Деятельность турецкого просветительского фонда «Маариф» в контексте противостояния движению «Хизмет»
- Авторы: Чедия А.Р.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 23, № 4 (2023): 100 лет Турецкой Республике: международное измерение
- Страницы: 620-642
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320448
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-4-620-642
- EDN: https://elibrary.ru/OELKDL
- ID: 320448
Цитировать
Аннотация
Образовательные программы являются важным инструментом культурной дипломатии современных стран. Выступая в качестве «мягкой силы», организации стремятся расширить географию своей деятельности за счет открытия учебных заведений в разных уголках мира для распространения влияния своего государства. В Турции такой структурой долгое время являлось движение «Хизмет», а в последние годы - организация «Маариф». Впервые в российском востоковедении проведен анализ деятельности турецкого государственного образовательного фонда «Маариф» в рамках противостояния с запрещенным на территории Турции и ряде стран движением «Хизмет». С момента объявления этой структуры террористической организацией на территории Турции фонд «Маариф» осуществляет переподчинение образовательных учреждений по всему миру. В связи с этим важнейшим событием является попытка государственного переворота 15 июля 2016 г., в которой обвинялся идейный вдохновитель движения «Хизмет» Фетхуллах Гюлен. После этого на территории Турции были закрыты практически все школы, связанные с движением «Хизмет». Релевантность исследования определяется тем, что в нем рассматривается чуть ли не единственный в истории случай противостояния двух организаций, являющихся инструментами «мягкой силы» одной и той же страны. Цель исследования - рассмотрение актуальных вопросов деятельности фонда «Маариф» в рамках противостояния с движением «Хизмет». В ходе работы проведен качественный анализ официальных документов турецкого государственного фонда, законов Турецкой Республики, а также дискурс-анализ медиапродуктов «Хизмет». Было выявлено, что, несмотря на довольно успешную работу рассматриваемой турецкой государственной просветительской организации, говорить о полном упразднении «Хизмет» к настоящему времени не приходится. По состоянию на сентябрь 2023 г., государственный фонд «Маариф» регулирует деятельность учебных заведений в 49 странах мира, в то время как движение Ф. Гюлена сохраняет высокий статус в 60 государствах. Выявлено, что деятельность «Хизмет» прямо или косвенно влияет на межгосударственные отношения Турции с теми странами, где функционируют гюленовские школы. Сделан вывод, что требования турецкой стороны закрыть учреждения структуры приводили к непродолжительным дипломатическим кризисам в отношениях Анкары с «принимающей» страной. Показано, что появление «Маариф» в конкретной стране необязательно приводит к закрытию гюленовских учреждений.
Ключевые слова
Об авторах
Анри Робертович Чедия
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: achedia@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-0742-735X
кандидат исторических наук, научный сотрудник департамента зарубежного регионоведения; научный сотрудник Научной учебной лаборатории исследований современного Ирана
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Akgün, B., & Özkan, M. (2020). Turkey’s entrance to international education: The case of Turkish Maarif foundation. Insight Turkey, 22(1), 59-70. https://doi.org/10.25253/99.2020221.05
- Aleksanyan, L. M. (2016). The soft power policy of Turkey towards Georgia. MGIMO Review of International Relations, (2), 72-79. (In Russian).
- Altın, M. E. (2020). Internationalization through localization: Gülen inspired schools [thesis]. Düsseldorf: Heinrich Heine University.
- Angey, G. (2022). Being a teacher in the missionary schools of the Gülen movement in Sub-Saharan Africa: Interactions, trajectories, and differentiated investments of the role. In N. Neveu, K. Sanchez Summerer & A. Turiano (Eds.), Missions and preaching: Connected and decompartmentalised perspectives from the Middle East and North Africa (19th - 21st century) (pp. 157-185). Boston & Leiden: Brill. https://doi.org/10.1163/9789004449633_009
- Avatkov, V. A. (2018). The Turkic world and Turkic organizations. World Politics, (2), 11-25. (In Russian). https://doi.org/10.25136/2409-8671.2018.2.26047
- Azimov, K. (2017). Who is behind the coup attempt in Turkey? Russia and the Moslem World, (2), 81-90. (In Russian).
