Внешнеполитический имидж Евразийского экономического союза в СМИ Великобритании
- Авторы: Вихрова О.Ю.1, Горлова Я.С.1
-
Учреждения:
- МГУ имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 24, № 4 (2024): Сохранение идентичности в глобальном мире
- Страницы: 576-587
- Раздел: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320668
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2024-24-4-576-587
- EDN: https://elibrary.ru/LVIPSQ
- ID: 320668
Цитировать
Аннотация
В медиатизированном мире образы и имиджи региональных объединений, находясь под пристальным вниманием международных организаций, СМИ и общественности, порой приобретают большее значение, чем территориальные и сырьевые ресурсы, имеющиеся в распоряжении этих объединений. Негативное отношение к объединению, которое может сформироваться у различных аудиторий в условиях международного информационного противоборства при бездействии или недостаточных действиях со стороны властей, а также недооценка реальных успехов интеграции могут не только служить барьером к увеличению объемов прямых иностранных инвестиций, но и негативно влиять на товарооборот с внешними партнерами, а также привлекательность национальных и общего рынков труда. В этой связи в контексте выстраивания системы взаимодействия с международными партнерами крайне важно установить, какие паттерны и дискурсы в сознании различных национальных аудиторий формируют зарубежные медиа. В период передела сфер влияния и наблюдаемого в настоящее время изменения баланса сил на международной арене особый интерес представляет анализ образа Евразийского экономического союза (ЕАЭС), формируемого средствами массовой информации Великобритании с года подписания договора о Евразийском экономическом союзе до конца 2022 г. В ходе исследования проведен частотный контент-анализ релевантных публикаций британских новостных онлайн-СМИ и анализ эмоциональной тональности данных материалов. Выявлено, что изначально в новостных ресурсах Великобритании сложился негативно окрашенный образ объединения, характеризуемого как собственный проект В.В. Путина по возрождению СССР и противостоянию Европейскому союзу (ЕС), однако уже с 2016 г. начался резкий спад интереса новостных журналистов к данной теме. В связи с обострением политического кризиса в 2022 г. ЕАЭС вернулся в повестку британских СМИ, однако преимущественно в контексте внешней политики России. Это позволяет судить о том, что за 2014-2022 гг. со стороны ЕАЭС не было принято мер, которые бы способствовали формированию его внешнеполитического имиджа, что подчеркивает необходимость подобной работы в текущих условиях.
Об авторах
Ольга Юрьевна Вихрова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: eurasiamsu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9208-906X
SPIN-код: 1713-1204
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики
Москва, Российская ФедерацияЯрослава Сергеевна Горлова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Email: jaroslava.gorlova@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-9505-7933
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Bachmann, P., Eisenegger, M., & Ingenhoff, D. (2022). Defining and measuring news media quality: Comparing the content perspective and the audience perspective. The International Journal of Press/Politics, 27(1), 9–37. https://doi.org/10.1177/1940161221999666
- Caporaso, J. A. (2005). The possibilities of a European identity. Brown Journal of World Affairs, 12(1), 65–75.
- Dragacheva, O. S. (2006). Foreign policy image of the state and its leader: Technologies of formation and positioning [dissertation]. Moscow: Lomonosov Moscow State University. (In Russian).
- Elkov, O. A. (2011). The role of the media in foreign policy and the formation of the image of the state in the international mass consciousness. Diplomaticheskii Vestnik Pridnestrov’ya, (1), 109–110. (In Russian).
