Том 17, № 4 (2017): Терроризм как угроза международной безопасности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ: ВНУТРЕННИЕ ИСТОКИ ТЕРРОРИЗМА

Косач Г.Г.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением антисистемного террористического подполья в Саудовской Аравии как прямого итога выхода религии из-под контроля государства. Важнейшей причиной этого явления был сохраняющий свое значение и сегодня религиозно-политический союз между династией - правящей семьей Аль Сауд - и корпусом улемов, представленных потомками Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба, семьей Аль аш-Шейх. Внутренняя конфликтность этого союза, в конечном итоге, определила периодические выходы оппозиции, апеллировавшей к основополагающим постулатам ваххабитской версии ханбалитского мазхаба, на политическую арену и ее превращение в важнейшего противника существующей саудовской государственности. Автор выделяет основные этапы противостояния саудовской власти и апеллировавшей к ре-лигиозной догме антисистемной оппозиции. В этом случае речь идет о выступлении ихванов (1920-е гг.), захвате Запретной мечети в Мекке, осуществленном в ноябре 1979 г. группой Аль-Утейби, движении заблудшей секты в конце 1990-х - начале 2000-х гг. и, наконец, о террористической деятельности в Саудовской Аравии на современном этапе, ассоциируемой властью с запрещенной в России группировкой ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ). Используя методы системного анализа, автор приходит к выводу, что лежащая в основе саудовской политической системы религиозная составляющая представляет собой фактор, к которому обращается оппозиция с тем, чтобы доказать «отход» власти от взятых ею на себя обязательств, связанных с поддержанием «чистоты» религиозных основ общества и государства. Это обстоятельство тем более значимо, что развивающийся в Саудовской Аравии процесс модернизации приводит к снижению авторитета корпуса официальных улемов и появлению оппозиционных законоучителей, легитимирующих деятельность террористических групп (формирующихся, в первую очередь, из уроженцев депрессивных регионов страны) и вдохновляющихся идеологией ИГИЛ (запрещена в России). Ключевые слова: Саудовская Аравия, семья Аль Сауд, семья Аль аш-Шейх, ваххабизм, тер-роризм, движение ихванов, Джухейман Аль-Утейби, «заблудшая секта», ИГИЛ (запрещена в России).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):639-654
pages 639-654 views

СЕТЕВАЯ ПРИРОДА МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА И ВОЗМОЖНОСТИ КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Абрамов А.В., Федорченко С.Н., Курылев К.П.

Аннотация

Целью статьи является анализ сетевого механизма воспроизводства международного терроризма - феномена постправды, решительно изменяющего прежнюю интерпретацию политического, этнического, религиозного, культурного и социального, приводя к исчезновению прежних смыслов, когда важно уже не то, правдиво новостное сообщение или нет, а его активное переживание, обсуждение. Использованный в качестве методологии контент-анализ сетевых сообществ подтвердил рабочую гипотезу, согласно которой несмотря на имеющийся абсентеизм и атомизацию социума в современных странах проявляется стремительная политизация сообществ социальных сетей Интернета по причине подрыва доверия граждан к традиционным политическим институтам - партиям и парламенту. Вербовщики террористических организаций используют этот тренд в своих целях, разогревая эмоциональный настрой участников социальных сетей и заостряя их обиды и противоречия по различным признакам. По мнению авторов, террористической пропаганде псевдобратства и космополитического религиозного общества современное государство может противопоставить только идеологию патриотизма. При этом характерной чертой патриотизма должна оставаться его опора на национальный суверенитет и дееспособное государство. Однако авторы, проанализировав методические разработки по проблеме патриотического воспитания в современной России, отмечают, что большинство предлагаемых приемов не учитывают развитие сетевого общества и заимствовано из советского ассортимента: лекции, беседы, классные часы, конкурсы смотра строя и песни, военно-патриотические сборы и пр. В работе делается вывод, что государство, не обращающее внимание на механизмы сборки новых политических идентичностей через социальные сети и не занимающееся элементарным политическим просвещением через интернет-коммуникации, будет вытеснено из виртуальной среды и не сможет выстроить эффективную защиту от технологий государственных переворотов в виде «цветных революций».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):738-748
pages 738-748 views

КАМЕРУН В БОРЬБЕ С «БОКО ХАРАМ»

Кума Ж.К.