- Belous, Yu. A., Kulieva, N. S., & Khasanov, K. A. u. (2023). The features of the humanitarian aspect of modern Turkey’s foreign policy. Russia and the Contemporary World, (1), 115-136. (In Russian). https://doi.org/10.31249/rsm/2023.01.07
- Çelik, M. (2022). International schools in the context of cultural diplomacy: Actors and new approaches. In B. Akgün & Y. Alpaydın (Eds.), Education policies in the 21st century (pp. 161-191). Singapore: Palgrave Macmillan Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-19-1604-5_7
- Dal, E. P., & Dipama, S. (2019). Assessing the Turkish “trading state” in Sub-Saharan Africa. In E. P. Dal (Ed.), Turkey’s political economy in the 21st century (pp. 239-270). London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3-030-27632-4_10
- Drinova, E. M. (2022). Politicization of Islam and traditions of Sufism in the history of Turkey. Nations and Religions of Eurasia, 27(4), 154-164. (In Russian). https://doi.org/10.14258/nreur(2022)4-09
- Emelyanova, N. M. (2017). Erdogan vs Gulen. The recent trends in Turkey’s political development. RSUH/RGGU Bulletin. “Political Science. History. International Relations” Series, (2), 39-50. (In Russian).
- Gündüz, M., & Erdemir, A. (2021). The place and importance of the Maarif colleges in Turkish education system. Research on Education and Psychology, 5(2), 266-277. https://doi.org/10.54535/rep.1005145
- Iag’ia, V. S, & Kolesnikova, M. A. (2018). The three pillars of Turkish policy in Africa. Comparative Politics Russia, 9(1), 37-59. (In Russian).
- Ivanov, V. V. (2014). Fethullah Gulen’s movement in Russia and CIS countries. Musul’manskij Mir, (3), 49-82. (In Russian).
- Kaplan, H., Çimen, I., & Balci, E. (2022). Türkiye’nin eğitim diplomasisinde Türkiye Maarif vakfıının rolü. Akdeniz Havzası ve Afrika Medeniyetleri Dergisi, 4(2), 120-128. https://doi.org/10.54132/akaf.1209119
- Karağöl, E. T. (2016). 15 July coup attempt and Turkish economy. Adam Akademi Sosyal Bilimler Dergisi, 6(2), 37-49. https://doi.org/10.31679/adamakademi.285017
- Khan, W., & Hafeez, M. (2018). Gulen movement: The blending of religion and rationality. Journal of Research in Social Sciences, 6(1), 182-192.
- Kudayarov, K. A. (2021). Religious influence of Turkey and Pakistan in Kyrgyzstan. Social Sciences and Humanities. Domestic and Foreign Literature. Series 9: Oriental and African Studies, (1), 47-63. (In Russian). https://doi.org/10.31249/rva/2021.01.02
- Mosaki, N. Z. (2013). Educational expansion of Turkey in Africa. Voprosy Obrazovaniya / Educational Studies Moscow, (2), 49-66. (In Russian). https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-2-49-66
- Mosaki, N. Z. (2020). Turkish educational institutions in Iraqi Kurdistan: History and current situation (Gülen schools and the Maarif foundation). Vestnik Instituta Vostokovedenija RAN, (4), 280-294. (In Russian). https://doi.org/10.31696/2618-7302-2020-4-280-294
- Muttaqien, A. I., & Yumitro, G. (2022). The Turkish government’s policy in weakening the Gulen movement. Britain International of Humanities and Social Sciences Journal, 4(1), 26-33. https://doi.org/10.33258/biohs.v4i1.567
- Nadein-Raevskiy, V. А. (2016). The struggle of idea and “the New Turkey”. MGIMO Review of International Relations, (2), 22-31. (In Russian).
- Shinn, D. (2015). Hizmet in Africa: The activities and significance of the Gülen movement. Los Angeles: Tsehai Publishers.
- Shively, K. (2016). Pragmatic politics. The Gülen movement and the AKP. In U. Cizre (Ed.), The Turkish AK Party and its leader: Criticism, opposition and dissent (pp. 183-204). London: Routledge.
- Shlykov, P. V. (2014). The transformation of the Turkey’s party and political system in 1983-2013 and mobilization strategies of the opposition. Part 2. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 13: Vostokovedenie, (1), 54-71. (In Russian).
- Suleymanov, R. (2016). Tatar-Turkish schools in Tatarstan as lobbyists of Fethullah Gulen’s ideology. Sovremennye Evrazijskie Issledovanija, (1), 78-84. (In Russian).
- Tee, C. (2021). The Gülen movement: Between Turkey and international exile. In M. A. Upal & C. M. Cusack (Eds.), Handbook of Islamic sects and movements (pp. 86-109). Boston & Leiden: Brill. https://doi.org/10.1163/9789004435544_007
- Tittensor, D. (2018). The Gülen movement and surviving in exile: The case of Australia. Politics, Religion Ideology, 19(1), 123-138. https://doi.org/10.1080/21567689.2018.1453272
- Toguslu, E. (2017). The turbulence between AKP and Hizmet: The African case. London: Centre for Hizmet Studies.
Дополнительные файлы
