«Позитивный мир» в исламском восприятии международных отношений: пример внешней политики Ирана
- Авторы: Ранджбар Д.1, Чикризова О.С.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 23, № 2 (2023): Контуры незападного миротворчества
- Страницы: 278-295
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320480
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-2-278-295
- EDN: https://elibrary.ru/KMJXED
- ID: 320480
Цитировать
Аннотация
Анализируются особенности трактовки понятий «позитивный» и «негативный» мир в рамках исламской парадигмы международных отношений, а также применение исламских подходов к урегулированию конфликтов Исламской Республикой Иран (ИРИ). Актуальность исследования обусловлена необходимостью пересмотра подходов к миротворчеству и отхода от западных стратегий разрешения конфликтов, поскольку данные подходы за прошедшие 50 лет уже продемонстрировали свою несостоятельность. Опираясь на герменевтический метод анализа священных текстов ислама и сравнительный анализ, а также подход к определению «негативного» и «позитивного» мира норвежского социолога Й. Галтунга, авторы обосновывают существование двух стратегий достижения мира, базирующихся на исламских принципах, - «стратегии сопротивления» и «стратегии ненасилия», рассматривая в качестве примера первой внешнеполитическую деятельность Исламской Республики Иран по урегулированию региональных конфликтов на примере Сирии, палестинской проблемы и Ормузской мирной инициативы. Установлено, что в исламе в качестве подлинного мира видится только «позитивный мир», способный обеспечить безопасность, справедливый миропорядок и всеобщее равенство. Иран, руководствуясь мировоззренческими установками, порожденными Исламской революцией 1978-1979 гг. (духовность, борьба с коррупцией и несправедливостью, защита «обездоленных» и борьба с «высокомерными», отрицание насилия в общественном движении, устранение социальной дискриминации, правительство, учитывающее мнение народа), стремится внедрять исламские принципы в свою внешнеполитическую практику, в частности на ближневосточном направлении. Однако в связи с тем, что ряд арабских стран региона проводят антииранскую политику, некоторые инициативы Тегерана остаются нереализованными, не получая поддержки. Тем не менее в современных условиях, когда происходит пересмотр западноцентричного мирового порядка, как никогда актуально изучать альтернативные подходы к урегулированию конфликтов, выявлять их преимущества и значение, опираясь на уже существующие практические примеры.
Ключевые слова
Об авторах
Даниал Ранджбар
Российский университет дружбы народов
Email: 1042215113@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-1619-3383
ассистент кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияОльга Сергеевна Чикризова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: chikrizova-os@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-1678-0967
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Abadi, H. (2022). Seeking an Islamic framework towards peacebuilding and women’s inclusion. London: LSE.
- Abu-Nimer, M. (2003). Nonviolence and peace building in Islam: Theory and practice. Gainesville, FL: University Press of Florida.
- Afsaruddin, A. (2020). The concept of peace in Islam. In G. Tamer (Ed.), The concept of peace in Judaism, Christianity and Islam (pp. 99-157). Berlin: De Gruyter.
- Ali, M. (2016). Malaysia’s Islam Hadhari and the role of the nation-state in international relations. In D. Abdelkader, N. Manabilang Adiong & R. Mauriello (Eds.), Islam and international relations (pp. 207-228). New York: Palgrave Macmillan.
- Alikhani, A. A. (2016). Fundamentals of Islam in international relations. In D. Abdelkader, N. Manabilang Adiong & R. Mauriello (Eds.), Islam and international relations (pp. 7-31). New York: Palgrave Macmillan.
- Anderson, R. (2004). A definition of peace. Peace and Conflict: Journal of Peace and Psychology, 10(2), 101-116. https://doi.org/10.1207/s15327949pac1002_2
- Anwar, D. F. (2010). Foreign policy, Islam and democracy in Indonesia. Journal of Indonesian Social Sciences and Humanities, 3(1), 37-54. https://doi.org/10.14203/jissh.v3i1.45
- Ashrafi, A. (2020). Teoriye enghelab dar andishe siasi Emam Khomeini (naghdi bar ketabe Gofteman mobareze dar azdishe siasi Emam Khomeini: Ruykardi bar osul va shive haye mobarezati, pazhuhesh name enteghadi motun va barname haye olume ensani [The theory of revolution in Imam Khomeini’s political thought (criticism of the book “Struggle discourse in Imam Khomeini’s political thought: An approach to the principles and methods of struggle”)]. Critical Research Journal of Texts and Programs of Human Sciences, 20(9), 47-66. (In Persian). Retrieved from https://criticalstudy.ihcs.ac.ir/article_5808_2f32bfea6f47787a333c271eb90e 1c7f.pdf?lang=en
- Barzegar, I. (2012). Nazariye haye baztab jahanie enghelab Eslamiye Iran [Theories of global reflection of Iran’s Islamic Revolution]. Tehran: Imam Sadegh University Press. (In Persian).
- Belhadj Klaz, S., & Mariani, B. (2022). Fragmentation of peacemaking in Syria: Reality and perception. Global Transition Series, 1-35. Edinburgh: The Peace and Conflict Resolution Evidence Platform. Retrieved from https://peacerep.org/wp-content/uploads/2022/07/Fragmentation-of-Peacemaking-in-Syria-GT-Report-Digital.pdf
- Berger, L. (2017). Democratic values and the microfoundations of Arab support for peace with Israel. Conflict Management and Peace Science, 36(3), 270-290. https://doi.org/10.1177/0738894216688894
- Dashiri, M. (2011). Baztabe mafhumi va nazarie enghelabe Eslamie Iran dar ravabete beynol melal [Conceptual and theoretical reflection of Iran’s Islamic revolution in international relations]. Tehran: Sherkate Entesharate Elmi va Farhangi. (In Persian).