Аннотация

В данном исследовании описаны преступления террористической группы «Боко Харам» в Камеруне, а также история международного сотрудничества в борьбе против данной исламистской секты с момента объявления войны против нее в 2014 г. Показаны основные антитеррористические усилия Камеруна, в том числе создание «Оперативных командований», частичная реорганизация территориальной обороны, расширение оборонной политики на субрегиональный уровень и постепенная передислокация военных, распределение ресурсов и резервов с учетом новых задач. Камерун участвует в процессе многостороннего контртеррористического сотрудничества, которое придает новый импульс действиям национальных сил обороны и безопасности. Выявлена роль основных держав и стран субрегиона, а также Африканского союза и Организации Объединенных Наций в борьбе с «Боко Харам». Камерун является традиционным бенефициаром французской военной помощи. Антитеррористическая помощь также поступает из России, США, Великобритании и Германии. Показана роль Многонациональной объединенной целевой группы Комиссии бассейна озера Чад. Автор также показывает, что война против «Боко Харам» вызывает одновременно одобрение и критику как со стороны камерунского народа, так и международного сообщества. Подробно разбирается анализ критики со стороны НПО «Международная амнистия».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):727-737
pages 727-737 views

УЧАСТИЕ ФРГ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ НА ТЕРРИТОРИИ СОМАЛИ

Трунов Ф.О.

Аннотация

Пребывание Сомали в состоянии нестабильности являет собой серьезную угрозу безопасности для международного сообщества, в том числе стран и институтов Запада. Главным фактором, провоцирующим эту нестабильность, на современном этапе является деятельность международной террористической структуры «Аш-Шабаб». С проблемой активизации ее боевиков уже столкнулась Германия и ее партнеры по Европейскому союзу. Методологической основой работы выступают теории урегулирования вооруженных конфликтов и строительства вооруженных сил (на примере национальной армии Сомали). Основными методами исследования избраны ивентанализ и сравнительный анализ. Цель работы - выявление особенностей подхода ФРГ к урегулированию «сомалийской проблемы». В этой связи первой задачей статьи выступает изучение предшествующего опыта Германии по борьбе с нестабильностью в Сомали в 1990-е гг. и с конца 2000-х гг. (в рамках противодействия пиратству). Второй задачей, на решение которой обращено основное внимание в статье, является изучение комплексного по своему характеру использования Германией своих политических, военных и экономических инструментов для ослабления «Аш-Шабаб». Рассматривается участие ФРГ в миссии ЕС по реформе сектора безопасности Сомали и на основе этого оценивается военный вклад Германии в дело борьбы с международным терроризмом. Раскрывается ход, проблемы и перспективы использования национальной армии Сомали для борьбы с «Аш-Шабаб» на юге, а также сепаратистскими течениями в северной части страны. Изучается содействие, оказываемое Германией восстановлению органов власти в Сомали в 2010-е гг. и процессу федерализации страны как ключевого направления стабилизации обстановки в ней. В статье исследуются особенности экономического участия Германии в решении глубоких внутренних проблем Сомали, во многом приведших к возникновению и укреплению позиций «Аш-Шабаб». Делается вывод о мерах, которые требуются от ФРГ для полного разгрома «Аш-Шабаб» и будущей минимизации угрозы терроризма с территории Африканского рога для Германии и ЕС.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):710-726
pages 710-726 views

УГРОЗА ТЕРРОРИЗМА В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Рогожина Н.Г.

