika, (1), 5-11. (In Russian). https://doi.org/10.31857/S0044748X0003504-3
  13. Merchán Iglesias, F. J. (2021). La política educativa de la democracia en España (1978-2019): Escolarización, conflicto Iglesia-Estado y calidad de la educación. Archivos Analíticos de Políticas Educativas, 29(61), 1-15. https://doi.org/10.14507/epaa.29.5736
  14. Morales San-Juan, J. C. (2017). Los centros de pensamiento y su influencia en la política exterior y de seguridad [tesis doctoral]. Madrid: EIDUNED. Retrieved from http://e-spacio.uned.es/fez/eserv/tesisuned:ED-Pg-SegInt-Jcmorales/MORALES_SAN_JUAN_JuanCarlos_Tesis.pdf
  15. Noya, J. (2005). El poder simbólico de las naciones. Documento de trabajo, (35), 1-16. Madrid: Real Instituto Elcano. Retrieved from https://core.ac.uk/download/pdf/42965614.pdf
  16. Pavlenko, O. V. (2015). Constructivist approach to the international relations study: Possibilities and limits. RSUH/RGGU Bulletin “Political Science. History. International Relations. Area Studies. Oriental Studies” Series, (6), 53-68. (In Russian). Pereira, J. C. (2003). La política exterior de España (1800-2003): Historia, condicionantes y escenarios. Barcelona: Ariel.
  17. Santa María, H., Ostos, F., Romero, S., & Ventosilla, D. (2021). Política educativa en América Latina. Revista Innova Educacion, 3(2), 321-334.
  18. Treviño, L. (1985). La política exterior del gobierno socialista hacia Latinoamérica. Revista de Estudios Internacionales, 6(1), 111-124.
  19. Wendt, A. (1999). Social theory of international politics. Cambridge: Cambridge University Press.
  20. Yakovlev, P. P. (2016). Ibero-American Community of Nations in the emerging world order (towards the 25 anniversary of the ICN). Latinskaya Amerika, (8), 43-57. (In Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».