Специфика афганской идентичности в условиях глобализации
- Авторы: Мачитидзе Г.Г.1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений МИД России
- Выпуск: Том 24, № 4 (2024): Сохранение идентичности в глобальном мире
- Страницы: 508-519
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320663
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-4-508-519
- EDN: https://elibrary.ru/LSYOBP
- ID: 320663
Цитировать
Аннотация
Анализируется проблема идентификационного выбора мусульманской страны в условиях глобализации на примере Афганистана. Попытки Запада на протяжении почти 20 лет приобщить афганское общество к либерально-демократическим ценностям окончились провалом. Автор обращает внимание на то, что в афганском обществе сохранялась настороженность по отношению к элементам глобализации из-за боязни утратить свою культурно-религиозную самобытность. Установив теократический режим, талибы (запрещены в РФ) приступили к перестройке принципов афганского национализма в соответствии с исламским национализмом. Идея ислама как государственной идентичности подразумевает, что ислам как всеобъемлющая идентичность способен нейтрализовать этнические различия в обществе. Осуществляя шаги для обновления идеологической надстройки афганского государства, талибы (запрещены в РФ) выдвигают новую концепцию под названием «талибанизм». Анализируются особенности и причины отхода руководства Исламского Эмирата Афганистан от традиционного деобандизма и переход к более приемлемой комбинации религиозно-пуританских убеждений, адаптированных к строгим предписаниям исламского права. Сделан вывод, что «талибанизм» отвергает все формы республиканского правления и проводит четкое различие между исламскими законами и законами, созданными человеком, считая последние безнравственными. Показан главный тренд внутренней политики Кабула, направленный на реисламизацию недостаточно исламизированного афганского общества на добровольной или принудительной основе. Концепция предусматривает навязывание афганскому обществу единой исламской идентичности, которая сопровождается нарушением прав женщин в сфере трудоустройства и образования. Обоснованием политики талибов (запрещены в РФ) служит убеждение в том, что афганское общество деградирует изнутри и подвержено процессу внешнего разрушения, который следует остановить. Отмечается влияние на изменение взглядов лидеров движения «Талибан» (признано террористическим и запрещено в РФ) их длительного общения с представителями «Аль-Каиды» (признана террористической и запрещена в РФ) и других джихадистских организаций. По результатам исследования установлено, что идеология талибов (запрещены в РФ) приобрела некоторое сходство с салафизмом и что власти стараются изолировать афганский народ от процессов глобализации, будучи готовыми защищать исламские ценности от западной цивилизации любыми способами.
Ключевые слова
Об авторах
Георгий Григорьевич Мачитидзе
Московский государственный институт международных отношений МИД России
Автор, ответственный за переписку.
Email: mggkabul@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2402-1909
SPIN-код: 5094-7995
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института международных исследований
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Baranovsky, V. G., & Naumkin, V. V. (2018). The Middle East in the changing global context: The key trends of centennial development. World Economy and International Relations, 62(3), 5-19. (In Russian). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-3-5-19; EDN: YTHIDG
- Chang, L., Pengtao, G., & Xiyao, Z. (2022). Power hedging and faith fetters: The factors of tribe and religion in Afghanistan’s state building. Frontiers in Political Science, (4), 1-11. https://doi.org/10.3389/fpos.2022.976833
- Flier, A. Ya. (2010). The future is not a subject for return (on the prospects for development of traditional cultures). Kul’turologicheskii Zhurnal, (1), 1-8. (In Russian). EDN: OWPNYB
- Gerasimova, I. A., Ivakhnov, V. Yu. (2017). The problem of preservation of cultural identity in conditions of globalization. Service Plus, 11(2), 66-76. (In Russian). https://doi.org/10.22412/1993-7768-11-2-9; EDN: YRCEOX
- Goldstein, W. S. (2010). Secularization and the Iranian revolution. Centre for Sociological Studies, (3), 50-67.
- Knyazev, A. A. (2021). Regarding the issue of history of the Afghan Taliban movement (the middle and second half of the 1990s). Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities, 21(4), 13-21. (In Russian). EDN: QGEZGR
- Korgun, V. G. (2004). History of Afghanistan. 20th century. Moscow: IV RAN publ. (In Russian). EDN: QOVWLZ
- Kutyrеv, V. A. (2009). Clash of cultures with civilization as the cause and ground of international terrorism. Vek Globalizatsii, (2), 92-102. (In Russian). EDN: MTXRHL
- Long, D. (2022). Ideological transition of the Afghan Taliban. Contemporary International Relations, 32(2), 39-61.
- Machitidze, G. G. (2020). Strategy in Afghanistan: Artifact of President D. Trump. Russia and the Contemporary World, (1), 119-138. (In Russian). https://doi.org/10.31249/rsm/2020.01.07; EDN: PLZRUJ
- Malygina, I. V. (2021). Cultural identities in a post-global world. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, (13), 348-361. (In Russian). https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_13_855_348; EDN: LOQOWW
- Mendel, J. (2010). Afghanistan, networks and connectivity. Geopolitics, 15(4), 726-751. https://doi.org/10.1080/14650041003718333
- Mosyakov, D. V., Shpakovskaya, M. A., Ponka, T. I., & Danilov, V. A. (2024). Pivot to the East as a factor in strengthening Russian influence in Asia. Vestnik RUDN. International Relations, 24(2), 181-191. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-2-181-191; EDN: VKTZMO
- Naumkin, V. V. (2014). On the civilizational identification and the crisis of the nation states. Vostok. Afro-Aziatskie Obshchestva: Istoriia i Sovremennost, (4), 5-20. (In Russian). EDN: SJSWMF
- Naumkin, V. V. (2020). Non-West model: Does the civilization-state exist? Polis. Political Studies, (4), 78-93. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.06; EDN: TPQYUS
- Novikova, O. N. (2023). Afghanistan: From “democratic authoritarianism” to authoritarianism per se. Current Problems of Europe, (1), 223-243. (In Russian). https://doi.org/10.31249/ape/2023.01.10; EDN: OOXJTZ
- Sazhin, V. I. (2006). Features of Afghan democracy. In M. R. Arunova (Ed.), Afghanistan, Iran, Pakistan: Time of elections and changes (pp. 50-57). Moscow: Institut vostokovedeniya RAN publ. EDN: QPCCQX
- Sikoev, R. R. (2002). Taliban (religious-political portrait). Moscow: IV RAN publ. (In Russian).
- Taj, F. (2022). Clash of identities: Ontological (in)securities of Afghanistan and Pakistan, and the repercussions. Policy Perspectives, 19(2), 1-20. https://doi.org/10.13169/polipers.19.2.ra1
- Tetushkina, S. A. (2010). Westernization as a socio-cultural phenomenon. Sotsial’no-Gumanitarnye Znaniya, (1), 350-356. (In Russian). EDN: LAFVFH
- Zhuckova, N. G. (2006). Globalization and the perpetuation of national identity. Filosofiya i Obshchestvo, (2), 146-153. (In Russian). EDN: QOYRXF
Дополнительные файлы