Аннотация

Статья посвящена анализу влияния ИГИЛ (ИГ, «Исламское государство») (запрещено в России) на развитие джихадистского движения в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА) с сопутствующим ростом угрозы терроризма в регионе, где проживает 15% мусульман мира и где уже давно действуют террористические организации исламистского толка, вынашивающие планы по созданию здесь салафитского халифата. Выясняются причины уязвимости мусульманских стран ЮВА к распространению идеологии радикального исламизма, что создает предпосылки для вовлечения местных джихадистов в мировое террористическое движение с опасными для стабильности региона последствиями. Создание ИГИЛ представляет непосредственную угрозу для безопасности стран ЮВА, поскольку побуждает к активизации действий местные экстремистские группировки исламистского толка. Все они едины в своем отрицании демократической системы власти, на смену которой должны прийти исламское государство и шариат. Атака на г. Марави (юг Филиппин), предпринятая местными экстремистами, сторонниками ИГИЛ, стала предупреждением для других стран ЮВА об усилении опасности регионализации терроризма в странах Юго-Восточной Азии и превращения региона в новый фронт террористической деятельности группировки ИГИЛ, планирующей создать здесь свой плацдарм. Автор анализирует риски, связанные с усилением интереса к региону ИГИЛ, которое целенаправленно ведет работу по расширению здесь своей социальной базы и мобилизации своих сторонников, рассматривая регион как основной плацдарм по вербовке боевиков в рамках проведе-ния стратегии экспорта терроризма силами «волков-одиночек». В этих целях применяются разные политические инструменты, среди которых наиболее эффективным способом идеологического влияния на местное мусульманское общество становится пропаганда джихада в Интернете. Автор полагает, что создание ИГИЛ способствовало оживлению терроризма в странах ЮВА и появлению множества мелких ячеек такого рода, что повышает уровень террористической угрозы в регионе. Воздействие ИГИЛ на политическую ситуацию в ЮВА проявляется напрямую - в нарастании экстремизма и росте угрозы терроризма - и косвенно - в усилении исламистского радикализма в политическом развитии мусульманских стран.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):697-709
pages 697-709 views

«ДЖИХАД НОЖЕЙ» В БАНГЛАДЕШ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Котин И.Ю.

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые случаи индивидуального терроризма, так называемого джихада ножей, к которому прибегали радикальные исламисты в Бангладеш в период с 2013 г. по 2016 г. Цель работы - выявление причин роста исламистского терроризма в Бангладеш в 2013-2016 гг. Задачи работы - анализ исторических предпосылок индивидуального и группового терроризма в Бангладеш, выявление групп, ставших жертвами террористических атак, а также анализ антитеррористических мероприятий правительства Хасины Вазед. Автор обращается к методу контент-анализа источников, преимущественно англоязычной прессы. Историко-генетический методологический принцип, применяемый в работе, позволяет проследить развитие такого опасного явления, как терроризм в Бангладеш, стране с мусульманским большинством населения, долгое время не знавшей этого страшного явления. В рамках исследования доказывается, что истоки проблемы терроризма в Бангладеш кроются в ранней истории страны, а также в ошибках нынешнего светского правительства. Отсутствие легальных форм политической борьбы, отказ оппозиции от участия в парламентском процессе усугубили проблему. Рассматривается серия убийств иностранцев, представителей меньшинств, либеральных блогеров и атеистов, анализируется деятельность властей Бангладеш, сумевших остановить волну террора к концу 2016 г. Автор предлагает 4 возможных сценария дальнейшего развития событий в Бангладеш в ближайшие годы: победа секуляристов, вариант мягкой исламизации в случае прихода к власти оп-позиции, жесткая исламизация и введение военного положения в стране.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):684-696
pages 684-696 views

ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аватков В.А.

Аннотация

Предметом данного исследования выступает противодействие терроризму в современной Турции. Подробно рассматриваются природа и характер подрывной деятельности боевых групп на территории Турции, внешние и внутренние факторы, оказывающие воздействие на контртерро-ристическую борьбу в различных регионах Турецкой Республики. В данной работе автор также затрагивает проблему трансформации национальной протестной контркультуры в контексте политического курса Партии справедливости и развития (ПСР). Целью данного исследования является анализ механизмов и мер, используемых структурами турецкого государства, напрямую или косвенно задействованными в борьбе против террористиче-ской угрозы. Достижению заявленной цели исследования и успешному разрешению поставленных задач способствовало использование институционального и системного подходов. В качестве методов исследования применялись общенаучные и прикладные политологические принципы, включая контент-анализ документов. Особое внимание в статье уделено анализу спектра мер и механизмов, используемых турецкими властями для борьбы с террористическим и экстремистским элементом. Особый интерес представляет структура профильных правоохранительных ведомств, ответственных за реализацию государственных задач по данному направлению, и классификация функциональных обязанностей данных ведомств. Кроме того, в фокусе исследования находится проблематика использования мобилизации турецкого населения на фоне борьбы режима Р.Т. Эрдогана с террористической угрозой для достижения узконаправленных интересов нынешнего турецкого руководства, которые не всегда можно назвать полностью тождественными государственным. Например, тезис о «разделенной нации» - убеждение общественности в том, что террористическая угроза в Турции является исключительно следствием существования курдской проблемы - нередко использовался правящим режимом в качестве механизма воздействия на электорат в предвыборных кампаниях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):669-683
pages 669-683 views

