«Позитивный мир» в исламском восприятии международных отношений: пример внешней политики Ирана

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализируются особенности трактовки понятий «позитивный» и «негативный» мир в рамках исламской парадигмы международных отношений, а также применение исламских подходов к урегулированию конфликтов Исламской Республикой Иран (ИРИ). Актуальность исследования обусловлена необходимостью пересмотра подходов к миротворчеству и отхода от западных стратегий разрешения конфликтов, поскольку данные подходы за прошедшие 50 лет уже продемонстрировали свою несостоятельность. Опираясь на герменевтический метод анализа священных текстов ислама и сравнительный анализ, а также подход к определению «негативного» и «позитивного» мира норвежского социолога Й. Галтунга, авторы обосновывают существование двух стратегий достижения мира, базирующихся на исламских принципах, - «стратегии сопротивления» и «стратегии ненасилия», рассматривая в качестве примера первой внешнеполитическую деятельность Исламской Республики Иран по урегулированию региональных конфликтов на примере Сирии, палестинской проблемы и Ормузской мирной инициативы. Установлено, что в исламе в качестве подлинного мира видится только «позитивный мир», способный обеспечить безопасность, справедливый миропорядок и всеобщее равенство. Иран, руководствуясь мировоззренческими установками, порожденными Исламской революцией 1978-1979 гг. (духовность, борьба с коррупцией и несправедливостью, защита «обездоленных» и борьба с «высокомерными», отрицание насилия в общественном движении, устранение социальной дискриминации, правительство, учитывающее мнение народа), стремится внедрять исламские принципы в свою внешнеполитическую практику, в частности на ближневосточном направлении. Однако в связи с тем, что ряд арабских стран региона проводят антииранскую политику, некоторые инициативы Тегерана остаются нереализованными, не получая поддержки. Тем не менее в современных условиях, когда происходит пересмотр западноцентричного мирового порядка, как никогда актуально изучать альтернативные подходы к урегулированию конфликтов, выявлять их преимущества и значение, опираясь на уже существующие практические примеры.

Об авторах

Даниал Ранджбар

Российский университет дружбы народов

Email: 1042215113@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-1619-3383

ассистент кафедры теории и истории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Ольга Сергеевна Чикризова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: chikrizova-os@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-1678-0967

