Ключевые модели взаимодействия религиозных институтов в контексте государственно-церковных отношений на примере России и Египта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена выявлению и сравнительному анализу особенностей государственно-церковных отношений в России и Египте. В настоящее время наблюдается заметное повышение роли религии и религиозных институтов в мировой политике, а также переосмысление процесса секуляризации общественной жизни. Религия по-прежнему нередко становится причиной дискриминации, гонений на отдельные группы общества; не снижается «градус» исламофобии в странах Запада и религиофобии - в мире. В этих условиях также возрастает значимость государственно-церковных отношений внутри ключевых международных акторов. Цель исследования заключается в сравнительном анализе особенностей государственной политики России и Египта в отношении религии, чтобы разработать рекомендации по использованию российских религиозных институтов по укреплению позиций России на Ближнем Востоке. Россия и Египет выбраны в качестве объектов исследования, поскольку эти страны имеют богатую историю взаимодействия в религиозной сфере, которая станет базисом для сотрудничества религиозных институтов двух стран. Кроме того, Египет - одно из ключевых государств Ближнего Востока, где российское влияние никогда не было доминирующим, но именно там религиозные организации типа Русской православной церкви (РПЦ) наиболее активно и успешно проводили интересы России. Методологически статья опирается на исторический и эмпирический институционализм, а также сравнительный анализ и историко-генетический метод. Новизна исследования состоит в том, что разработаны четыре модели взаимодействия религиозных общин, которые построены на двух критериях, таких как: а) наличие религиозных институтов, представляющих интересы той или иной общины; б) статус религии в государстве (доминирующая или религия меньшинства). Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе выделенных особенностей государственно-церковных отношений в Египте предложены рекомендации по совершенствованию использования религиозных организаций России для продвижения государственных интересов в Египте.

Об авторах

Галина Олеговна Лукьянова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: lukianova-go@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-4033-4852

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук

Москва, Российская Федерация

Ольга Сергеевна Чикризова

Российский университет дружбы народов

Email: chikrizova-os@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-1678-0967

