Ключевые модели взаимодействия религиозных институтов в контексте государственно-церковных отношений на примере России и Египта
- Авторы: Лукьянова Г.О.1, Чикризова О.С.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 21, № 4 (2021): Большое Средиземноморье: продолжая конструировать макрорегион
- Страницы: 712-733
- Раздел: ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2313-0660/article/view/320277
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-4-712-733
- ID: 320277
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена выявлению и сравнительному анализу особенностей государственно-церковных отношений в России и Египте. В настоящее время наблюдается заметное повышение роли религии и религиозных институтов в мировой политике, а также переосмысление процесса секуляризации общественной жизни. Религия по-прежнему нередко становится причиной дискриминации, гонений на отдельные группы общества; не снижается «градус» исламофобии в странах Запада и религиофобии - в мире. В этих условиях также возрастает значимость государственно-церковных отношений внутри ключевых международных акторов. Цель исследования заключается в сравнительном анализе особенностей государственной политики России и Египта в отношении религии, чтобы разработать рекомендации по использованию российских религиозных институтов по укреплению позиций России на Ближнем Востоке. Россия и Египет выбраны в качестве объектов исследования, поскольку эти страны имеют богатую историю взаимодействия в религиозной сфере, которая станет базисом для сотрудничества религиозных институтов двух стран. Кроме того, Египет - одно из ключевых государств Ближнего Востока, где российское влияние никогда не было доминирующим, но именно там религиозные организации типа Русской православной церкви (РПЦ) наиболее активно и успешно проводили интересы России. Методологически статья опирается на исторический и эмпирический институционализм, а также сравнительный анализ и историко-генетический метод. Новизна исследования состоит в том, что разработаны четыре модели взаимодействия религиозных общин, которые построены на двух критериях, таких как: а) наличие религиозных институтов, представляющих интересы той или иной общины; б) статус религии в государстве (доминирующая или религия меньшинства). Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе выделенных особенностей государственно-церковных отношений в Египте предложены рекомендации по совершенствованию использования религиозных организаций России для продвижения государственных интересов в Египте.
Об авторах
Галина Олеговна Лукьянова
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: lukianova-go@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4033-4852
кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук
Москва, Российская ФедерацияОльга Сергеевна Чикризова
Российский университет дружбы народов
Email: chikrizova-os@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-1678-0967
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений
Москва, Российская ФедерацияСписок литературы
- Aceto, C. (2017). Shi’a in Egypt. One in a hundred: Analysis of sectarianism — confronting a controversial and fragmented community. Aahrus University. Retrieved from https://www.academia.edu/32601963/Shi_a_in_Egypt_One_in_a_Hundred_Analysis_of_Sectarianism_Confronting_a_Controversial_and_Fragmented_Community
- Adjban, I. I. (2015). Relations between the two Churches — Coptic and Russian — in the 19th — 21st centuries. Cairo: Rossijskie novosti publ. (In Russian).
- Belyakov, V. V. (2007). The role of humanitarian ties in intercultural interaction between Russia and Egypt (late 19th — mid 20th centuries) [thesis]. Moscow. (In Russian).
- Belyakov, V. V. (2010). Russia and Egypt: Intercultural interaction before Khrushchev and Nasser. In V. V. Belyakov & V. V. Naumkin (Eds.), Vitaleus: a collection of articles dedicated to the 70th anniversary of V. I. Sheremet (pp. 52—64). Moscow: Institut vostokovedeniya RAN publ. (In Russian).
- Chikrizova, O. S. (2018). “Ecumenism” in Islam: Historical stages of overcoming the Sunni-Shiʻite antagonism. Economic, Socio-Political, Ethno-Confessional Problems of Afro-Asian Countries. Yearbook, 166—172. (In Russian).
- Chikrizova, O. S., & Morozova, N. N. (2020). Shiʻism in Morocco: Historical heritage and modernity. Asia and Africa Today, (5), 28—35. (In Russian). https://doi.org/10.31857/S032150750009547-3
- Dannenberg, A. N., & Kasatkin, P. I. (2018). The Holy See in the Holy land: History and the present. MGIMO Review of International Relations, (2), 185—200. (In Russian). https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-2-59-185-200
- Egorin, A. Z. (1998). Egypt of our times. Moscow: IV RAN publ. (In Russian).
- Egorin, A. Z. (2016). Egypt — Russia: 500 years of cooperation. Kazan: Izd-vo Kazanskogo universiteta publ. (In Russian).
- El Masri, I. H. (1978). The story of the Copts: The true story of Christianity in Egypt. Book I: From the foundation of the Church by Saint Mark to the Arab conquest. Cairo: Middle East Council of Churches.