«ДЖАБХАТ АН-НУСРА» - ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧАСТНИК СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА

Крылов А.В.

Аннотация

В статье показана история и эволюция террористической джихадистской организации «Джаб-хат ан-нусра» («Фронт помощи», встречается также «Фронт поддержки»). Автор раскрывает идео-логические установки организации, ее основные цели, используемые для их достижения методы. «Джабхат ан-нусра» создавалась как филиал «Аль-Каиды» в Сирии. Впоследствии организация дважды меняла свое название на «Джабхат фатх аш-Шам» («Фронт завоевания Леванта») 29 июля 2016 г. и «Хайат тахрир аш-Шам» («Организация освобождения Леванта») 28 января 2017 г. Частые изменения вывески были вызваны, прежде всего, тем, что организация была признана террористи-ческой во многих странах мира, в том числе в России. «Джабхат ан-нусра» ставит перед собой две основные цели: первая - свержение легитим-ного сирийского правительства президента Башара Асада; вторая - создание на территории Си-рии суннитского мусульманского государства, управляемого в соответствии с законами шариата. В статье показано, что сейчас «Джабхат ан-нусра» является наиболее влиятельной военной и поли-тической силой среди всех политических организаций и военных формирований сирийской оп-позиции. Группировка активно старается стать более респектабельным движением и настойчиво стремится избавиться от ярлыка террористической организации. В статье отражена официальная позиция Российской Федерации в отношении «Джабхат ан-нусры».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):655-668
pages 655-668 views

МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ СЕПАРАТИЗМА В СУАР КНР

Мавлонова А.С.

Аннотация

В статье рассматривается важное геостратегическое положение Синьцзяна, находящегося на пересечении очагов нестабильности, главным образом вследствие наличия общей границы с Афганистаном и Пакистаном. Обозначено серьезное влияние на Синьцзян-Уйгурский автономный район Китайской Народной Республики (СУАР КНР) масштабного военного конфликта на Ближнем Востоке. Проведенный анализ показывает, что особенность данного конфликта заключается в том, что он влияет не только на политическую, но и экономическую обстановку в СУАР КНР. Что касается политического аспекта, то появление на Ближнем Востоке новой активной силы в лице «Исламского государства» (ИГИЛ, ИГ) (террористическая организация, запрещена в России) создает определенные риски для КНР, учитывая наличие радикально настроенной молодежи и возможность проникновения религиозных экстремистов с Ближнего Востока на его территорию через Афганистан и республики Центральной Азии. В этой связи Китаю совершенно не выгодна длительная дестабилизация политической обстановки в Сирии, распад государства или победа религиозных экстремистов. Автор также приходит к выводу, что военный конфликт на Ближнем Востоке может негативно сказаться и на реализации проекта Нового Шелкового пути. Отправной его точкой является СУАР. Успешная реализация проекта будет стимулировать торгово-экономические и энергетические обмены с республиками Центральной Азии и положительно влиять на стабилизацию обстановки в СУАР. Но проблема заключается в том, что сам путь пролегает в опасной близости от ближневосточного региона, где в острой фазе находится противостояние «Исламскому государству». В статье также рассматривается влияние США на обстановку в Синьцзяне и поддержка Вашингтоном уйгурского сепаратистского движения. В будущем уйгурский вопрос с большой вероятностью может быть использован американцами с целью ослабления Китая и получения уступок с его стороны по различным вопросам.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):770-780
pages 770-780 views