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Aceto, C. (2017). Shi’a in Egypt. One in a hundred: Analysis of sectarianism — confronting a controversial and fragmented community. Aahrus University. Retrieved from https://www.academia.edu/32601963/Shi_a_in_Egypt_One_in_a_Hundred_Analysis_of_Sectarianism_Confronting_a_Controversial_and_Fragmented_Community
  2. Adjban, I. I. (2015). Relations between the two Churches — Coptic and Russian — in the 19th — 21st centuries. Cairo: Rossijskie novosti publ. (In Russian).
  3. Belyakov, V. V. (2007). The role of humanitarian ties in intercultural interaction between Russia and Egypt (late 19th — mid 20th centuries) [thesis]. Moscow. (In Russian).
  4. Belyakov, V. V. (2010). Russia and Egypt: Intercultural interaction before Khrushchev and Nasser. In V. V. Belyakov & V. V. Naumkin (Eds.), Vitaleus: a collection of articles dedicated to the 70th anniversary of V. I. Sheremet (pp. 52—64). Moscow: Institut vostokovedeniya RAN publ. (In Russian).
  5. Chikrizova, O. S. (2018). “Ecumenism” in Islam: Historical stages of overcoming the Sunni-Shiʻite antagonism. Economic, Socio-Political, Ethno-Confessional Problems of Afro-Asian Countries. Yearbook, 166—172. (In Russian).
  6. Chikrizova, O. S., & Morozova, N. N. (2020). Shiʻism in Morocco: Historical heritage and modernity. Asia and Africa Today, (5), 28—35. (In Russian). https://doi.org/10.31857/S032150750009547-3
  7. Dannenberg, A. N., & Kasatkin, P. I. (2018). The Holy See in the Holy land: History and the present. MGIMO Review of International Relations, (2), 185—200. (In Russian). https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-2-59-185-200
  8. Egorin, A. Z. (1998). Egypt of our times. Moscow: IV RAN publ. (In Russian).
  9. Egorin, A. Z. (2016). Egypt — Russia: 500 years of cooperation. Kazan: Izd-vo Kazanskogo universiteta publ. (In Russian).
  10. El Masri, I. H. (1978). The story of the Copts: The true story of Christianity in Egypt. Book I: From the foundation of the Church by Saint Mark to the Arab conquest. Cairo: Middle East Council of Churches.
  11. Fahmi, G. (2019). The Rapprochement between Al-Azhar and the Vatican: Opportunities and Limits. In P. Sasnal (Ed.), Cooperation with religious institutions as a European policy tool (pp. 98—116). European Institute of the Mediterranean.
  12. Fox, J. (2015). Political secularism, religion, and the state: A time series analysis of worldwide data. New York, NY: Cambridge University Press.
  13. Fox, J. (2019). A world survey of secular-religious competition: state religious policy from 1990 to 2014. Religion, State & Society, 47(1), 10—29. https://doi.org/10.1080/09637494.2018.1532750
  14. Grim, B. J., & Finke, R. (2006). International religion indexes: Government regulation, government favoritism, and social regulation of religion. Interdisciplinary Journal of Research on Religion, 2, 1—40.
  15. Gibadullin, I. R. (2013). Shiʻism in Russia: The search of appropriate model of self-constitution within Russian Muslim community. In D. V. Brilev (Ed.), Islam in a multicultural world: Muslim movements and mechanisms of the reproduction of the ideology of Islam in the modern information space: a collection of articles of the international conference (pp. 67—88). Kazan, November 14—17, 2013. Kazan: Kazanskii (Privolzhskii) federal’nyi universitet publ. (In Russian).
  16. Goryachkin, G. V. (2014). Russian presence in Palestine as a factor in the relationship between the ruling dynasties of Russia and Egypt (late 19th — early 20th centuries). Orthodox Palestinian Collection, (110), 72—78. (In Russian).
  17. Hall, P. A., & Taylor, R. C. R. (1996). Political science and the three new institutionalisms. Political Studies, 44(5), 936—957. https://doi.org/10.1111/j.1467-9248.1996.tb00343.x
  18. Hurd, E. S. (2017). Beyond religious freedom: The new global politics of religion. Princeton, NJ: Princeton University Press.
  19. Kasatkin, P. I. (2011). Governance of church diaspora as a key problem of inter-Orthodox relations. Journal of Law and Administration, (4), 72—79. (In Russian).
  20. Kerimov, G. М. (1983). Problems of war and peace in Islam. Questions of Scientific Atheism, (31), 148—162. Moscow: Mysl’ publ. (In Russian).
  21. Khalil, M. A. M. (2019). Intercultural communication between Russia and Egypt in the 20th — 21st centuries: Political and religious aspects. Moscow: MGIMO-Universitet publ. (In Russian).
  22. Kirillina, S. A. (2000). Russian travellers and missionary figures in Egypt in the 19th — early 20th centuries and their views on the cultural upsurge in the Arab East. In Russia and the East: a view from Siberia at the end of the century: materials and abstracts of reports for the international scientific-practical conference. Irkutsk, May 24—27, 2000: in 2 volumes. Vol. 1 (pp. 250—255). Irkutsk: Ottisk publ.
  23. Kyrlezhev, A. (2016). Orthodox commonwealth: A typology of autocephalous churches. State, Religion and Church in Russia and Worldwide, 34(1), 74—101. (In Russian). https://doi.org/10.22394/2073-7203-2016-34-1-74-101
  24. Leustean, L. N. (Ed.) (2014). Eastern Christianity and politics in the twenty-first century. London — New York: Routledge.
  25. Martino, M. G. (2014). The State as an actor in religion policy: Policy cycle and governance perspectives on institutionalized religion. Wiesbaden: Springer.
  26. Oreshkova, S. F. (2018). The Ottoman Empire: Essays on history. Moscow: Rubezhi XXI publ. (In Russian).
  27. Peters, B. G. (2000). Institutional theory: Problems and prospects. Reihe Politikwissenschaft, 69, 1—28. Retrieved from https://www.ihs.ac.at/publications/pol/pw_69.pdf
  28. Petrunina, O. E., Gerd, L. A., & Vakh, K. A. (2020). The Alexandrian Patriarchate and Russia in the 19th century: Research and documents. Moscow: Indrik publ. (In Russian).
  29. Pratt, D. (2010). The Vatican in dialogue with Islam: Inclusion and engagement. Islam and Christian-Muslim Relations, 21(3), 245—262. https://doi.org/10.1080/09596410.2010.496656
  30. Pratt, D. (2015). Theology after dialogue: Christian-Muslim engagement today and tomorrow. Islam and Christian-Muslim Relations, 26(1), 89—101. https://doi.org/10.1080/09596410.2014.965882
  31. Shakhov, M. O. (2013). Legal basis for the activities of religious associations in the Russian Federation. 2nd edition. Moscow: Izd-vo Sretenskogo monastyrya publ. (In Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».