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Abadi, H. (2022). Seeking an Islamic framework towards peacebuilding and women’s inclusion. London: LSE.
  2. Abu-Nimer, M. (2003). Nonviolence and peace building in Islam: Theory and practice. Gainesville, FL: University Press of Florida.
  3. Afsaruddin, A. (2020). The concept of peace in Islam. In G. Tamer (Ed.), The concept of peace in Judaism, Christianity and Islam (pp. 99-157). Berlin: De Gruyter.
  4. Ali, M. (2016). Malaysia’s Islam Hadhari and the role of the nation-state in international relations. In D. Abdelkader, N. Manabilang Adiong & R. Mauriello (Eds.), Islam and international relations (pp. 207-228). New York: Palgrave Macmillan.
  5. Alikhani, A. A. (2016). Fundamentals of Islam in international relations. In D. Abdelkader, N. Manabilang Adiong & R. Mauriello (Eds.), Islam and international relations (pp. 7-31). New York: Palgrave Macmillan.
  6. Anderson, R. (2004). A definition of peace. Peace and Conflict: Journal of Peace and Psychology, 10(2), 101-116. https://doi.org/10.1207/s15327949pac1002_2
  7. Anwar, D. F. (2010). Foreign policy, Islam and democracy in Indonesia. Journal of Indonesian Social Sciences and Humanities, 3(1), 37-54. https://doi.org/10.14203/jissh.v3i1.45
  8. Ashrafi, A. (2020). Teoriye enghelab dar andishe siasi Emam Khomeini (naghdi bar ketabe Gofteman mobareze dar azdishe siasi Emam Khomeini: Ruykardi bar osul va shive haye mobarezati, pazhuhesh name enteghadi motun va barname haye olume ensani [The theory of revolution in Imam Khomeini’s political thought (criticism of the book “Struggle discourse in Imam Khomeini’s political thought: An approach to the principles and methods of struggle”)]. Critical Research Journal of Texts and Programs of Human Sciences, 20(9), 47-66. (In Persian). Retrieved from https://criticalstudy.ihcs.ac.ir/article_5808_2f32bfea6f47787a333c271eb90e 1c7f.pdf?lang=en
  9. Barzegar, I. (2012). Nazariye haye baztab jahanie enghelab Eslamiye Iran [Theories of global reflection of Iran’s Islamic Revolution]. Tehran: Imam Sadegh University Press. (In Persian).
  10. Belhadj Klaz, S., & Mariani, B. (2022). Fragmentation of peacemaking in Syria: Reality and perception. Global Transition Series, 1-35. Edinburgh: The Peace and Conflict Resolution Evidence Platform. Retrieved from https://peacerep.org/wp-content/uploads/2022/07/Fragmentation-of-Peacemaking-in-Syria-GT-Report-Digital.pdf
  11. Berger, L. (2017). Democratic values and the microfoundations of Arab support for peace with Israel. Conflict Management and Peace Science, 36(3), 270-290. https://doi.org/10.1177/0738894216688894
  12. Dashiri, M. (2011). Baztabe mafhumi va nazarie enghelabe Eslamie Iran dar ravabete beynol melal [Conceptual and theoretical reflection of Iran’s Islamic revolution in international relations]. Tehran: Sherkate Entesharate Elmi va Farhangi. (In Persian).
  13. Foucault, M. (1988). Iran: The spirit of a world without spirit. In L. Kritzman, A. Sheridan & M. Foucault (Eds.), Politics, philosophy, culture: Interviews and other writings, 1977-1984 (pp. 211-224). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203760031
  14. Galtung, J. (1985). Twenty-five years of peace research: Ten challenges and some responses. Journal of Peace Research, 22(2), 141-158.
  15. Gills, B. K. (2016). Historical materialism and International Relations theory. Millennium: Journal of International Studies, 16(2), 265-272. https://doi.org/10.1177/03058298870160020301
  16. Goudarzi, M. R., Jawan, J. A., & Ahmad, Z. B. (2009). The roots of formation of Ayatollah Khomeini’s political thought. Canadian Social Science, 5(6), 65-80.
  17. Goudarzi, M., & Kafash Neiri, M. (2018). Jahini shodane hoghughe bashar: Farhange solh va ravabete beynol melal. Faslname beynol melalie hoghughe bashar [The globalization of human rights: The culture of peace and international relations. The Journal of Human Rights], 14(1), 19-12. (In Persian). https://doi.org/10.22096/hr.2018.95128.1080
  18. Gramsci, A. (1992). Prison notebooks (Vol. 1, 2). New York: Columbia University Press.
  19. Hanafi, H. (1987). Life in peace: An Islamic perspective. Bulletin of Peace Proposals, 18(3), 433-448.
  20. Kadyrova, K. A. (2014). Major tendencies of practical application of the concept of jihad in the world at the beginning of the XXI century. Vestnik RUDN. International Relations, (3), 140-148. (In Russian).
  21. Kadyrova, K. A. (2015a). Jihad in the interpretation of Abdullah Azzam. RUDN Journal of World History, (2), 37-44. (In Russian).
  22. Kadyrova, K. A. (2015b). Jihad in the works of Abul Ala Maududi. RUDN Journal of World History, (1), 47-64. (In Russian).
  23. Kerimov, G. M. (1983). Problems of war and peace in Islam. Questions of Scientific Atheism, (31), 148-162. (In Russian).
  24. Khorramshahr, M. B. (2011). Baztab haye enghelabe Eslamie Iran [Reflections of Iran’s Islamic revolution]. Tehran: SAMT Publications. (In Persian).
  25. Kozhanov, N. A., & Bogacheva, A. S. (2020). The Islamic Republic of Iran in search of its foreign policy identity: Revolutionary innovation or continuity? MGIMO Review of International Relations, 13(2), 141-162. (In Russian). https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-2-71-141-162
  26. Kuklinski, J. (2002). Thinking about political psychology. Cambridge: Cambridge University Press.
  27. Maziar, B. (1991). Review: Esposito, J. L. The Iranian Revolution: Its global impact. Iranian Studies, 24(1/4), 79-81.
  28. Meghdar, M. (2008). Tasire enghelabe Eslami bar siasate beynol melal [The impact of the Islamic Revolution on international politics]. Tehran: Islamic Revolution Documentation Center. (In Persian).
  29. Mohammadi, M. (2008). Siasate kharejiye Jomhuriye Eslamie Iran [Foreign policy of the Islamic Republic of Iran]. Tehran: Dadgostar Publishing House. (In Persian).
  30. Moshirzadeh, H. (2009). Tahavol dar nazariye haye ravabete beynol melal [Evolution in the theories of international relations]. Tehran: SAMT Publications. (In Persian).
  31. Msellemu, S. A., & Kessy, E. M. (2022). Arab Spring’ and its destabilizing effects on the world. Journal of Globalization Studies, 13(1), 106-119. https://doi.org/10.30884/jogs/2022.01.08
  32. Nowrozi, H., & Mosfa, N. (2012). Negahi be siasate kharejie Jomhuriye Eslami Iran [A look at the foreign policy of the Islamic Republic of Iran]. Tehran: Ministry of Foreign Affairs Publishing Department. (In Persian).
  33. Reznik, S. V. (2008). Ideologemes and concepts of war and peace in Islam. Belgorod: Izdatel’stvo Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta publ. (In Russian).
  34. Sarvi, G. Kh., & Zarei, H. (2015). The desired political culture in Imam Ali’s order to Malik Ashtar. Political Strategic Research Quarterly, 3(9), 27-63.
  35. Simbar, R. (2016). Enghelabe Eslami va solh sazi baraye modiriyate jahan ari az khoshunat bayaste ha va chalesh ha, noormagz [Islamic revolution and peace-making to manage a world free from violence and challenges]. Political Thought in Islam, (Spring), 33-62. (In Persian). Retrieved from https://www.noormags.ir/view/fa/articlepage/1295879/انقلاب-اسلامی-و-صلح-سازی-برای-مدیریت-جهان-عاری-از-خشونت-بایسته-ها-و-چالش-ها
  36. Steans, J., Pettiford, L., Diez, T., & El-Anis, I. (2013). International relations: Perspectives and themes. New York: Routledge.
  37. Yazdani, A. (2020). The culture of peace and religious tolerance from an Islamic perspective. VERITAS, (47), 151-168.
  38. Yurtaev, V. I. (2014). Features of Iran’s foreign policy (1979-2013). Moscow: Rossiiskii universitet druzhby narodov publ. (In Russian).
  39. Yurtaev, V. I. (2018). Islamization as a factor of Iran’s foreign policy. Moscow: Aspekt Press publ. (In Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».