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРГ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ

Ханнанова Г.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу основных факторов, определяющих внешнеполитическую линию ФРГ в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Актуальность темы обусловлена потребностью исследования феномена активизации военно-политического участия Германии в урегулировании кризисных ситуаций. Автор, опираясь на принцип историзма, рассмотрел внешнюю политику германского государства на Арабском Востоке в ее развитии, начиная с формирования в конце XIX в. Применение историко-генетического метода позволило выделить основные аспекты колониальной политики Германии в преддверии Первой и Второй мировых войн, а также предпосылки углубления контактов со странами региона в период холодной войны. Выявление факторов, детерминирующих современную ближневосточную политику Германии, способствовало системному анализу рассматриваемой проблематики. Несмотря на аргументированность заявлений официальных лиц ФРГ о заинтересованности в установлении «баланса сил» и в восстановлении политической стабильности региона, данные цели были подвергнуты критической оценке, учитывая, что в условиях геополитической «разбалансировки» Германия получает возможность упрочить свое влияние в регионе. Взяв за основу цели германского правительства на Ближнем Востоке и в Северной Африке, определенные в коалиционном договоре 2013 г., автор пришел к выводу о приоритетности кризисного урегулирования в исследуемом регионе. При этом отмечается, что конфликтный потенциал Арабского Востока и его поддержание на высоком уровне отвечает интересам германского военно-промышленного комплекса. Увеличение экспорта продукции ВПК в арабские страны и игнорирование экспортных ограничений можно расценить как поддержку гонки вооружений в регионе. Таким образом, на современном этапе внешняя политика Германии на Ближнем Востоке и в Северной Африке характеризуется наличием «двойных стандартов» и противоречием предпринимаемых инициатив декларируемым целям. Явная непоследовательность ближневосточной политики ФРГ на современном этапе объясняется незавершенным процессом ее переформатирования и выделением новых приоритетов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки на долгосрочную перспективу.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):760-769
pages 760-769 views

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (МНПО) В СОБЫТИЯХ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» В ЕГИПТЕ: РОЛЬ, МЕХАНИЗМЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА И РЕЗУЛЬТАТЫ

Шитова А.В.

Аннотация

«Арабская весна» запустила процесс масштабной политической трансформации стран Северной Африки и Ближнего Востока. В регионе Северной Африки до сих пор остается немало «точек напряжения», в которых сходятся политические и экономические интересы многих внешних акторов, в том числе и международных неправительственных организаций (МНПО). Изменения, связанные с лоббированием демократических ценностей в противовес клановости, привели к усилению роли Запада в от-ношении государственных и общественных институтов стран Северной Африки и Ближнего Востока. Академические круги признают, что МНПО на настоящем этапе активно участвуют в современных международных отношениях, во внутриполитической жизни тех стран, где они осуществляют свою деятельность. Еще более значимыми их действия становятся в условиях смены политических режимов. Целью данной статьи является выявление особенностей деятельности МНПО в событиях «арабской весны» до, во время и после смены правительства Х. Мубарака в Египте, при правительствах М. Мурси и Абдель Фаттаха ас-Сиси (2010-2016 гг.). В статье идентифицированы несколько МНПО, активно действующих в Египте в период «арабской весны», среди них: Национальный демократический институт, Международный республиканский институт, Центр Картера и др. Проведенный анализ деятельности данных МНПО позволяет сделать выводы о стратегии поведения, методах и инструментах применения современных технологий, содействующих смене политического режима в Египте. Наиболее распространенными механизмами влияния МНПО на политический процесс стали: участие в организации избирательного процесса при проведении президентских и парламентских выборов, организация избирательных кампаний, семинаров, консультаций для гражданского общества, содействующих выдвижению новых потенциальных политических лидеров. Особое внимание уделяется социально-экономической ситуации в Египте после массовых беспорядков. Автор выявляет, какие внешние силы стояли за иностранными МНПО, действовавшими в Египте, как они способствовали демократическому транзиту этой арабской страны и к каким неоднозначным результатам для населения это привело. Методологической базой исследования стали системный и сравнительный методы анализа, а также ивент-анализ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):749-759
pages 749-759 views

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ В СФЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗВИТИЯ (на примере Республики Кения)

Хлебникова Л.Р.