- Fahmi, G. (2019). The Rapprochement between Al-Azhar and the Vatican: Opportunities and Limits. In P. Sasnal (Ed.), Cooperation with religious institutions as a European policy tool (pp. 98—116). European Institute of the Mediterranean.
- Fox, J. (2015). Political secularism, religion, and the state: A time series analysis of worldwide data. New York, NY: Cambridge University Press.
- Fox, J. (2019). A world survey of secular-religious competition: state religious policy from 1990 to 2014. Religion, State & Society, 47(1), 10—29. https://doi.org/10.1080/09637494.2018.1532750
- Grim, B. J., & Finke, R. (2006). International religion indexes: Government regulation, government favoritism, and social regulation of religion. Interdisciplinary Journal of Research on Religion, 2, 1—40.
- Gibadullin, I. R. (2013). Shiʻism in Russia: The search of appropriate model of self-constitution within Russian Muslim community. In D. V. Brilev (Ed.), Islam in a multicultural world: Muslim movements and mechanisms of the reproduction of the ideology of Islam in the modern information space: a collection of articles of the international conference (pp. 67—88). Kazan, November 14—17, 2013. Kazan: Kazanskii (Privolzhskii) federal’nyi universitet publ. (In Russian).
- Goryachkin, G. V. (2014). Russian presence in Palestine as a factor in the relationship between the ruling dynasties of Russia and Egypt (late 19th — early 20th centuries). Orthodox Palestinian Collection, (110), 72—78. (In Russian).
- Hall, P. A., & Taylor, R. C. R. (1996). Political science and the three new institutionalisms. Political Studies, 44(5), 936—957. https://doi.org/10.1111/j.1467-9248.1996.tb00343.x
- Hurd, E. S. (2017). Beyond religious freedom: The new global politics of religion. Princeton, NJ: Princeton University Press.
- Kasatkin, P. I. (2011). Governance of church diaspora as a key problem of inter-Orthodox relations. Journal of Law and Administration, (4), 72—79. (In Russian).
- Kerimov, G. М. (1983). Problems of war and peace in Islam. Questions of Scientific Atheism, (31), 148—162. Moscow: Mysl’ publ. (In Russian).
- Khalil, M. A. M. (2019). Intercultural communication between Russia and Egypt in the 20th — 21st centuries: Political and religious aspects. Moscow: MGIMO-Universitet publ. (In Russian).
- Kirillina, S. A. (2000). Russian travellers and missionary figures in Egypt in the 19th — early 20th centuries and their views on the cultural upsurge in the Arab East. In Russia and the East: a view from Siberia at the end of the century: materials and abstracts of reports for the international scientific-practical conference. Irkutsk, May 24—27, 2000: in 2 volumes. Vol. 1 (pp. 250—255). Irkutsk: Ottisk publ.
- Kyrlezhev, A. (2016). Orthodox commonwealth: A typology of autocephalous churches. State, Religion and Church in Russia and Worldwide, 34(1), 74—101. (In Russian). https://doi.org/10.22394/2073-7203-2016-34-1-74-101
- Leustean, L. N. (Ed.) (2014). Eastern Christianity and politics in the twenty-first century. London — New York: Routledge.
- Martino, M. G. (2014). The State as an actor in religion policy: Policy cycle and governance perspectives on institutionalized religion. Wiesbaden: Springer.
- Oreshkova, S. F. (2018). The Ottoman Empire: Essays on history. Moscow: Rubezhi XXI publ. (In Russian).
- Peters, B. G. (2000). Institutional theory: Problems and prospects. Reihe Politikwissenschaft, 69, 1—28. Retrieved from https://www.ihs.ac.at/publications/pol/pw_69.pdf
- Petrunina, O. E., Gerd, L. A., & Vakh, K. A. (2020). The Alexandrian Patriarchate and Russia in the 19th century: Research and documents. Moscow: Indrik publ. (In Russian).
- Pratt, D. (2010). The Vatican in dialogue with Islam: Inclusion and engagement. Islam and Christian-Muslim Relations, 21(3), 245—262. https://doi.org/10.1080/09596410.2010.496656
- Pratt, D. (2015). Theology after dialogue: Christian-Muslim engagement today and tomorrow. Islam and Christian-Muslim Relations, 26(1), 89—101. https://doi.org/10.1080/09596410.2014.965882
- Shakhov, M. O. (2013). Legal basis for the activities of religious associations in the Russian Federation. 2nd edition. Moscow: Izd-vo Sretenskogo monastyrya publ. (In Russian).
Дополнительные файлы
