Деятельность турецкого просветительского фонда «Маариф» в контексте противостояния движению «Хизмет»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Образовательные программы являются важным инструментом культурной дипломатии современных стран. Выступая в качестве «мягкой силы», организации стремятся расширить географию своей деятельности за счет открытия учебных заведений в разных уголках мира для распространения влияния своего государства. В Турции такой структурой долгое время являлось движение «Хизмет», а в последние годы - организация «Маариф». Впервые в российском востоковедении проведен анализ деятельности турецкого государственного образовательного фонда «Маариф» в рамках противостояния с запрещенным на территории Турции и ряде стран движением «Хизмет». С момента объявления этой структуры террористической организацией на территории Турции фонд «Маариф» осуществляет переподчинение образовательных учреждений по всему миру. В связи с этим важнейшим событием является попытка государственного переворота 15 июля 2016 г., в которой обвинялся идейный вдохновитель движения «Хизмет» Фетхуллах Гюлен. После этого на территории Турции были закрыты практически все школы, связанные с движением «Хизмет». Релевантность исследования определяется тем, что в нем рассматривается чуть ли не единственный в истории случай противостояния двух организаций, являющихся инструментами «мягкой силы» одной и той же страны. Цель исследования - рассмотрение актуальных вопросов деятельности фонда «Маариф» в рамках противостояния с движением «Хизмет». В ходе работы проведен качественный анализ официальных документов турецкого государственного фонда, законов Турецкой Республики, а также дискурс-анализ медиапродуктов «Хизмет». Было выявлено, что, несмотря на довольно успешную работу рассматриваемой турецкой государственной просветительской организации, говорить о полном упразднении «Хизмет» к настоящему времени не приходится. По состоянию на сентябрь 2023 г., государственный фонд «Маариф» регулирует деятельность учебных заведений в 49 странах мира, в то время как движение Ф. Гюлена сохраняет высокий статус в 60 государствах. Выявлено, что деятельность «Хизмет» прямо или косвенно влияет на межгосударственные отношения Турции с теми странами, где функционируют гюленовские школы. Сделан вывод, что требования турецкой стороны закрыть учреждения структуры приводили к непродолжительным дипломатическим кризисам в отношениях Анкары с «принимающей» страной. Показано, что появление «Маариф» в конкретной стране необязательно приводит к закрытию гюленовских учреждений.

Об авторах

Анри Робертович Чедия

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: achedia@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-0742-735X

кандидат исторических наук, научный сотрудник департамента зарубежного регионоведения; научный сотрудник Научной учебной лаборатории исследований современного Ирана

