Международная академическая мобильность студентов в контексте интернационализации высшего образования (опыт РУДН)
- Авторы: Иманкулова Н.Б.1, Мошляк Г.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 19, № 3 (2019): Международное энергетическое сотрудничество
- Страницы: 499-508
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/338746
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-3-499-508
- ID: 338746
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена ролью студенческой мобильности как одной из форм интернационализации высшего образования в России. В последнее время высшее образование становится все более массовым, что напрямую связано с развитием и распространением экспорта образовательных услуг и трансформацией мирового рынка образовательных услуг, где усиление таких факторов конкурентоспособности образования, как его «массовизация» и особая роль в РФ, играет немаловажную роль и становится актуальным предметом для исследований в области международного образовательного сотрудничества. В статье сделан акцент на академическую мобильность в сфере высшего образования на основе опыта Российского университета дружбы народов (РУДН). Цель исследования заключается в выявлении обеспечения эффективного участия России в глобальном процессе образования на примере международной академической мобильности студентов посредством сравнительного анализа трудов российских и зарубежных исследователей. Задачами исследования являются изучение передового опыта и внедрения наилучших разработок в российскую практику, а также анализ формирования инфраструктуры и институциональных условий мобильности студентов, исследователей на всех уровнях. Академическая мобильность представляет собой часть интеграционных процессов в сфере образования и отвечает за перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания. В статье представлен опыт реализации академической мобильности на примере РУДН на основе сравнительного анализа статистических данных. Организация и реализация академической мобильности, по сути, и выполняет функции одного из инструментов механизма интернационализации высшего образования. Обсуждается проблема конкурентоспособности российского высшего образования в контексте интернационализации.
Об авторах
Назым Бакытжановна Иманкулова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: nazym_0507@mail.ru
аспирант кафедры сравнительной образовательной политики
Москва, Российская ФедерацияГабриэль Алексеевна Мошляк
Российский университет дружбы народов
Email: moshlyak-ga@rudn.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры сравнительной образовательной политики, начальник отдела развития межвузовского сотрудничества
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Adilhanuly, N.А. (2014). The Competition between the Leading Foreign Schools for the Future of Kazakhstan. Vestnik RUDN. International Relations, 4, 201—206. (In Russian).
- Altbach, Ph.G. (2018). Global Perspectives on Higher Education. Moscow: HSE Publishing House. (In Russan).
- Borzova, A.Yu. & Medina González, Vinicio Xavier. (2018). RUDN University and Latin-Caribbean America: New Directions of Interaction in the Educational Sphere. Vestnik RUDN. International Relations, 18 (1), 208—220. doi: 10.22363/2313-0660-2018-18-1-208-220. (In Russian).
- Chistohvalov, V.N. & Moshlyak, G.A. (2010). Integrative Tendencies in Realization of Priority Dimensions of Cooperation among Higher Schools in Russia and the European Countries. Vestnik RUDN. International Relations, 4, 77—83. (In Russian).
- Filippov, V.M. (2015). Internationalization of Higher Education: Major Trends, Challenges and Prospects. Vestnik RUDN. International Relations, 15 (3), 203—211. (In Russian).
- Filippov, V.M., Krasnova, G.A. & Syulkova, N.V. (2012). On the State and Prospects of International Networking of Russian Universities in the Implementation of Educational Programs in Various Regions of the World (Europe, CIS, SCO, APEC). University Management, 2, 7—11. (In Russian).
- Filippov, V.M., Sun’, Yu. (2015). The Role of the University of the Shanghai Cooperation Organization in Conjugation of the Educational Spaces of Eurasia. Public Administration, 6 (98), 15—17. (In Russian).
- Knight, J. (2007). Internationalization: Concepts, Complexities and Challenges. In: International Handbook of Higher Education. Springer Dordrecht. P. 207—227.
- Kovalenko, S.A. & Smolik, N.G. (2014). Participation of Peoples’ Friendship University of Russia (PFUR) in the Activities of CIS Network University. Vestnik RUDN. International Relations, 4, 207—213. (In Russian).
- Kurylev, K.P. & Savicheva, E.M. (2012). The Factor of Culture in Modernization and Predicting the Commonwealth of Independent States Future. Vestnik RUDN. International Relations, 1, 61—72. (In Russian).
- Lawton, W. (2015). Digital Learning, Mobility and Internationalisation in European Higher Education. In: De Wit, H., Hunter, F., Howard, L. & Egron-Polak, E. (Eds.). Internationalisation of Higher Education. Brussels: European Parliament. P. 77—81.
- Maslova, O.V. (2018). Erasmus+ International Staff Exchange Week in Vilnius. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15 (3), 364—367. doi: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-364-367. (In Russian).
- Moshlyak, G.A. (2014). Organization of Cooperation in Education and Science with Latin American Countries. Vestnik RUDN. International Relations, 4, 218—221. (In Russian).
- Tkach, G.F. & Filippov, V.M. (2014). Organizational, Legal and Practical Mechanisms to Ensure Academic Mobility and Expand the Export of Educational Services. Moscow: RUDN publ. (In Russian).
Дополнительные файлы