- Goryaina, Ju. P. (2012). National identity as a basis for China’s image formation. The Surgut State Pedagogical University Bulletin, (3), 102–107. (In Russian). EDN: OYTENZ
- Grinberg, T. E. (2008). From the country’s concept to its image: A search for a constructive model. Mediascope, (2). (In Russian). Retrieved from http://www.mediascope.ru/en/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0% B0%D0%B7-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D 0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B6-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0% D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%BA %D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8
- Haller, M., & Ressler, R. (2006). National and European identity. A study of their meanings and interrelationships. Revue Française de Sociologie, 47(4), 817–850. https://doi.org/10.3917/rfs.474.0817
- Khrustova, L. E., Fedorova, E. A., & Fedorov, F. Yu. (2020). Tonality of showing Russian position in English speaking mass media during sanction period. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 13(4), 292–310. (In Russian). https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-4-14; EDN: TIRMFO
- Kiselev, I. Yu. (2003). The images of states in international relations: Mechanisms of transformation. Polis. Political studies, (3), 50–57. (In Russian). https://doi.org/10.17976/jpps/2003.03.05; EDN: ESCXAF
- Kiselev, I. Yu. (2007). Problem of state image in international relations: Constructivist paradigm. Political Expertise: POLITEX, 3(3), 253–260. (In Russian). EDN: KNUZZL
- Krivokhizh, S. V., Soboleva, E. D., & Melnikova, E. S. (2023). Chinese media representation of the SCO: A study of People’s Daily and Global Times. Vestnik RUDN. International Relations, 23(1), 105–115. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-1-105-115; EDN: ULEZQK
- Latcheva, R., Datler, G., & Rossbacher, E. (2012). The concept of European identity: Overused and underspecified? In S. Salzborn, E. Davidov & J. Reinecke (Eds.), Methods, theories, and empirical applications in the social sciences (pp. 235–248). Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften. https://doi.org/10.1007/978-3-531-18898-0_29
- Morozova, A. A. (2018). Mass media as the instrument of management of public opinion in the course of formation of political image of the state abroad. Social-Economic Phenomena and Processes, 13(103), 33–41. (In Russian). https://doi.org/10.20310/1819-8813-2018-13-103-33-41; EDN: KWHRGB
- Palitai, I. S. (2018). Brexit as a Factor of the Great Britain’s Communicative Image Transformation. World Eсonomy and International Relations, 62(4), 45–54. (In Russian). https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-4-45-54; EDN: XNKTFB
- Pashkina, T. A. (2012). Notion of the image of a territory in modern science and practice. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, 12(2), 63–66. (In Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2012-12-2-63-66; EDN: PJXOGH
- Royuela, V., & López-Bazo, E. (2020). Understanding the process of creation of European identity — the role of Cohesion Policy. Investigaciones Regionales — Journal of Regional Research, (46), 51–70. Retrieved from https://investigacionesregionales.org/wp-content/uploads/sites/3/2020/04/3.-Royuela_vf.pdf
- Rusyaeva, M. M., & Cheremushkina, E. F. (2017). Image of Russia in the mirror of English-speaking mass media. Gumanitarnyi Nauchnyi Vestnik, (6), 14–18. (In Russian). https://doi.org/10.5281/zenodo.1049109; EDN: ZRTAIZ
- Smirnova, A. G. (2011). The image of the state in foreign policy and international relations: The experience of sociological research. Saint Petersburg: Izdatel’skii dom Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo un-ta publ. (In Russian).
- Todorov, T., & Bracher, N. (2008). European identity. South Central Review, 25(3), 3–15. https://doi.org/10.1353/scr.0.0030
- Toropova, E. A. (2010). National identity as country’s image component. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, (4), 219–230. (In Russian). EDN: NCETLP
- Trenin, D. V. (2021). New balance of power. Russia in search of foreign policy balance. Moscow: Alpina Publisher. (In Russian).
- Vikhrova, O. Yu. (2021). Image of the EAEU in the leading U.S. news media outlets. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 10(3), 437–449. (In Russian). https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(3).437-449; EDN: NGUOIE
- Westle, B., & Segatti, P. (Eds.). (2016). European identity in the context of national identity: Questions of identity in sixteen European countries in the wake of the financial crisis. New York: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198732907.001.0001
- Zhukova, P. I. (2010). The image of Russia and its security: Dialectics of relationship. Vlast’, (2), 53–55. (In Russian). EDN: LAAQVL
Дополнительные файлы