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Akgün, B., & Özkan, M. (2020). Turkey’s entrance to international education: The case of Turkish Maarif foundation. Insight Turkey, 22(1), 59-70. https://doi.org/10.25253/99.2020221.05
  2. Aleksanyan, L. M. (2016). The soft power policy of Turkey towards Georgia. MGIMO Review of International Relations, (2), 72-79. (In Russian).
  3. Altın, M. E. (2020). Internationalization through localization: Gülen inspired schools [thesis]. Düsseldorf: Heinrich Heine University.
  4. Angey, G. (2022). Being a teacher in the missionary schools of the Gülen movement in Sub-Saharan Africa: Interactions, trajectories, and differentiated investments of the role. In N. Neveu, K. Sanchez Summerer & A. Turiano (Eds.), Missions and preaching: Connected and decompartmentalised perspectives from the Middle East and North Africa (19th - 21st century) (pp. 157-185). Boston & Leiden: Brill. https://doi.org/10.1163/9789004449633_009
  5. Avatkov, V. A. (2018). The Turkic world and Turkic organizations. World Politics, (2), 11-25. (In Russian). https://doi.org/10.25136/2409-8671.2018.2.26047
  6. Azimov, K. (2017). Who is behind the coup attempt in Turkey? Russia and the Moslem World, (2), 81-90. (In Russian).
  7. Belous, Yu. A., Kulieva, N. S., & Khasanov, K. A. u. (2023). The features of the humanitarian aspect of modern Turkey’s foreign policy. Russia and the Contemporary World, (1), 115-136. (In Russian). https://doi.org/10.31249/rsm/2023.01.07
  8. Çelik, M. (2022). International schools in the context of cultural diplomacy: Actors and new approaches. In B. Akgün & Y. Alpaydın (Eds.), Education policies in the 21st century (pp. 161-191). Singapore: Palgrave Macmillan Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-19-1604-5_7
  9. Dal, E. P., & Dipama, S. (2019). Assessing the Turkish “trading state” in Sub-Saharan Africa. In E. P. Dal (Ed.), Turkey’s political economy in the 21st century (pp. 239-270). London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-030-27632-4_10
  10. Drinova, E. M. (2022). Politicization of Islam and traditions of Sufism in the history of Turkey. Nations and Religions of Eurasia, 27(4), 154-164. (In Russian). https://doi.org/10.14258/nreur(2022)4-09
  11. Emelyanova, N. M. (2017). Erdogan vs Gulen. The recent trends in Turkey’s political development. RSUH/RGGU Bulletin. “Political Science. History. International Relations” Series, (2), 39-50. (In Russian).
  12. Gündüz, M., & Erdemir, A. (2021). The place and importance of the Maarif colleges in Turkish education system. Research on Education and Psychology, 5(2), 266-277. https://doi.org/10.54535/rep.1005145
  13. Iag’ia, V. S, & Kolesnikova, M. A. (2018). The three pillars of Turkish policy in Africa. Comparative Politics Russia, 9(1), 37-59. (In Russian).
  14. Ivanov, V. V. (2014). Fethullah Gulen’s movement in Russia and CIS countries. Musul’manskij Mir, (3), 49-82. (In Russian).
  15. Kaplan, H., Çimen, I., & Balci, E. (2022). Türkiye’nin eğitim diplomasisinde Türkiye Maarif vakfıının rolü. Akdeniz Havzası ve Afrika Medeniyetleri Dergisi, 4(2), 120-128. https://doi.org/10.54132/akaf.1209119
  16. Karağöl, E. T. (2016). 15 July coup attempt and Turkish economy. Adam Akademi Sosyal Bilimler Dergisi, 6(2), 37-49. https://doi.org/10.31679/adamakademi.285017
  17. Khan, W., & Hafeez, M. (2018). Gulen movement: The blending of religion and rationality. Journal of Research in Social Sciences, 6(1), 182-192.
  18. Kudayarov, K. A. (2021). Religious influence of Turkey and Pakistan in Kyrgyzstan. Social Sciences and Humanities. Domestic and Foreign Literature. Series 9: Oriental and African Studies, (1), 47-63. (In Russian). https://doi.org/10.31249/rva/2021.01.02
  19. Mosaki, N. Z. (2013). Educational expansion of Turkey in Africa. Voprosy Obrazovaniya / Educational Studies Moscow, (2), 49-66. (In Russian). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-2-49-66
  20. Mosaki, N. Z. (2020). Turkish educational institutions in Iraqi Kurdistan: History and current situation (Gülen schools and the Maarif foundation). Vestnik Instituta Vostokovedenija RAN, (4), 280-294. (In Russian). https://doi.org/10.31696/2618-7302-2020-4-280-294
  21. Muttaqien, A. I., & Yumitro, G. (2022). The Turkish government’s policy in weakening the Gulen movement. Britain International of Humanities and Social Sciences Journal, 4(1), 26-33. https://doi.org/10.33258/biohs.v4i1.567
  22. Nadein-Raevskiy, V. А. (2016). The struggle of idea and “the New Turkey”. MGIMO Review of International Relations, (2), 22-31. (In Russian).
  23. Shinn, D. (2015). Hizmet in Africa: The activities and significance of the Gülen movement. Los Angeles: Tsehai Publishers.
  24. Shively, K. (2016). Pragmatic politics. The Gülen movement and the AKP. In U. Cizre (Ed.), The Turkish AK Party and its leader: Criticism, opposition and dissent (pp. 183-204). London: Routledge.
  25. Shlykov, P. V. (2014). The transformation of the Turkey’s party and political system in 1983-2013 and mobilization strategies of the opposition. Part 2. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 13: Vostokovedenie, (1), 54-71. (In Russian).
  26. Suleymanov, R. (2016). Tatar-Turkish schools in Tatarstan as lobbyists of Fethullah Gulen’s ideology. Sovremennye Evrazijskie Issledovanija, (1), 78-84. (In Russian).
  27. Tee, C. (2021). The Gülen movement: Between Turkey and international exile. In M. A. Upal & C. M. Cusack (Eds.), Handbook of Islamic sects and movements (pp. 86-109). Boston & Leiden: Brill. https://doi.org/10.1163/9789004435544_007
  28. Tittensor, D. (2018). The Gülen movement and surviving in exile: The case of Australia. Politics, Religion Ideology, 19(1), 123-138. https://doi.org/10.1080/21567689.2018.1453272
  29. Toguslu, E. (2017). The turbulence between AKP and Hizmet: The African case. London: Centre for Hizmet Studies.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».