Специфика афганской идентичности в условиях глобализации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируется проблема идентификационного выбора мусульманской страны в условиях глобализации на примере Афганистана. Попытки Запада на протяжении почти 20 лет приобщить афганское общество к либерально-демократическим ценностям окончились провалом. Автор обращает внимание на то, что в афганском обществе сохранялась настороженность по отношению к элементам глобализации из-за боязни утратить свою культурно-религиозную самобытность. Установив теократический режим, талибы (запрещены в РФ) приступили к перестройке принципов афганского национализма в соответствии с исламским национализмом. Идея ислама как государственной идентичности подразумевает, что ислам как всеобъемлющая идентичность способен нейтрализовать этнические различия в обществе. Осуществляя шаги для обновления идеологической надстройки афганского государства, талибы (запрещены в РФ) выдвигают новую концепцию под названием «талибанизм». Анализируются особенности и причины отхода руководства Исламского Эмирата Афганистан от традиционного деобандизма и переход к более приемлемой комбинации религиозно-пуританских убеждений, адаптированных к строгим предписаниям исламского права. Сделан вывод, что «талибанизм» отвергает все формы республиканского правления и проводит четкое различие между исламскими законами и законами, созданными человеком, считая последние безнравственными. Показан главный тренд внутренней политики Кабула, направленный на реисламизацию недостаточно исламизированного афганского общества на добровольной или принудительной основе. Концепция предусматривает навязывание афганскому обществу единой исламской идентичности, которая сопровождается нарушением прав женщин в сфере трудоустройства и образования. Обоснованием политики талибов (запрещены в РФ) служит убеждение в том, что афганское общество деградирует изнутри и подвержено процессу внешнего разрушения, который следует остановить. Отмечается влияние на изменение взглядов лидеров движения «Талибан» (признано террористическим и запрещено в РФ) их длительного общения с представителями «Аль-Каиды» (признана террористической и запрещена в РФ) и других джихадистских организаций. По результатам исследования установлено, что идеология талибов (запрещены в РФ) приобрела некоторое сходство с салафизмом и что власти стараются изолировать афганский народ от процессов глобализации, будучи готовыми защищать исламские ценности от западной цивилизации любыми способами.

Об авторах

Георгий Григорьевич Мачитидзе

Московский государственный институт международных отношений МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: mggkabul@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2402-1909
SPIN-код: 5094-7995

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института международных исследований

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Baranovsky, V. G., & Naumkin, V. V. (2018). The Middle East in the changing global context: The key trends of centennial development. World Economy and International Relations, 62(3), 5-19. (In Russian). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-3-5-19; EDN: YTHIDG
  2. Chang, L., Pengtao, G., & Xiyao, Z. (2022). Power hedging and faith fetters: The factors of tribe and religion in Afghanistan’s state building. Frontiers in Political Science, (4), 1-11. https://doi.org/10.3389/fpos.2022.976833
  3. Flier, A. Ya. (2010). The future is not a subject for return (on the prospects for development of traditional cultures). Kul’turologicheskii Zhurnal, (1), 1-8. (In Russian). EDN: OWPNYB
  4. Gerasimova, I. A., Ivakhnov, V. Yu. (2017). The problem of preservation of cultural identity in conditions of globalization. Service Plus, 11(2), 66-76. (In Russian). https://doi.org/10.22412/1993-7768-11-2-9; EDN: YRCEOX
  5. Goldstein, W. S. (2010). Secularization and the Iranian revolution. Centre for Sociological Studies, (3), 50-67.
  6. Knyazev, A. A. (2021). Regarding the issue of history of the Afghan Taliban movement (the middle and second half of the 1990s). Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities, 21(4), 13-21. (In Russian). EDN: QGEZGR
  7. Korgun, V. G. (2004). History of Afghanistan. 20th century. Moscow: IV RAN publ. (In Russian). EDN: QOVWLZ
  8. Kutyrеv, V. A. (2009). Clash of cultures with civilization as the cause and ground of international terrorism. Vek Globalizatsii, (2), 92-102. (In Russian). EDN: MTXRHL
  9. Long, D. (2022). Ideological transition of the Afghan Taliban. Contemporary International Relations, 32(2), 39-61.
  10. Machitidze, G. G. (2020). Strategy in Afghanistan: Artifact of President D. Trump. Russia and the Contemporary World, (1), 119-138. (In Russian). https://doi.org/10.31249/rsm/2020.01.07; EDN: PLZRUJ
  11. Malygina, I. V. (2021). Cultural identities in a post-global world. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, (13), 348-361. (In Russian). https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_13_855_348; EDN: LOQOWW
  12. Mendel, J. (2010). Afghanistan, networks and connectivity. Geopolitics, 15(4), 726-751. https://doi.org/10.1080/14650041003718333
  13. Mosyakov, D. V., Shpakovskaya, M. A., Ponka, T. I., & Danilov, V. A. (2024). Pivot to the East as a factor in strengthening Russian influence in Asia. Vestnik RUDN. International Relations, 24(2), 181-191. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-2-181-191; EDN: VKTZMO
  14. Naumkin, V. V. (2014). On the civilizational identification and the crisis of the nation states. Vostok. Afro-Aziatskie Obshchestva: Istoriia i Sovremennost, (4), 5-20. (In Russian). EDN: SJSWMF
  15. Naumkin, V. V. (2020). Non-West model: Does the civilization-state exist? Polis. Political Studies, (4), 78-93. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2020.04.06; EDN: TPQYUS
  16. Novikova, O. N. (2023). Afghanistan: From “democratic authoritarianism” to authoritarianism per se. Current Problems of Europe, (1), 223-243. (In Russian). https://doi.org/10.31249/ape/2023.01.10; EDN: OOXJTZ
  17. Sazhin, V. I. (2006). Features of Afghan democracy. In M. R. Arunova (Ed.), Afghanistan, Iran, Pakistan: Time of elections and changes (pp. 50-57). Moscow: Institut vostokovedeniya RAN publ. EDN: QPCCQX
  18. Sikoev, R. R. (2002). Taliban (religious-political portrait). Moscow: IV RAN publ. (In Russian).
  19. Taj, F. (2022). Clash of identities: Ontological (in)securities of Afghanistan and Pakistan, and the repercussions. Policy Perspectives, 19(2), 1-20. https://doi.org/10.13169/polipers.19.2.ra1
  20. Tetushkina, S. A. (2010). Westernization as a socio-cultural phenomenon. Sotsial’no-Gumanitarnye Znaniya, (1), 350-356. (In Russian). EDN: LAFVFH
  21. Zhuckova, N. G. (2006). Globalization and the perpetuation of national identity. Filosofiya i Obshchestvo, (2), 146-153. (In Russian). EDN: QOYRXF

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».