- Foucault, M. (1988). Iran: The spirit of a world without spirit. In L. Kritzman, A. Sheridan & M. Foucault (Eds.), Politics, philosophy, culture: Interviews and other writings, 1977-1984 (pp. 211-224). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203760031
- Galtung, J. (1985). Twenty-five years of peace research: Ten challenges and some responses. Journal of Peace Research, 22(2), 141-158.
- Gills, B. K. (2016). Historical materialism and International Relations theory. Millennium: Journal of International Studies, 16(2), 265-272. https://doi.org/10.1177/03058298870160020301
- Goudarzi, M. R., Jawan, J. A., & Ahmad, Z. B. (2009). The roots of formation of Ayatollah Khomeini’s political thought. Canadian Social Science, 5(6), 65-80.
- Goudarzi, M., & Kafash Neiri, M. (2018). Jahini shodane hoghughe bashar: Farhange solh va ravabete beynol melal. Faslname beynol melalie hoghughe bashar [The globalization of human rights: The culture of peace and international relations. The Journal of Human Rights], 14(1), 19-12. (In Persian). https://doi.org/10.22096/hr.2018.95128.1080
- Gramsci, A. (1992). Prison notebooks (Vol. 1, 2). New York: Columbia University Press.
- Hanafi, H. (1987). Life in peace: An Islamic perspective. Bulletin of Peace Proposals, 18(3), 433-448.
- Kadyrova, K. A. (2014). Major tendencies of practical application of the concept of jihad in the world at the beginning of the XXI century. Vestnik RUDN. International Relations, (3), 140-148. (In Russian).
- Kadyrova, K. A. (2015a). Jihad in the interpretation of Abdullah Azzam. RUDN Journal of World History, (2), 37-44. (In Russian).
- Kadyrova, K. A. (2015b). Jihad in the works of Abul Ala Maududi. RUDN Journal of World History, (1), 47-64. (In Russian).
- Kerimov, G. M. (1983). Problems of war and peace in Islam. Questions of Scientific Atheism, (31), 148-162. (In Russian).
- Khorramshahr, M. B. (2011). Baztab haye enghelabe Eslamie Iran [Reflections of Iran’s Islamic revolution]. Tehran: SAMT Publications. (In Persian).
- Kozhanov, N. A., & Bogacheva, A. S. (2020). The Islamic Republic of Iran in search of its foreign policy identity: Revolutionary innovation or continuity? MGIMO Review of International Relations, 13(2), 141-162. (In Russian). https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-2-71-141-162
- Kuklinski, J. (2002). Thinking about political psychology. Cambridge: Cambridge University Press.
- Maziar, B. (1991). Review: Esposito, J. L. The Iranian Revolution: Its global impact. Iranian Studies, 24(1/4), 79-81.
- Meghdar, M. (2008). Tasire enghelabe Eslami bar siasate beynol melal [The impact of the Islamic Revolution on international politics]. Tehran: Islamic Revolution Documentation Center. (In Persian).
- Mohammadi, M. (2008). Siasate kharejiye Jomhuriye Eslamie Iran [Foreign policy of the Islamic Republic of Iran]. Tehran: Dadgostar Publishing House. (In Persian).
- Moshirzadeh, H. (2009). Tahavol dar nazariye haye ravabete beynol melal [Evolution in the theories of international relations]. Tehran: SAMT Publications. (In Persian).
- Msellemu, S. A., & Kessy, E. M. (2022). Arab Spring’ and its destabilizing effects on the world. Journal of Globalization Studies, 13(1), 106-119. https://doi.org/10.30884/jogs/2022.01.08
- Nowrozi, H., & Mosfa, N. (2012). Negahi be siasate kharejie Jomhuriye Eslami Iran [A look at the foreign policy of the Islamic Republic of Iran]. Tehran: Ministry of Foreign Affairs Publishing Department. (In Persian).
- Reznik, S. V. (2008). Ideologemes and concepts of war and peace in Islam. Belgorod: Izdatel’stvo Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta publ. (In Russian).
- Sarvi, G. Kh., & Zarei, H. (2015). The desired political culture in Imam Ali’s order to Malik Ashtar. Political Strategic Research Quarterly, 3(9), 27-63.
- Simbar, R. (2016). Enghelabe Eslami va solh sazi baraye modiriyate jahan ari az khoshunat bayaste ha va chalesh ha, noormagz [Islamic revolution and peace-making to manage a world free from violence and challenges]. Political Thought in Islam, (Spring), 33-62. (In Persian). Retrieved from https://www.noormags.ir/view/fa/articlepage/1295879/انقلاب-اسلامی-و-صلح-سازی-برای-مدیریت-جهان-عاری-از-خشونت-بایسته-ها-و-چالش-ها
- Steans, J., Pettiford, L., Diez, T., & El-Anis, I. (2013). International relations: Perspectives and themes. New York: Routledge.
- Yazdani, A. (2020). The culture of peace and religious tolerance from an Islamic perspective. VERITAS, (47), 151-168.
- Yurtaev, V. I. (2014). Features of Iran’s foreign policy (1979-2013). Moscow: Rossiiskii universitet druzhby narodov publ. (In Russian).
- Yurtaev, V. I. (2018). Islamization as a factor of Iran’s foreign policy. Moscow: Aspekt Press publ. (In Russian).
Дополнительные файлы