Аннотация

В феврале 2016 г. премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил о возвращении Израиля в Африку, особо отметив, что еврейское государство может успешно сотрудничать с представителями Африканского континента в двух ключевых сферах - борьба с терроризмом и «создание возможностей завтрашнего дня», т.е. содействие развитию. И эти две области, по мнению израильского лидера, взаимосвязаны. В статье рассматривается израильско-кенийское сотрудничество в качестве примера успешного взаимодействия ближневосточного государства и страны Восточной Африки - приоритетной для Израиля части континента. Особое внимание уделено военной и невоенной помощи, оказываемой Израилем Кении. Для обеспечения своей национальной безопасности кенийское руководство стремится получить доступ к израильским военным инновациям и богатому опыту еврейского государства в сфере борьбы с терроризмом. Расширяя и углубляя военное сотрудничество с Израилем, кенийское руководство также обращается к израильским успехам в сфере развития. Израильские инновации, особенно в сельском хозяйстве и медицине, представляют большой интерес для африканских государств, и Кения здесь не исключение. Целью исследования является анализ современного израильско-кенийского взаимодействия как в сфере развития, так и в области безопасности. В статье использованы официальные документы МИД Израиля, Кнессета, а также кенийского парламента. Путь Израиля к «сердцам и умам» кенийцев лежит как через предоставление технической помощи, так и через укрепление взаимодействия в области борьбы с одной из главных для обоих государств угроз - терроризмом. В свою очередь, еврейское государство, вновь прокладывая путь в Африку, ждет от Кении экономических и торговых преференций, дипломатической лояльности в ООН, поддержки в сдерживании амбиций Исламской Республики Иран в Африке. Автор приходит к выводу, что для сохранения позитивного импульса в развитии израильско-кенийских отношений стороны должны продолжать интенсивно углублять сотрудничество с учетом взаимных интересов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):793-806
pages 793-806 views

ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИИ В АФГАНИСТАН: ПЕРСПЕКТИВЫ ДВУСТОРОННЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Асеф Н.

Аннотация

В статье рассматривается динамика развития экономической ситуации в Исламской Республике Афганистан после падения режима талибов в 2001 г., а также современное состояние и перспективы развития российско-афганских торгово-экономических отношений. Россия и Афганистан имеют долгую историю сотрудничества. В XX в. Советский Cоюз оказывал экономическую помощь Афганистану, включающую финансирование и строительство объектов промышленности и инфраструктуры, которые сегодня нуждаются в восстановлении и модернизации. Благодаря накопленному опыту сотрудничества Россия сегодня может стать одним из основных игроков в Афганистане и поучаствовать в восстановлении страны. Актуальность данной статьи обусловливается тем, что в настоящее время в условиях экономических санкций и ухудшения отношений со странами Запада Россия намерена возобновить и развивать отношения с давними партнерами. Сегодня Афганистан пытается оправиться от разрушительных последствий многолетней гражданской войны и приглашает Москву присоединиться к этому процессу. Проведенный анализ российско-афганских отношений показал, что на сегодняшний день, несмотря на наличие определенных проблем, с которыми сталкиваются наши страны, развитие торгово-экономических отношений является перспективным направлением двухстороннего сотрудничества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):781-792
pages 781-792 views

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЙСКАЯ И КИТАЙСКАЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Дегтерев Д.А., Янь Л., Трусова А.А.

