Внешнеполитический имидж Евразийского экономического союза в СМИ Великобритании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В медиатизированном мире образы и имиджи региональных объединений, находясь под пристальным вниманием международных организаций, СМИ и общественности, порой приобретают большее значение, чем территориальные и сырьевые ресурсы, имеющиеся в распоряжении этих объединений. Негативное отношение к объединению, которое может сформироваться у различных аудиторий в условиях международного информационного противоборства при бездействии или недостаточных действиях со стороны властей, а также недооценка реальных успехов интеграции могут не только служить барьером к увеличению объемов прямых иностранных инвестиций, но и негативно влиять на товарооборот с внешними партнерами, а также привлекательность национальных и общего рынков труда. В этой связи в контексте выстраивания системы взаимодействия с международными партнерами крайне важно установить, какие паттерны и дискурсы в сознании различных национальных аудиторий формируют зарубежные медиа. В период передела сфер влияния и наблюдаемого в настоящее время изменения баланса сил на международной арене особый интерес представляет анализ образа Евразийского экономического союза (ЕАЭС), формируемого средствами массовой информации Великобритании с года подписания договора о Евразийском экономическом союзе до конца 2022 г. В ходе исследования проведен частотный контент-анализ релевантных публикаций британских новостных онлайн-СМИ и анализ эмоциональной тональности данных материалов. Выявлено, что изначально в новостных ресурсах Великобритании сложился негативно окрашенный образ объединения, характеризуемого как собственный проект В.В. Путина по возрождению СССР и противостоянию Европейскому союзу (ЕС), однако уже с 2016 г. начался резкий спад интереса новостных журналистов к данной теме. В связи с обострением политического кризиса в 2022 г. ЕАЭС вернулся в повестку британских СМИ, однако преимущественно в контексте внешней политики России. Это позволяет судить о том, что за 2014-2022 гг. со стороны ЕАЭС не было принято мер, которые бы способствовали формированию его внешнеполитического имиджа, что подчеркивает необходимость подобной работы в текущих условиях.

Об авторах

Ольга Юрьевна Вихрова

МГУ имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: eurasiamsu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9208-906X
SPIN-код: 1713-1204

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики

Москва, Российская Федерация

Ярослава Сергеевна Горлова

МГУ имени М.В. Ломоносова

Email: jaroslava.gorlova@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-9505-7933

аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Bachmann, P., Eisenegger, M., & Ingenhoff, D. (2022). Defining and measuring news media quality: Comparing the content perspective and the audience perspective. The International Journal of Press/Politics, 27(1), 9–37. https://doi.org/10.1177/1940161221999666
  2. Caporaso, J. A. (2005). The possibilities of a European identity. Brown Journal of World Affairs, 12(1), 65–75.
  3. Dragacheva, O. S. (2006). Foreign policy image of the state and its leader: Technologies of formation and positioning [dissertation]. Moscow: Lomonosov Moscow State University. (In Russian).
  4. Elkov, O. A. (2011). The role of the media in foreign policy and the formation of the image of the state in the international mass consciousness. Diplomaticheskii Vestnik Pridnestrov’ya, (1), 109–110. (In Russian).
  5. Goryaina, Ju. P. (2012). National identity as a basis for China’s image formation. The Surgut State Pedagogical University Bulletin, (3), 102–107. (In Russian). EDN: OYTENZ
  6. Grinberg, T. E. (2008). From the country’s concept to its image: A search for a constructive model. Mediascope, (2). (In Russian). Retrieved from http://www.mediascope.ru/en/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0% B0%D0%B7-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D 0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B6-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0% D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%BA %D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8
  7. Haller, M., & Ressler, R. (2006). National and European identity. A study of their meanings and interrelationships. Revue Française de Sociologie, 47(4), 817–850. https://doi.org/10.3917/rfs.474.0817
  8. Khrustova, L. E., Fedorova, E. A., & Fedorov, F. Yu. (2020). Tonality of showing Russian position in English speaking mass media during sanction period. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 13(4), 292–310. (In Russian). https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-4-14; EDN: TIRMFO
  9. Kiselev, I. Yu. (2003). The images of states in international relations: Mechanisms of transformation. Polis. Political studies, (3), 50–57. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2003.03.05; EDN: ESCXAF
  10. Kiselev, I. Yu. (2007). Problem of state image in international relations: Constructivist paradigm. Political Expertise: POLITEX, 3(3), 253–260. (In Russian). EDN: KNUZZL
  11. Krivokhizh, S. V., Soboleva, E. D., & Melnikova, E. S. (2023). Chinese media representation of the SCO: A study of People’s Daily and Global Times. Vestnik RUDN. International Relations, 23(1), 105–115. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-1-105-115; EDN: ULEZQK
  12. Latcheva, R., Datler, G., & Rossbacher, E. (2012). The concept of European identity: Overused and underspecified? In S. Salzborn, E. Davidov & J. Reinecke (Eds.), Methods, theories, and empirical applications in the social sciences (pp. 235–248). Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften. https://doi.org/10.1007/978-3-531-18898-0_29
  13. Morozova, A. A. (2018). Mass media as the instrument of management of public opinion in the course of formation of political image of the state abroad. Social-Economic Phenomena and Processes, 13(103), 33–41. (In Russian). https://doi.org/10.20310/1819-8813-2018-13-103-33-41; EDN: KWHRGB
  14. Palitai, I. S. (2018). Brexit as a Factor of the Great Britain’s Communicative Image Transformation. World Eсonomy and International Relations, 62(4), 45–54. (In Russian). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-4-45-54; EDN: XNKTFB
  15. Pashkina, T. A. (2012). Notion of the image of a territory in modern science and practice. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, 12(2), 63–66. (In Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2012-12-2-63-66; EDN: PJXOGH
  16. Royuela, V., & López-Bazo, E. (2020). Understanding the process of creation of European identity — the role of Cohesion Policy. Investigaciones Regionales — Journal of Regional Research, (46), 51–70. Retrieved from https://investigacionesregionales.org/wp-content/uploads/sites/3/2020/04/3.-Royuela_vf.pdf
  17. Rusyaeva, M. M., & Cheremushkina, E. F. (2017). Image of Russia in the mirror of English-speaking mass media. Gumanitarnyi Nauchnyi Vestnik, (6), 14–18. (In Russian). https://doi.org/10.5281/zenodo.1049109; EDN: ZRTAIZ
  18. Smirnova, A. G. (2011). The image of the state in foreign policy and international relations: The experience of sociological research. Saint Petersburg: Izdatel’skii dom Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo un-ta publ. (In Russian).
  19. Todorov, T., & Bracher, N. (2008). European identity. South Central Review, 25(3), 3–15. https://doi.org/10.1353/scr.0.0030
  20. Toropova, E. A. (2010). National identity as country’s image component. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, (4), 219–230. (In Russian). EDN: NCETLP
  21. Trenin, D. V. (2021). New balance of power. Russia in search of foreign policy balance. Moscow: Alpina Publisher. (In Russian).
  22. Vikhrova, O. Yu. (2021). Image of the EAEU in the leading U.S. news media outlets. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 10(3), 437–449. (In Russian). https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(3).437-449; EDN: NGUOIE
  23. Westle, B., & Segatti, P. (Eds.). (2016). European identity in the context of national identity: Questions of identity in sixteen European countries in the wake of the financial crisis. New York: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198732907.001.0001
  24. Zhukova, P. I. (2010). The image of Russia and its security: Dialectics of relationship. Vlast’, (2), 53–55. (In Russian). EDN: LAAQVL

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».