Аннотация

Предметом данного исследования являются механизмы оказания международной помощи в РФ и КНР. Авторы проводят сравнительный анализ нормативных баз двух государств в сфере содействия международному развитию, организационных структур, понятийного аппарата, специфики и сфер оказания внешней помощи. Методологическая основа данного исследования строится на принципах достоверности и научной объективности. В исследовании применен метод сравнительно-сопоставительного анализа. Стратегическое партнерство РФ и КНР, в том числе сопряжение проекта Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза, создает предпосылки для успешного взаимодействия двух государств в области оказания международной помощи третьим странам. В законодательстве КНР существует концептуальная основа оказания официальной помощи развитию, в нее входят Белые книги и другие политические документы, закрепляющие принципы, цели и задачи, механизм реализации внешней помощи Китая. В РФ существует Концепция государственной политики в сфере содействия международному развитию (СМР), которая отражает цели, задачи, принципы осуществления СМР, но не утверждает на законодательном уровне механизм оказания помощи. В обеих странах также отсутствует специализированный государственный орган, который бы осуществлял политику в сфере СМР. Речь идет скорее о целом ряде государственных органов в сфере оказания международной помощи, деятельность которых в той или иной степени координируется на межведомственной основе. Анализ доктринальных и нормативных документов, а также существующих программ международной помощи РФ и КНР, страновых и отраслевых приоритетов позволяет выработать рекомендации по координации усилий РФ и КНР в области СМР, что приведет, в конечном счете, к повышению эффективности национальных программ международной помощи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):824-838
pages 824-838 views

НЕМЕЦКОЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО В «ДВАДЦАТКЕ». ИСПЫТАНИЕ ТРАМПОМ

Ларионова М.В.

Аннотация

Около десяти лет «Группа двадцати» объединяет лидеров развитых и развивающихся стран для управления общими вызовами. Существуют разные оценки ее роли. Однако в условиях изменяющегося расклада сил в мире, растущего протекционизма, деградации окружающей среды и значительного уровня враждебности по отношению к глобализации «Группа двадцати» остается важнейшим форумом экономического сотрудничества. Каждое председательство «двадцатки» уникально, поскольку каждое председательствующее государство выбирает свой подход к балансу национальных приоритетов и интересов стран-партнеров в процессе формирования повестки дня и выработки коллективных решений. Высокий уровень ожиданий от председательства Германии был связан с внешними и внутренними факторами. Во-первых, потребность в ответе на растущие вызовы де-глобализации, экономического неравенства и изменения климата формирует запрос на решительные коллективные действия. Во-вторых, имея значительный уровень экономического и дипломатического влияния, готовность развивать многостороннее сотрудничество, Германия обладает уникальными возможностями повысить эффективность деятельности «двадцатки» и закрепить роль форума как гаранта всеобщего благосостояния. В статье представлен анализ приоритетов и результатов председательства Германии в контексте внешних и внутренних вызовов работы «двадцатки» в 2017 г.: позиции 45-го президента США по международной торговле и климату, переговоров по Брекситу, сентябрьских парламентских выборов в ФРГ, значительного профицита счета текущих операций платежного баланса Германии. Анализ показывает, что ФРГ и ее партнерам по «двадцатке» удалось многое сделать. Геополитические проблемы не помешали согласовать решения лидеров по ключевым вопросам экономической повестки. Состоялось шесть министерских встреч; институционализировано сотрудничество по цифровой экономике и здравоохранению; принято 15 документов лидеров, включая Коммюнике лидеров «Группы двадцати» и План действий по борьбе с терроризмом; согласовано более 500 конкретных обязательств. Саммит стал площадкой для более чем 70 двусторонних встреч лидеров. Несмотря на противоречия между членами и внутренние и внешние вызовы председательства, заложен фундамент сотрудничества по приоритетным направлениям, сформулированным Германией как председательствующим государством; обеспечен прогресс по ключевым направлениям работы форума; выработаны формулировки, позволившие преодолеть протекционистские тенденции в международной торговле; закреплена приверженность «двадцатки» реализации Парижского соглашения по климату, усилено сотрудничество в области устойчивой энергетики и энергоэффективности. «Группа двадцати» успешно преодолела новые испытания, подтвердив свою роль клю-чевого форума экономического сотрудничества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):807-823
pages 807-823 views

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В РЕШЕНИИ КОРЕЙСКОГО ВОПРОСА (1944-1945 гг.)

Минкова К.В.

Аннотация

В статье на основе советских и американских документов, часть из которых вводится в научный оборот впервые, рассматривается место корейской проблемы в советско-американских отношениях середины 1940-х гг. Вскрываются основы политики в «корейском вопросе» СССР и США, вводятся два новых актора, действовавших на территории США и сыгравших значительную роль в формировании этой политики, - Китайско-корейская народная лига и Корейская комиссия. Руководствуясь принципами историзма и научной объективности, проанализировав советские архивные документы и сравнив их с американскими, автор делает вывод о том, что до начала 1950 г. корейский вопрос не имел первостепенного значения ни для Москвы, ни для Вашингтона. Обе стороны выступали за создание независимой Кореи (пусть и с разными целями, и в своем понимании независимости). Вместе с тем, уже в конце 1945 г. корейская проблема стала одним из тех вопросов, по которым ялтинские договоренности не смогли быстро воплотиться в реальность. Как это случилось с рядом других вопросов, рассматривавшихся в то же время и также не получивших ожидаемого и быстрого решения, корейская проблема перестала восприниматься союзниками как автономная. Возникновению взаимного недопонимания и подозрений между СССР и США немало способствовали действия будущего первого президента Южной Кореи Ли Сын Мана, стремившегося увеличить свой политический капитал за счет разногласий между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Определенную роль в них сыграл и глава Китайско-корейской народной лиги Килсу Хаан. Изменение советской политики в отношении Кореи, ставшее одной из главных причин начала Корейской войны, произошло лишь в начале 1950 г. и стало следствием кардинального изменения политической обстановки в мире, весьма далекой от тех условий, в которых заключались ялтинские соглашения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):839-856
pages 839-856 views

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

О РОССИЙСКО-КИТАЙСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ефремова Л.И.

Аннотация

Автор, основываясь на практическом опыте реализации двустороннего взаимодействия КНР и РФ в области образования, раскрывает основные направления этого сотрудничества и анализирует его ключевые особенности. В статье приводятся конкретные примеры из опыта работы российских вузов и организаций с китайскими партнерами по согласованным направлениям двустороннего сотрудничества, совместного взаимодействия в области изучения и преподавания русского и китайского языков, создания ассоциаций профильных вузов России и Китая и пр. Целью данного исследования является выявление особенностей практики взаимодействия ведущих российских и китайских университетов по развитию и реализации совместных образовательных программ с выдачей двойных дипломов. Отдельно анализируется актуальная нормативно-правовая база российско-китайского сотрудничества в области образования. Одной из задач статьи стало рассмотрение сотрудничества обеих стран по продвижению русского и китайского языков, состояния вопроса изучения государственных языков стран-партнеров. Проводится статистический анализ количества китайских студентов, обучающихся в российских вузах, числа партнерских соглашений и программ, объемов бюджетной квоты, выделяемой на обучение китайских студентов в российских вузах. В целом, актуальность статьи обусловлена общей тенденцией по расширению сотрудничества России и Китая в области образования, в частности, в рамках проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», по которому КНР является одним из приоритетных государств, а число китайских студентов, обучающихся на различных формах подготовки в российских образовательных организациях должно увеличиться до 100 тыс. человек. Представляется, что статья привлечет внимание руководителей и работников международных подразделений вузов Российской Федерации, государственных и частных компаний, занимающихся сотрудничеством в сфере образования и науки с Китайской Народной Республикой.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):857-865
pages 857-865 views

РЕЦЕНЗИИ

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: Baldwin R.E. The Great Convergence: Information Technology and the New Globalization. Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press, 2016. - 344 p

Волгина Н.А.

Аннотация

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:
Baldwin R.E. The Great Convergence:
Information Technology and the New Globalization.
Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press
of Harvard University Press, 2016. — 344 p.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):866-873
pages 866-873 views

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: История Китая с древнейших времен до начала ХХI века: В 10 т. / Гл. ред. акад. РАН С.Л. Тихвинский; Институт Дальнего Востока РАН. Т. IX: Реформы и модернизация (1976-2009) / Отв. ред. А.В. Виноградов. М.: Наука, 2016. - 996 с

Кондрашова Л.И.

Аннотация

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:
История Китая с древнейших времен до начала ХХI века:
В 10 т. / Гл. ред. акад. РАН С.Л. Тихвинский; Институт
Дальнего Востока РАН. Т. IX: Реформы и модернизация
(1976—2009) / Отв. ред. А.В. Виноградов.
М.: Наука, 2016. — 996 с.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017;17(4):874-881
pages 874-881 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».